реклама

Информационно - нормативное обеспечение полного жизненного цикла корабля. Опыт "САПР-Петербург", ГК

0 1571 7 мин
ООО "Бюро ЕСГ" руководитель направления NormaCS И. А. Казанцева. 

Заместитель директора А. А. Рындин ОАО "Адмиралтейские верфи".

Начальник отдела ИЛП, к.т.н. Б. Л. Резник


Интерес к теме поддержки жизненного цикла корабля, технологиям PLM (CALS, ИПИ) не только не угасает, но и выходит на качественно другой уровень – уровень государственной политики в сфере разработки и производства продукции, в том числе военного назначения.  Так, в выступлении на PLM – форуме, проводившемся в рамках Международного военно-морского салона 5 июня 2013 г. Члена Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации В.Я. Поспелова была подчеркнута возрастающая роль компаний – производителей в поддержке жизненного цикла. Указано, что вопрос поднимался на высшем государственном уровне, при проведении совещания о состоянии и перспективах развития ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", проведенного 21 мая 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным. По мнению министра обороны РФ С.К. Шойгу, все государственные контракты на 2014 год должны оформляться, как контракты на полный жизненный цикл.
Поддержка многообразия процессов на всех этапах жизненного цикла для такого наукоёмкого изделия, как корабль невозможна с использованием некоего единого программного средства. Например, автоматизация проектирования на соответствующей стадии и информационная поддержка борьбы за живучесть или логистическая поддержка на стадии ЖЦ эксплуатации – разнородные задачи единого процесса. В связи с этим, компания InterCAD рассматривает процесс информационной поддержки ЖЦ, как интегрированный комплекс программных, технических средств, мероприятий и технологий. Важным аспектом обеспечения всех этапов ЖЦ является информационно – нормативное обеспечение.
В настоящее время на современном рынке существует ряд продуктов – электронных баз нормативно - справочной документации. В судостроении широко применяется ПО NormaCS. Продукт неоднократно и подробно описан. Темой статьи не является еще одно его описание. Подчеркнув лишь то, что NormaCS давно и успешно используется в машиностроении, приборостроении, промышленном и гражданском строительстве и многих других отраслях, остановимся больше на практических аспектах применения этого ПО в судостроении.
Несомненно, для специалистов отрасли наибольший интерес представляет специализированная информация и документы, разработчиком и хранителем которой является НИИ "ЛОТ" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова". Создание электронной нормативной базы, действительно представляющей интерес и востребованной в судостроении, без участия базовой организации невозможно.
В связи с этим, был проведен совместный проект Бюро ЕСГ и НИИ "ЛОТ" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова", в результате которого была создана специальная конфигурация NormaCS - ЛОТ, содержащая разделы:
  • "Общие вопросы стандартизации и унификации в судостроении";
  • "Корпус и корпусные конструкции";
  • "Оборудование помещений";
  • "Судовое машиностроение";
  • "Судовое приборостроение";
  • "Судовая электротехника";
  • "Технология и изделия общего применения";
  • "Судостроительные материалы и их испытания";
  • "Изделия общей техники".
Отметим, что вся информация постоянно актуализируется и пополняется.
Наиболее успешными примерами в использовании продукта NormaCS – ЛОТ являются результаты внедрения на ОАО "Адмиралтейские верфи" и в ОАО "Северное ПКБ". Остановимся на кратком описании работ по внедрению на ОАО "Адмиралтейские верфи".
Прежде всего, в процессе внедрения, была решена задача конвертации в формат NormaCS – ЛОТ базы данных ранее используемого на предприятии ПО Технорма/ИнтраДок.
Для решения этой задачи была создана Программа автоматизированного (пакетного) внесения документов в систему по созданию собственных баз данных предприятия NormaCS Pro.
В процессе внедрения была решена задача нормативного обеспечения разработки конструкторской и технологической документации в Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD, Pro/Engineer. Для решения этой задачи были использованы встроенные интеграционные механизмы. Результатом явилась отработка автоматической простановки и проверки гиперссылок на нормативные документы:
  • в документах  MSOffice;
  • в документах (чертежах) AutoCAD;
  • В 3D-моделях и чертежах, разработанных с использованием Pro/Engineer.
