реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

"В мире нет аналогов!": в Санкт-Петербурге спустили на воду корабль "Иван Папанин"

Сегодня, 25 октября, на "Адмиралтейских верфях" состоялась торжественная церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" проекта 23550 (заводской №02460). Как проходило событие - читайте в нашем свежем репортаже.
Немного о корабле и проекте

"Иван Папанин" - патрульный корабль ледового класса, который предназначен для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов в порт, а также сопровождения и поддержки судов обеспечения. Корабль проекта 23550 обладает возможность поражать морские, воздушные и береговые цели. Ввиду своего ледового класса - Arc7, он способен преодолевать лед толщиной порядка 1,7 метров.
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

Основные технические характеристики проекта 23550:
  • Длина, м - 114;
  • Ширина, м - 20;
  • Осадка, м - 6;
  • Мощность, МВт - 15;
  • Водоизмещение, т - около 9 тыс.;
  • Экономическая скорость хода, узл. -  около 10;
  • Полная скорость хода, узл. - около 18;
  • Дальность плавания, миль - около 10 тыс.;
  • Автономность, сут. - 60.
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

Известно, что "Иван Папанин" будет вооружен переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой. Согласно проекту, на корабле предусмотрена возможность постоянного базирования вертолета. Вместе с этим, на "Иване Папанине" будут установлены радиолокационная станция освещения воздушной и надводной обстановки, а также гидрометеорологическая станция.
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

По словам генерального директора "Адмиралтейских верфей", на корабле проекта 23550 реализована более совершенная навигационная система в отличие от ледокола "Илья Муромец". А начальник техуправления ВМФ России подчеркнул, что на "Иване Папанине" установлена уникальная дизель-электрическая установка, похожих по мощности и компоновки на кораблях подобного класса еще не было.
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

Напомним, что контракт на строительство корабля проекта 23550 был подписан 25 апреля 2016 года.

"У российской Арктики и "Ивана Папанина" светлое будущее!"

Сегодня в Санкт-Петербурге прекрасная осенняя погода - +13 градусов тепла и неутомляемое солнце, которое грело огромное количество гостей и участников на достроечной набережной, близ стапеля 5С цеха №8 "Адмиралтейских верфей".
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

В церемонии спуска приняли участие генеральный директор завода-строителя Александр Бузаков, начальник техуправления ВМФ России, контр-адмирал Игорь Зварич, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко и вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов.
 
Александр Бузаков, генеральный директор "Адмиралтейских верфей" / Корабел.ру

Первый слово взял глава "Адмиралтейских верфей": "Уважаемые адмиралтейцы, уважаемые гости! Сегодня мы спускаем патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин" проекта 23550, разработанный ЦМКБ "Алмаз". Для всех это праздничное событие. 60 лет назад - 3 декабря 1959 года с этих стапелей сошел атомный ледокол "Ленин". За это время мы накопили огромный опыт строительства ледокольного флота как для гражданского назначения, так и для военного. Строительство "Ивана Папанина" - это уже новый вызов для нашего коллектива. Примечательно, что на этом же стапеле заложена и строится ледостойкая платформа "Северный полюс", одноименная платформа научно-экспедиционной станции, которой руководил Иван Папанин в 1937 году. Это символично! Корабль сочетает в себе и ледокол, и патруль, и научно-исследовательское судно. Арктическая группировка ждет корабли такого класса. Всех с праздником!"
 
Игорь Зварич, начальник техуправления ВМФ России / Корабел.ру

Затем выступил контр-адмирал Игорь Зварич: "Сегодня происходит спуск на воду принципиально нового патрульного корабля для Военно-морского флота России. "Иван Папанин" предназначен для выполнения поставленных задач в суровых условиях Арктики. Для этого конструкторы предусмотрели на нем сверхпрочный корпус, мощную главную энергетическую установку, современное вооружение".
 
Георгий Полтавченко, председатель Совета директоро ОСК / Корабел.ру

Следующим слово взял Георгий Полтавченко: "Каждый спуск корабля - это, несомненно, праздник. Но еще это и подарок конструкторам, которые создали его. Прославленный ЦМКБ "Алмаз" в этом году празднует свое 70-летие. И мне кажется, что это самый лучший подарок от адмиралтейцев для КБ - спуск такого красавца. Со спуском каждого корабля и судна, предназначенного для развития и защиты интересов России в арктическом регионе, понимаешь, что наша страна всерьез и надолго занимается освоением северных широт.  Арктика - это мирная территория, поэтому одной из главнейших целей России на долгие годы является ее мирное освоение. Для этого необходимы новые суда, новые мощности. Об этом говорил и наш президент Владимир Путин. "Иван Папанин" способен решать самые сложные и многообразные задачи, причем конструктивные характеристики позволяют решать их в условиях Крайнего Севера. Уверен, что у корабля проекта 23550 и российской Арктики большое и светлое будущее!"
 
