реклама

С больной головы на здоровую!

1 818 5 мин
Ситуация с ГОЗ-2011, не завершившаяся и в октябре, безусловно останется в памяти отечественного судостроения. Но очень хочется верить, что в памяти останется еще и конструктивный анализ сложившейся ситуации (в частности, по проблеме ценообразования), а не только сегодняшняя тяжелая, нервная обстановка. Правда, так хочется не всем! Любителям «половить рыбку в мутной воде» сегодняшняя обстановка - очень даже по душе. Вот и появилась очередная статья о ЦКБ «Лазурит» в так называемой ежедневной информационно-аналитической газете. Не знаю, есть ли в ней какие-то правила размещения публикаций, но в том, что нет запрета на заведомо ложную информацию, можно не сомневаться.
Вообще-то, опровергать подобные публикации очень легко из-за удивительно низкого уровня компетенции автора статьи, но трудоемко. Потому, что из истины там совсем немного, разве что несколько фраз: «Российская судостроительная промышленность переживает трудные времена. Но спекуляция на сложившейся обстановке недопустима. Позиция и принципиальность Минобороны РФ в этой ситуации абсолютно понятны. Деньги должны вкладываться в реальные проекты и разработки, а не в реализацию долгостроев, которые устаревают уже на этапе производства и "тянут" на протяжении десятилетий бюджетные деньги». Интересно, что эти фразы слово в слово кочуют из одной статьи в другую. Раньше это было у Н. Ермолаева в «Пол-Мистраля за спасатель», а теперь у г-на Е. Шаповалова. Что это? Один заказчик и много исполнителей? Или один автор и много псевдонимов? А может просто и у тех и других большие проблемы с камуфляжем истинных целей публикаций.

В остальном статья сильно напоминает известный диалог двух приятелей:
- Ты слышал! Оганесян на скачках выиграл миллион!
- Конечно, слышал! Но не Оганесян, а Петросян, не на скачках, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл!

Наверное, если бы не была затронута профессиональная честь Лазурита, то на все это можно было бы не тратить время. Итак, речь, в частности, идет о спасательном комплексе судна «Игорь Белоусов», включающем глубоководный водолазный комплекс и спасательный глубоководный аппарат, головным проектантом которых является Лазурит. Попробуем его сравнить с лучшим образцом, который имеется на вооружении стран НАТО - спасательным комплексом NSRS (включающим аппарат SR Nemo). Это совместная разработка ведущих европейских стран НАТО (Великобритания, Норвегия и Франция), которая выполнялась в период с 1996г. по 2008г.

Прежде всего, хотелось бы напомнить, что в 2000 году Лазурит (единственное предприятие из России) приглашали к участию в этом международном проекте. Но нас тогда, как говорится, «не выпустили». Зато у нас остались документы (в частности, отчет о возможности создания спасательной системы, включающий технико-экономическое обоснование), позволяющие в совокупности с другими публикациями о NSRS провести квалифицированное сравнение.

Так вот, комплекс NSRS (стоимость при продаже не менее 100 млн. долларов США):

в 2 раза уступает отечественному комплексу по эффективности проведения спасательной операции при тяжелых авариях, связанных с пребыванием личного состава под избыточным давлением;
является только спасательным комплексом (в отличие от отечественного комплекса не обеспечивает работу водолазов);
Кроме того, отечественный комплекс:

превосходит все зарубежные аналоги по предельной глубине работы водолазов в 1,7 раза;
имеет в своем составе систему регенерации гелия, не имеющую аналогов в мире, что позволит снизить эксплуатационные расходы;
отвечает всем требованиям российских нормативных документов (в частности ПВС, РТБ ВМФ и др.).
СГА проекта 18271, входящий в состав отечественного комплекса, по сравнению с SR Nemo (NSRS):

обладает большей вместимостью по спасаемым (в 1,67 раза по гарантированной вместимости), что обеспечивает соответствующее снижение времени эвакуации спасаемых из ПЛ и повышение вероятности их выживания;
имеет возможность работы с подводного носителя, в том числе подо льдом (Nemo – только с надводного носителя);
имеет более высокий уровень компьютерной поддержки экипажа СГА, более высокий уровень автоматизации и информационной поддержки. Обеспечивает автоматизированную посадку аппарата на аварийную лодку (кстати, стыковка под водой с инженерной точки зрения задача более сложная, чем стыковка в космосе);
обладает возможностью выполнения подводно-технических работ (Nemo – специализированный спасательный аппарат);
имеет меньшие расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт (титановый корпус, меньший (на 20%) расход электроэнергии на ходу).
Получается, что уровень нашей разработки выше мирового! По оценке экспертов НАТО только один из показателей (глубина работы водолазов) уже «дает России недопустимое преимущество». Не так уж плохо для сегодняшнего состояния судостроительной промышленности.