Решение задачи расстановки ссылок на нормативные документы, позволило повысить качество проведения нормоконтроля. Теперь, прямо из контента, созданного в перечисленных средствах, возможен переход к нормативному документу, регламентирующему этот контент.
Руководитель направления NormaCS Бюро ЕСГ Ирина Казанцева подчеркивает: "Успешное внедрение системы NormaCS на ОАО "Адмиралтейские верфи" подтверждает как востребованную информативность системы для судостроения, так и ее широкие интеграционные возможности. Эти возможности широко используются для объединения в единое информационное пространство нормативно – справочной информации со средствами проектирования и разработки документов, используемых в отрасли на стадиях ЖЦ проектирования, строительства и модернизации корабля.".
Другим примером использования NormaCS является работа в ОАО "Северное ПКБ". О ней был подготовлен и представлен совместный доклад Бюро ESG и Северного ПКБ на PLM – форуме, проводившемся в рамках Международного военно-морского салона 5 июня 2013 г. От Бюро ЕСГ доклад готовили: руководитель направления И. Казанцева, ведущий программист отдела разработок Л.А. Гимейн. От ОАО "Северное ПКБ" в подготовке доклада участвовали: Ю.В. Ананьев, начальник отдела информационных технологий; И.В. Лысиков, начальник отдела качества.
При выборе системы в ОАО "Северное ПКБ" особое значение имела полнота баз данных и функционал. Несомненно, то, что в NormaCS хранится практически весь фонд отечественных нормативных документов по всем отраслям промышленности, включая судостроение, сыграло решительную роль в выборе по критерию полноты базы данных.
В пользу выбора NormaCS по критерию функционала сыграли следующие факторы:
  • Система позволяет создавать и собственные базы данных, в том числе – базы внутренних документов (нормативов, стандартов предприятия (СТП), распоряжений и т.д.).
  • Система оптимизирует процесс обмена информацией, ускоряет процесс разработки и проектирования. Это возможно благодаря наличию следующих функций:
    • NormaCS имеет встроенный модуль автоматизированного нормоконтроля, позволяющий производить проверку актуальности ссылочных документов, названия которых указаны в чертежах и рабочей документации. При этом сам нормативный документ не открывается;
    • Система интегрирована с основными используемыми приложениями: Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD.
Таким образом, NormaCS оказалась лидером среди нормативно – справочных систем и была выбрана Северным ПКБ для интеграции в производственный цикл в качестве мощного инструмента информационно – нормативного обеспечения.
В ОАО "Северное ПКБ" функционирует Служба стандартизации, входящая в состав Отдела качества, которая осуществляет организационно - методическое руководство уполномоченными по стандартизации в производственных подразделениях Бюро. Отдел качества подчиняется непосредственно Главному инженеру – представителю руководства Бюро в системе менеджмента качества.
Внедрение стандартов в Северном ПКБ производится в соответствии с ГОСТ РВ 0001–005–2006 “Система стандартизации оборонной продукции. Порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию” и СТП ИЕАШ.81-99 "Порядок внедрения стандартов на предприятии" и оформляется Указаниями Главного инженера. Контроль внедрения стандартов осуществляется ежегодно и оформляется актом о внедрении.
Фонд действующих (межгосударственных, национальных и отраслевых) стандартов на бумажных носителях, имеющийся в Бюро, составляет 6738 единиц.
Актуализация стандартов на бумажных носителях выполняется постоянно на договорной основе с ФГУП "Стандартинформ" и НИИ "ЛОТ".
На базе ПО NormaCS в ОАО “Северное ПКБ” проведено внедрение электронной библиотеки национальных, межгосударственных стандартов, а также нормативных документов судостроения (903 единицы). Используется сетевая версия (плавающая лицензия на 50 клиентских мест) NormaCS для обработки и просмотра документов.
В процессе внедрения использована одна из важных функций ПО NormaCS – возможность самостоятельно силами предприятия создавать БД нормативных документов, например внутренних стандартов. Такая БД была создана на Северном ПКБ.
Успешное внедрение NormaCS позволило:
  • Повысить качество проектно-конструкторских работ;
  • Оптимизировать для конструкторов процесс поиска, ознакомления и использования в работе стандартов;
  • Сократить трудоёмкость работ по актуализации стандартов, входящих в электронную библиотеку.