Крестная мать корабля "Иван Папанин" Валентина Романенко / Корабел.ру

Крестной матерью корабля "Иван Папанин" проекта 23550 стала племянница Ивана Дмитриевича Папанина, научный сотрудник дома-музея Папанина Валентина Романенко.

"Такого в мире больше нет!"

После того, как корабль "Иван Папанин" впервые коснулся воды, наш корреспондент Кирилл Воловик встретился с главным конструктором проекта 23550 ЦМКБ "Алмаз" Борисом Лейкисом и вкратце обсудил судно.

- Борис Абрамович, вы как никто другой можете описать уникальные особенности корабля проекта 23550. Расскажите о них подробнее.

- Уникальность "Ивана Папанина" заключается в том, что в мире подобных кораблей не существует. Ни одна страна мира пока такие суда не проектирует и не строит. Это настоящий боевой корабль, который спроектирован в полном соответствии с требованиями, предъявляемые подобным кораблям ВМФ России, вместе с тем, он имеет все необходимые конструкторские особенности и устройства, которые делают его ледоколом. Подобное решение дает ему возможность без сопровождения ледоколов зайти туда, куда обычные боевые корабли зайти не могут. И там "наводить порядок" с учетом его возможностей и поставленных задач. То есть не наблюдать со стороны и угрожать им пальцем, а при необходимости принять активное участие.

- Насколько я помню, Александр Шляхтенко в разговорах об "Иване Папанине" рассказывал о его уникальных особенностях обитаемости командного состава. 

- Об обитаемости корабля "Иван Папанин" лучше сказать так - стоит один раз посмотреть, чтобы все понять. В принципе, наше КБ уделяет особое внимание обитаемости судов и кораблей, которые проектируем. Автономность корабля составляет 60 суток, люди 60 суток находятся в отрыве от родных берегов в суровых арктических условиях. Поэтому обитаемость должна быть создана достойная. В каждой каюте "Ивана Папанина" у нас имеется санблок. Все живут в максимум четырехместной каюте, в основном на корабле есть одно-, двухместные каюты. Кубриков - нет вообще. 
 
Борис Лейкис, главный конструктор проекта 23550 ЦМКБ "Алмаз" / Корабел.ру

- Борис Абрамович, интересует вопрос с "Манулом". Его проектирует и строит КБ "Нептун" именно для корабля "Иван Папанин". Что скажете об этом СВП? Видели ли его уже? Не кажется ли, что "Манул" достаточно дорогой?

- "Манул" проектировался специально для нашего корабля. На нем предусмотрен арктический пакет, который обеспечивает запуск и эксплуатацию СВП в суровых условиях. Это не традиционное судно на воздушной подушке, оно отличается тем, что имеет особенные характеристики, позволяющие эксплуатировать "Манул" при минус 20 градусах минимум. Сейчас СВП "Манул" находится в строительстве, мы еще его не видели. Конечно, есть суда, которые стоят меньше, но они встанут в Арктике колом и будут стоять. Понимаете, мало заплатишь - ничего не получишь. Здесь же к "Манулам" совершенно другие требования предъявляются, отсюда и требуются другие деньги. Это то самое СВП, которое будет работать в тех условиях, что и "Иван Папанин". А если он не будет работать, тогда мы будем спрашивать со строителей.

- Напомните, пожалуйста, когда корабль проекта 23550 уйдет на испытания и в каком году войдет в состав ВМФ России?

- "Иван Папанин" уйдет на свои первые испытания через три года - в 2022 году, а флот получит корабль в 2023-м.

Что дальше?

На пресс-подходе Георгий Полтавченко крайне позитивно отзывался о будущем подобных кораблей проекта 23550. По его словам, в перспективе такие суда как "Иван Папанин" будут обслуживать безопасность Северного морского пути - северного коридора, который Россия будет эксплуатировать для развития Арктики, ее инфраструктуру.
 
Корабль "Иван Папанин" / Корабел.ру

Глава "Адмиралтейских верфей" Александр Сергеевич отметил, что коллектив завода надеется, что серия кораблей проекта 23550 будет продолжена, а для пограничников похожие корабли будут строить корабелы Выборгского судостроительного завода. 
 
Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру

[Больше фотографий в Галерее снизу]



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Зюзин Сергей Васильевич, 25.10.2019, 16:48Поздравляем!
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 , 26 Апреля 2024 / рыболовство