Реализация государственных программ под большим вопросом (часть II)

- A + КомментарииПрочитано 2317 раз   |
Отечественное судостроение в удручающем состоянии. Похоже, отрасли требуется не "перезагрузка", не оздоровление, а - реанимация. В кадровой политике в первую голову.
Смотрим официальные документы - по существу, добротно и основательно. Вполне оптимистично, даже бодрит. Но на деле - положение плачевное. Впечатление полного провала? Или не так все плохо?.. Мы продолжаем непростой разговор о реализации Государственных программ, который начат в первой части статьи (Корабел.ру).

Определившись с целями и сформулировав задачи, разумно задаться вопросом, какими силами будут реализованы проекты? Поговорим о состоянии рынка труда в отрасли, не забывая всякий раз оглянуться на Государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" и ее подпрограмму "Развитие кадрового потенциала судостроения" (Минпромторг)

"Сытый голодного..."

В канве этой статьи рассматривать динамично развивающийся оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не станем. Он активно и мощно выходит на передовые рубежи. Ожидается, что ОПК станет определять ключевые драйверы развития отечественной судостроительной отрасли. Пугает одно: не заигрались бы на местах исполнители. Как бы "увлечение ОПК" не оставило за бортом развитие гражданского судостроения, ведь многие в отрасли сетуют на то, что предприятия ОПК превращаются в "пылесосы" средств, преференций, дотаций и, конечно же, кадров. У потенциального соискателя уже выработалась мотивация - ОПК наиболее привлекателен с точки зрения зарплат, расположения места работы (город, инфраструктура и т.п.), развитие "социалки". Престижность, наконец. Недаром иногда приходится слышать о предприятиях оборонно-промышленного комплекса - "сытые". На фоне ощутимых успехов "оборонки" иные направления в лучшем случае буксуют, а в худшем...

О конкурентоспособности нашей судостроительной отрасли говорить не приходится. Ключевые показатели ее развития остались на уровне первой половины прошлого века, а то и ранее. Продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза превышает такой же показатель у наших иностранных конкурентов. Трудозатраты отечественных судостроителей - в зависимости от направления - в 3-4, а то в 5 раз выше, нежели за рубежом! Достаточно поднять характеристику состояния отрасли, представленную в "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (от 06.09.2007 года). Неудивительно, что заказы на строительство гражданских судов размещаются за рубежом. Многие крупные корпорации, завязанные на морские и речные перевозки, открывают собственные судостроительные направления, хотя ранее об этом даже не думали.

Вспомним, как в конце августа 2013 года президент в ходе рабочей поездки в Приморский край указал на болевые точки судостроительной отрасли: низкая производительность труда, неконкурентоспособность, устаревшая материально-техническая база, неэффективное расходование средств на реализацию стратегически важных программ (Kremlin.ru). Пенял на то, что суда заказывают у корейцев. Времена были спокойные - о возможности каких-то там "западных санкций" никто не помышлял.

Президент и правительство неоднократно поднимали вопрос о состоянии судостроения - принимались решения. Постановлением правительства РФ от 21.05.2015 №154 "Приоритетные сектора российской экономики" машиностроительный комплекс (в том числе - судостроение) отмечен первой строкой. Однако, как годы назад, так и сегодня, первостепенными требованиями для реанимации судостроения в России были и остаются: добротная научно-техническая база, управляемый и понятный бизнес и выстроенные отношения с заказчиком без административных излишеств и проволочек. Но опять-таки без внятной социальной и кадровой политики в отрасли решить застарелые задачи невозможно. По классике, нерешенная вовремя задача, отложенный "на потом" вопрос — проблема. Ворох проблем растет и растет.

Кадры решают... Что?

В кулуарах XIX Международного форума "Российский промышленник", проходившего в начале октября в Санкт-Петербурге, руководитель одного из весомых российских бизнес-сообществ в беседе об этапах развития отечественного судостроения, оговорился: "Все просто. Как в фильме "Щит и меч", по названию серий - "Без права быть собой". Это мы, надеюсь, видели. Теперь смотрим "Приказано выжить…", далее - "Обжалованию не подлежит". Любопытно, что ожидает нас на "Последнем рубеже"?