Конечно, это не только наша заслуга. ОАО «ЦКБ «Лазурит» очень благодарно своим контрагентам, прежнему и нынешнему руководству 40 ГНИИ МО, только в плодотворном сотрудничестве с которыми были получены такие характеристики. А вот мнение автора статьи об итальянской компании «Drass Galеazzi» — это скорее собственноручная расписка в некомпетентности и к мнению профессионального сообщества никакого отношения не имеет.

Теперь несколько слов о стоимости. Понятно, что автор, говоря о превышении стоимости в 2 раза, применял математический аппарат в виде операции деления. Вот только что на что нужно делить, видимо не понял! При сравнении стоимости импортных (серийных) аналогов со спасательным (головным) комплексом для «Игоря Белоусова» следует учитывать, что в стоимость отечественного образца в полном объеме входят затраты на проектирование. В стоимости зарубежных аналогов эти затраты отсутствуют, а также отсутствуют затраты на доставку, таможенные и брокерские услуги и НДС. Кроме того, к стоимости зарубежных аналогов необходимо добавлять стоимость монтажа комплекса на судне и испытаний комплекса в составе судна. Причем, при закупке зарубежного серийного комплекса (комплекса, соответствующего требованиям ВМФ, не существует) объединить системы управления комплекса и корабля в целом, в принципе, вряд ли возможно, или это будет очень дорого и долго.

В результате, если при сравнении стоимости все привести к единому знаменателю, то окажется, что отечественный комплекс еще и дешевле зарубежного при всех вышеизложенных технических преимуществах!

Так кому же так хочется выбросить Лазурит из проекта? Может тем, кто мечтает стать поставщиком серийного зарубежного комплекса. И ответственности никакой – за рубежом-то он работает! И финансовые потоки будут нужным образом направлены! Воистину, с больной головы на здоровую!

О сокращенном техническом проекте, упоминаемом в статье, к сожалению, в интернете не подискутируешь. Но мысль автора о том, что технический проект оказался настолько сокращенным, что завод не получил даже рабочей документации и, в результате, не может работать, говорит сама за себя – еще одна собственноручная расписка в уровне компетенции.

Теперь немного о собственниках, численности и зарплате. Удивляет не автор, с ним все понятно! А вот газета, называющая себя аналитической, удивила. Сегодня акционерные общества в соответствии с законодательством публикуют о себе столько информации и различных статистических данных, что совсем нетрудно было бы определить – при той численности, о которой говориться в статье, и том объеме работ, который выполняет ОАО «ЦКБ «Лазурит», все его сотрудники не иначе, как миллионеры! Кстати, в возрасте 45-50 лет, в среднем! И об акционерах общества, между прочим, вся информация является доступной, конечно, если есть желание узнать правду.

Я понимаю, что есть круг лиц, которым мешает ОАО «ЦКБ «Лазурит». И судя по обилию лжи и злости – очень сильно мешает. Понимаю, что есть псевдонимы и есть газеты, только с названием и электронным адресом. Мои вопросы не к ним, к другим, в том числе, к законодателям и власть имущим. А Вас не смущает, как просто можно опорочить, подставить под удар коллектив сотрудников? Пусть не в тысячу человек, а в несколько сотен. Но ведь высококвалифицированный коллектив, входящий в перечень стратегических предприятий страны. И дело не только в том, что компетентность специалистов ЦКБ подтверждена всеми необходимыми сертификатами и лицензиями. Дело еще и в конструкторском опыте и потенциале, позволяющем успешно решать совсем не простые задачи. Например, тот же технический проект по «Барракуде», в полномасштабном виде, по которому ЦКБ, якобы не желает ни с кем сотрудничать, коллектив способен выполнить в те же сроки, что и уважаемое ОАО «СПМБМ «Малахит». Может мы такая богатая страна, что для нас это мелочи?

И вопрос о закупке серийного зарубежного комплекса – это не только вопрос стоимости и сроков сдачи спасательного судна. В конечном итоге – это вопрос государственной стратегии. Будем закупать за рубежом технику даже тогда, когда собственный потенциал позволяет опередить мировой уровень?

М. Вайнерман, Генеральный директор ОАО «ЦКБ «Лазурит»
"Центральное конструкторское бюро "Лазурит", АО Нижний Новгород
+7 (831) 273-84-00, +7 (831) 273-00-69



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 29.12.2011, 09:42Всё гораздо проще. От зарубежного подрядчика легче получить откат - все финансовые операции производятся за рубежом и не проверяемы счётной палатой.
Свежие новости
"ЭкоходЪ 3" уже на воде!
15:30 / видео