Процесс проведения нормоконтроля теперь автоматизирован. Пользователи могут вставлять ссылки в свои документы MS Word, MS Excel и получили возможность из этих пакетов сразу открывать соответствующий ссылке норматив, хранящийся в NormaCS. Ссылка создается путем копирования ее из буфера обмена или "перетаскиванием" (Drag-and-Drop).
Подобный инструмент реализован в NormaCS и для работы в AutoCAD: любой объект чертежа можно снабдить гиперссылкой на документ NormaCS. Например, можно построить ссылки на ГОСТы, описывающие используемые изделия, оборудование и материалы. Это позволит избежать потерь времени на повторный поиск нормативного документа в NormaCS: достаточно лишь перейти по ссылке и убедиться в его актуальности.
Размещение ссылки на документ позволяет решить следующие задачи:
  • Сэкономить время на повторный поиск и открытие документа;
  • Проверить используемый документ на актуальность;
  • Убедиться в правильности написания обозначения документа.
Этот функционал гарантирует актуальность использованного в процессе проектирования документа, а также позволяет избежать опечаток и ошибок, что, в конечном итоге, существенно упрощает работу нормоконтролера.
Для автоматизации нормоконтроля в NormaCS предусмотрены специальные инструменты:
  • система может автоматически найти присутствующие в тексте обозначения нормативных документов и расставить на них ссылки;
  • ссылки на документы NormaCS (добавленные вручную или автоматически) можно проверить на актуальность нажатием одной кнопки – система пометит "проблемные" (отмененные, замененные документы, выдаст информацию о прошедших правках и обновлениях и т.д.).
NormaCS постоянно развивается. В ближайших перспективах сотрудничества с нашими ключевыми Заказчиками, определяющими дальнейшее развитее Системы, запланированы следующие направления:
  • Переход к механизму ежедневных обновлений;
  • Построение корпоративных распределенных баз данных;
  • Переход на "облачные" технологии.
Несомненно, приведенные примеры затрагивают в основном, лишь один этап ЖЦ корабля – проектирование и часть следующего этапа ЖЦ – строительства. Добавим, что мы рассматриваем информационное нормативное обеспечение как неотъемлемую часть, одну из задач информационного обеспечения ЖЦ корабля на всех стадиях, с одной стороны. С другой же стороны, в описаниях и реализациях информационной модели корабля, нормативному обеспечению, должного внимания пока не уделено.
На наш взгляд, нормативная информация, должна быть включена в структуры информационной модели корабля на общих принципах построения информационной модели, а именно:
  • Существует набор нормативных документов, представляющих интерес на нескольких, а иногда и на всех стадиях ЖЦ;
  • Для каждой стадии ЖЦ существует информационный срез, представляющий интерес именно для этой стадии. Говоря иначе, существует набор нормативов, применимых только на той или иной стадии;
  • Доступ к тем или иным нормативам должен быть организован из соответствующей стадии ЖЦ информационной структуры ("информационного среза") соответственно для КБ, завода, эксплуатирующей организации;
  • Должны быть организованны пополнение информации БД и ее актуализация.
На первый взгляд, задача вполне реализуема в рамках единой среды - информационной модели корабля следующим способом: достаточно лишь "добавить необходимые документы для разных стадий". В реальности же, ведение БД нормативов в рамках всех стадий ЖЦ – очень специфичная задача, обусловленная тем, что жизненный цикл такого наукоемкого изделия, как корабль, вобравшего огромное количество предметных областей обеспечивается набором нормативных документов множества отраслей. Разработкой этих документов занимаются различные организации. Нормативы постоянно корректируются, обновляются. Кроме того, потребителями информации на разных стадиях ЖЦ являются различные организации, которые территориально распределены.
Для выполнения перечисленных задач, ПО NormaCS имеет весь необходимый функционал, на описании которого не будем останавливаться в очередной раз. Подчеркнем лишь то, что высокие интеграционные возможности этого программного обеспечения и запланированный переход к облачным технологиям построения БД позволят подключить NormaCS к информационной модели корабля и решить задачу обеспечения ЖЦ на всех стадиях в составе интегрированной информационной модели.
"САПР-Петербург", ГК Санкт-Петербург
+7(812) 3-091-091



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Какая рыба составляет основу улова супертраулеров РРПК
11:55 / рыболовство