На сегодняшний день в отрасли, как и прежде, крайне востребованы токари-универсалы и электрогазосварщики - входят в топ-5 наиболее ожидаемых специалистов рабочих профессий. В этой связи в России возрастает число, так называемых "дефицитных" в кадровом отношении регионов. К ним можно отнести, помимо крупных промышленных центров, Московскую, Ленинградскую, Калужскую, Мурманскую, Липецкую, Магаданскую, Рязанскую, Саратовскую, Нижегородскую, Архангельскую, Челябинскую области и Красноярский край. На грани катастрофы состояние кадрового рынка в Приморье, нарастает кадровый голод на Дальнем Востоке, Сахалине и в Ставропольском крае. Рабочие профессии востребованы практически везде и на крупных, и на средних и малых предприятиях и компаниях этих регионов - в основном в части рабочих и специалистов среднего звена. Требуются толковые - не по диплому - управленцы. Ситуацию обостряет старение населения. Пополнения трудовых ресурсов не наблюдается. Демографическая ситуация только-только начала выправляться. А работать надо сегодня.

Отмечу, что к "дефицитным" относятся регионы с развитой инфраструктурой, где реализуются инвестиционные проекты, создаются инновационные кластеры и экономические зоны. В них чрезмерен кадровый голод, и они, по понятным причинам, оттягивают всеми правдами и неправдами на себя трудовые ресурсы. Именно "дефицитные регионы" провоцируют шквал внутренней миграции. В "приоритете" мигрантов, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. Здесь растет число вакансий при низкой трудовой активности и мобильности местного населения, здесь более высокие зарплаты. Срабатывает известный с былых времен миф о "лучшей жизни" в крупных городах. Остановимся на Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые по многим показателям в числе благополучных.

По мнению директора рекрутингового портала "HeadHunter Северо-Запад" Юлии Сахаровой, положение на рынке труда в отрасли на северо-западе страны близко к катастрофическому, что уж говорить о других, депрессивных регионах. Наблюдается существенное кадровое отставание по подбору ключевых специалистов. Некоторых фактически не найти - "штучные позиции". Так, на "Балтийском заводе - Судостроение" несколько месяцев не могли закрыть вакансию "инженера-нормировщика". Примеры частные? Однако показательные - так по всей отрасли.

В регионе в настоящий момент количество стареющего населения перекрывает показатель прироста молодого трудоспособного. Об этом нам еще предстоит говорить. Полностью отсутствует интерес к рабочим профессиям - не престижно. Нынешние выпускники школ "заточены" на получение любой ценой диплома о высшем образовании. В технические вузы идут, но, как показывает практика, далее трудоустраиваться по профессии не хотят. Сегодня до 80% молодых людей в Санкт-Петербурге и Ленобласти имеют высшее образование. Выкладки исследования "HeadHunter Северо-Запад" основываются на достаточно свежих - иных пока нет - данных по судостроению (см. галерею-вкладку ниже).
 
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 1. HeadHunter Северо-Запад
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 2. HeadHunter Северо-Запад
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 3. HeadHunter Северо-Запад
 
 
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 4. HeadHunter Северо-Запад
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 5. HeadHunter Северо-Запад
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 6. HeadHunter Северо-Запад
Состояние кадрового рынка в судостроении России. Слайд 7. HeadHunter Северо-Запад

"Приказано выжить..."

Тимофей Котов, начальник сектора профессионального обучения и профориентации комитета по труду и занятости населения администрации Ленинградской области, отмечает, что правительством области принят ряд документов по выправлению положения на рынке труда в промышленном секторе (в т.ч. в судостроении): Постановление правительства ЛО от 16.12.2013 года №431 "О концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы", Соглашение №21-12 от 22.03.2012 года "О взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений" и ряд комплексных планов профориентационной работы муниципальных районов (городском округе) Ленобласти.

Программы приняты, но до их реализации, ох как далеко... Казалось бы, в профориентации заинтересованы все стороны. А на "тормоза" давят не столько чиновники, сколько те, кому это жизненно необходимо, - предприятия. Всего 9% из общего числа по Ленинградской области участвуют в целевых программах. Такой же сложностью почему-то оказалась организация производственной практики для учащихся ссузов - до руководства некоторых промышленных предприятий не достучаться! К слову весьма любопытным является раздел областного профильного Комитета, связанный непосредственно с обсуждаемой темой.
 
 
Спрос и предложение рабочей силы
в промышленности Ленобласти. Слайд 1. 
Спрос и предложение рабочей силы
в промышленности Ленобласти. Слайд 2. 
Спрос и предложение рабочей силы
в промышленности Ленобласти. Слайд 3. 

Но программы подготовки кадров часто не стыкуются с программами Комитета по образованию, спущенными Минобрнауки, которые ориентированы на "инновацию и модернизацию". Например, что прикажете делать с выпускниками средних и средне-специальных учебных заведений, которых учили работе на автоматизированной технике, станках с ПУ? Например, на одном из ведущих предприятий Санкт-Петербурга, весомо представленном на внутреннем и внешнем рынке, средний возраст высококвалифицированных станочников составляет... 58 лет. Это не шутка. Нет специалистов, знакомых с "устаревшим" оборудованием и техникой. И другой не предвидится.

Молодой специалист, приходя на завод, попросту не знает с какой стороны подойти к токарному или фрезерному станку. Иногда не в состоянии самостоятельно заправить резец. Если такой остается работать, то вынужден переучиваться. О какой мотивации может идти речь! Потому-то отдел кадров вынужден делать ставку на пожилых станочников или мигрантов - внутренних и внешних. Это по рабочим позициям. Не лучшая картина и с кадрами ИТР. Оценивая ситуацию на кадровом рынке, директор по персоналу ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК) - предприятия благополучного, - Наталья Жданова указывает на основные проблемы в области управления персоналом - они общие для всей отечественного судостроения:
  1. отсутствие сформированного долгосрочного портфеля заказов;
  2. низкий уровень престижности рабочих профессий;
  3. слабый уровень профессионального образования;
  4. отсутствие полноценной жилищной программы для сотрудников;
  5. ограниченный рынок труда в г. Выборг;
  6. неконкурентоспособный уровень оплаты труда по сравнению с Санкт-Петербургом.

Существенно осложнила ситуацию "прежняя история" ВСЗ с частой сменой владельцев предприятия. В планах "Выборгского судостроительного" программы по омоложению кадров, мотивационные мероприятия, полноценная жилищная программа для иногородних и молодых специалистов, многое делается в плане привязки реального производства к системе обучения и развития. Основные показатели ниже в галерее-вкладке. Опыт предприятия показателен.
 
Кадровая политика на ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК). Слайд 1
Кадровая политика на ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК). Слайд 2 
Кадровая политика на ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК). Слайд 3 









Судостроение - штука серьезная. На раз-два корабля не слепишь. Это сложный многоуровневый механизм, который не приемлет дилетантизма. Компанейский подход чреват срывами, бюрократическими проволочками, межведомственной неразберихой. Изобретать некие новые подходы к реализации поставленных - пусть, на первый взгляд, неподъемных - программ опасно. Чередой идут заседания, конференции, совещания, а результаты? Этой публикацией "Корабел.ру" приглашает всех заинтересованных к продолжению серьезного разговора. Главное, чтобы тема не утонула в болтовне.
"Корабел.ру" выражает благодарность за помощь в подготовке публикации Ирине Панченко,
старшему вице-президенту Ленинградской областной торгово-промышленной палаты - исполнительному директору
Поделиться новостью
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Россия, Выборг+7(81378)2-64-32
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Россия, Москва+7(495) 617-33-00


Комментарии   17.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 14.10.2015, 17:11Давайте лучше начнем с потребления, вернее потребителей судов - мрсских судоходных компаний, речников, рыбаков и их перспектив развития. Будет спрос - предложение не заставит себя долго ждать. Все-таки сейчас рынок и манны небесной от государства ждать уже не приходится.
-1+
#Донской Алексей Владимирович, 14.10.2015, 20:24Морские судоходные компании, речники и рыбаки работают и развиваются каждый в меру своих возможностей и свои перспективы понимают. Если у кого-то есть, что предложить, то пусть предлагают. Некоторые так и делают. Это прямая задача судостроителей - анализировать и планировать потенциальный спрос заказчиков и делать разумные предложения. А рассуждения типа - пусть государство обеспечит наше развитие, да приведет заказчика, да покажет нам спрос (а еще лучше принудительно обеспечит спрос) и вот тогда "наше предложение не заставит себя долго ждать" - это бред. Нужно самим задницу поднять и побегать "за спросом". Ждать никто не будет, люди делом заняты. 
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 14.10.2015, 20:36А еще спрос можно создавать :-) Даже нужно...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 14.10.2015, 21:28Прекрасно! Так расскажите пожалуйста на страницах Корабела как формируется и создается спрос на услуги морского и речного транспорта в рамках мировой транспортной системы ))) А то ряд отечественных корабелов о существовании этого спроса и не подозревают. Полагают, что его еще ждать и ждать (от государства естественно) )))
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 15.10.2015, 10:32Грузовой базой отечественного флота также надо заниматься. Это серьезный вопрос и государства и частников.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 16.10.2015, 18:14Грузовой базой должны заниматься в первую очередь коммерческие службы судовладельцев вне зависимости отечественные они или нет. Вопросы государства - не "грузовые базы" какого-либо флота, а создание условий международной торговли и внешнеэкономической деятельности.
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 15.10.2015, 11:30Мне пришлось с этим столкнуться только раньше, несколько лет назад. Разговаривал с директором книжного магазина. Спрашиваю, почему стало мало книг, говорит у студентов спрос на книги-шпаргалки. Если, говорит, что надо, то под заказ.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 15.10.2015, 11:55Профессиональную литературу в магазинах практически не продают, ну разве что общеинженерных дисциплин, это везде так - хоть Москве, хоть в Лондоне. Все покупаю через интернет-магазины, и кстати она довольно дорого стоит.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 15.10.2015, 12:05Альберт Георгиевич, я понимаю, какую литературу Вы имеете в виду, она действительно малотиражная и весьма недешевая. Я-то имел в виду именно учебную литературу, которую нужно дома или на работе под рукой иметь. Забываются темы, иногда освежать в памяти нужно.
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 15.10.2015, 11:32А по интернету, то новые книги там практически не размещают.
-2+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 17.10.2015, 18:54Всем доброго времени суток. Хотелось бы дополнить комментарием по кадровому вопросу. Сам являюсь инженером-конструктором (речное судостроение). Я относительно молодой и по возрасту (29 лет) и по проектному опыту (5 лет) раньше в плавсоставе работал на реке. И скажу так куда не отправь резюме то такие смешные условия предлагают что и работать не захочешь. А все только жалуются что нет конструкторов с опытом и знаниями и желательно помоложе. Все это отговорки. Хотят взять так чтоб платить минимум (как приезжим из стран СНГ) а еще желательно бесплатно чтоб работали. Я на эту тему уже писал на этом портале. Я сам из Омска и скажу так... Инженеру-конструктору 2 кат. (судостроение) платят зарплату в лучшем случае 20 т.р. А требований как к конструктору в единственном лице. О чем можно говорить... На одно из предприятий (называть не буду) в Санкт-Петербурге предлагали работу ведущего инженера-конструктора аж до 35 т.р. (бешеные бабки). С учетом того что специалиста, пусть и с не очень большим далее...

Предыдущая новость