реклама
22.07.2022 11:49 / вмф, вмф

Отсюда все дороги ведут на юг – 60 лет походу первой отечественной атомной подводной лодки на Северный полюс

0 321 2 мин
В истории «Электроприбора» 17 июля 1962 года – особая дата. В этот день шестьдесят лет назад атомная подводная лодка (АПЛ) К-3 с бригадой электроприборовцев на борту впервые в истории отечественного подводного флота достигла подо льдом Северного географического полюса.
Была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для ее решения. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического.
На совещании в нашем институте, посвященном поиску путей решения проблемы, Борис Евстафьевич Бутома, руководитель судостроительной промышленности, сказал: «С таким навигационным вооружением мы знаем, как идти к Северному полюсу, но не знаем, как идти оттуда обратно».
«Электроприбор» проблему решил. В дополнение к имевшемуся на К-3 навигационному комплексу «Плутон», который мог использоваться только до широты 80°, был размещен опытный образец нашего нового комплекса «Сила-Н», построенного на наиболее точном в то время шаровом гироскопе с газовой опорой ротора. Это позволило в приполюсном районе перейти от выработки курса гирокомпасами к хранению направления на полюс гироазимутами. Специальная обработка информации от гироскопических систем обеспечила малую возмущаемость выходных данных при маневрировании АПЛ. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат был изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180° меридиана и экватора.
 

В походе к полюсу участвовала бригада «Электроприбора» в составе: Н.П. Биденко, Р.В. Запатрина, А.А. Кузнецова, Б.К. Лукина. Руководителем был главный конструктор комплекса «Сила-Н» начальник отдела навигации Валентин Иванович Маслевский (в те времена это было очень большое подразделение примерно в четыреста человек).

Выходили к полюсу наиболее простым в навигационном отношении маршрутом – между Гренландией и Шпицбергеном, но с высокой вероятностью встречи с айсбергами, и они действительно попадались. Северного полюса достигли 17 июля 1962 г. в 6 часов 50 минут. Ледовая обстановка не позволила всплыть на полюсе, К-3 прошла в Западное полушарие, развернулась и вновь пересекла полюс. Только более чем в ста милях от полюса было найдено разводье, пригодное для всплытия, и штурман произвел обсервацию. Погрешность комплекса была значительной, но навигационная безопасность обеспечивалась.

О значимости этого достижения свидетельствует тот факт, что по возвращении 21 июля 1962 года экипаж К-3 встречало руководство страны во главе с Н.С.Хрущевым. Всем участникам похода были вручены государственные награды, в том числе В.И. Маслевскому – орден Ленина.
В дальнейшем за успешное решение проблемы навигации в Арктике наш институт получил первую государственную награду – орден Трудового Красного Знамени, была также награждена большая группа сотрудников.
Дорога в Арктику для советских АПЛ была открыта благодаря высокому уровню науки в нашем институте, профессионализму и мужеству участников полярного похода.

В.Г. Пешехонов, научный руководитель организации
"Концерн ЦНИИ Электроприбор", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 232-59-15, +7 (812) 232-99-70, +7 (812) 499-81-11



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости