реклама

Россия и Европа: сюрпризы нефтяного эмбарго

0 1266 10 мин
"Объединенная" Европа никак не может прийти к единому мнению по вопросу отказа от российской нефти. Последствия этого шага, могут стать крайне серьезными для обеих сторон, только для одной болезненными, а для другой – смертельными.

Начнем с того, что еще в марте руководство Еврокомиссии анонсировало планы полностью запретить ввоз в страны ЕС сырой нефти через полгода – т.е. к концу сентября 2022-го. Прекратить же импорт нефтепродуктов российского производства предлагалось в 2023 году, но...

Гора и мыши
Тем не менее, уже в апреле ожидаемый срок введения эмбарго на поставки нефти был продлен до девяти месяцев, а тема нефтепродуктов почему-то вообще исчезла из информационной повестки дня западных медиа.

Но стоило только представителям "объединенной Европы" приступить к конкретному согласованию положений шестого пакета антироссийских санкций, как выяснилось, что и эти пролонгированные сроки оказались чересчур оптимистичными.

Целый ряд государств Евросоюза (преимущественно не имеющих выхода к морю) высказались категорически против срочного введения запрета на поставки "черного золота" из России. В результате, Еврокомиссия вынуждена была пойти на уступки, предложив продлить перенести введение обязательного эмбарго Венгрией, Словакией и Чехией до 2024 года.

Однако и это не внесло в "жесткую коллективную" позицию ЕС ожидаемого единства. В частности, Будапешт заявил, что отказа от российской нефти стране потребуется не менее пяти(!) лет, да еще потребовал у официального Брюсселя компенсации всех связанных с этим издержек. В том же ключе (только без указания конкретных сроков) высказались Братислава и Прага.

Видя явную податливость Еврокомиссии, к "протестантам" присоединилась еще и Болгария, да и Франция не стала торопиться с публичной коррекцией озвученных ранее сроков запрета на импорт нефти и нефтепродуктов из России – 2027 год... Таким образом, путем длительных и жарких споров Евросоюз пришел к тем же выводам, что и российский Минэнерго двумя месяцами ранее, а именно – что отказаться от закупок нашего "черного золота" Европе не удастся ранее чем через пять лет.

На фоне этих разногласий официально назначенная ранее дата согласования шестого пакета санкций была перенесена сперва на 5-е, а затем и на 15-е мая. А между тем произошли весьма интересные события, лишь укрепившие позиции России на мировом нефтяном рынке.

Во-первых, как раз 5 мая члены "расширенного" клуба ОПЕК+ приняли решение с июня текущего года увеличить добычу нефти только на 432 тыс. баррелей в сутки. Это действительно оказалось каплей отрезвляющей реальности в море ожиданий "недрузей" России, которые надеялись на то, что ОПЕК согласится поднять добычу хотя бы на 1,5-2 миллиона барр./сут., компенсируя им отказ от российской нефти.

Примечательно, что достигнутое ОПЕК+ соглашение позволяет нефтяникам Российской Федерации нарастить добываемые объемы на 114 тыс. баррелей – до 10 млн. 663 тыс. барр./сут. Итак, Россия твердо уверена в своих возможностях и дальше увеличивать добычу "черного золота", а значит рассчитывает наращивать и его экспорт – не смотря на все уже введенные и ожидаемые санкции.

Во-вторых, в ходе торгов уже внутри ЕС, 10 мая было объявлено об отказе от запрета на перевозку российской нефти танкерами европейских компаний, которые контролируют львиную долю мирового наливного тоннажа. Таким образом, Евросоюз фактически признал невозможность прекращения экспорта нефти из России морским путем.

Более того – оговорка о возможных поставках европейскими операторами российского "черного золота" в некие "третьи" страны наталкивает на мысль, что таким образом государства ЕС готовили лазейки для облегчения его "серого" импорта на свои НПЗ уже после официального закрытия своих же портов для танкеров под российским флагом.

Правда, запрет на страхование судов с "русской" нефтью на борту пока остается в силе, но поиск "законных" путей для его обхода готовятся уже сейчас. В качестве одного из вариантов предлагается "разбавление" российской нефти другими марками в пропорции 49% на 51%, после чего она вполне уже может не считаться российской...

Чем же в сложившихся обстоятельствах "нефтяные" санкции могут реально угрожать российскому бизнесу и чего следует опасаться самим европейцам?

Занимательная арифметика
Согласно экспертным оценкам Администрации энергетической информации США (EIA), по итогам 2021 года на страны Евросоюза пришлась почти половина всех поставок нефти и конденсата из России, причем тройку лидеров составили Нидерланды (640 тыс. барр./сут. ) Германия (490 тыс. барр./сут.) и Польша (280 тыс. барр./сут.)

Структура экспорта нефти и конденсата из России по странам-получателям в 2021 г (%) / Источник: EIA

В первые месяцы 2022 года данная картина в целом сохранилась. Так, по итогам января самым крупным импортерами российской нефти стали Китай, закупивший ее на $3,54 млрд., Нидерланды ($1,27 млрд), Германия ($1,21 млрд.), Польша ($623 млн.), а также Италия ($612 млн). Стоит отметить, что цифры эти приведены с учетом как танкерного, так и трубопроводного экспорта "черного золота" из России. Если же рассматривать только морскую его составляющую, то здесь доля ЕС оказывается еще более значительной:
Морской экспорт нефти и н/продуктов из России в 2019-21гг, по основным странам-получателям (млн. тонн)

 201920202021
Страны Евросоюза129107114
Китай303331
Южная Корея181718
Турция14710
Индия654
США748

Данные: Banchero Cоsta
На протяжении последних трех лет суммарный вывоз нефти и нефтепродуктов из России морским путем составлял от 225,1 млн. в 2019-м до 198,2 млн. тонн в 2021-м. Заметное проседание этого показателя (до едва 196 млн.т) наблюдалось в "постковидном" 2020 году, на фоне общего кризиса мировой экономики и спада промышленного производства в глобальном масштабе.

Тем не менее, в течение всего рассматриваемого периода порядка 57% всех отгрузок российского "черного золота" в российских портах были адресованы в страны Евросоюза. При этом географическое распределение этих отправок выглядело следующим образом:
Экспорт российской нефти в страны ЕС по регионам/основным портам, 2021 г (млн. тонн) 

Балтийский (пп. Усть-Луга и Приморск)56
Черноморский (п.Новороссийск)48,2
Арктический (FSO Umba и п.Мурманск)9,9
Всего:114,1

Данные: Banchero Cоsta
Как видим, основными источниками поставок нефти в "объединенную" Европу стали балтийские порты России, хотя и в грузообороте отечественных черноморских портов отгрузки в этом направлении составили более 60% всего нефтяного экспортного потока. Что же касается Арктического региона, то отсюда в ЕС было отгружено почти в три раза больше "черного золота", чем двум оставшимся адресатам (США и Великобритании) вместе взятым.

Что касается специализированных судов для экспортных перевозок, то до последнего времени чаще всего использовались танкеры типоразмера MR1(до 40%) и Aframax (28%) 

Экспорт сырой нефти и мазута(а) и "чистых" н/продуктов (б) российскими танкерами по основным типам, %
 / Источник: Signal Ocean

До 13% всех грузов (преимущественно нефть и мазут) транспортировались судами типа MR2, почти равные (порядка 7-8%) объемы приходились на танкера типа Panamax и Suezmax, причем последние, как и MR2, в основном были ориентированы на перевозку т. н. "грязных" наливных грузов. Наконец, традиционно скромная доля супертнакеров VLCC в российском нефтяном экспорте не превышала 1,5%.

Подобное распределение наливного флота по типоразмерам объясняется главным образом устоявшимися соотношениями объемов/протяженности маршрутов, в результате чего именно танкеры MR1, Aframax и (в несколько меньшей степени) Suezmax в докризисный период оказались основными "рабочими лошадками" Балтийского и Черного морей.

Любопытно, что с обострением украинского кризиса и сопутствующего ему санкционного шторма, спрос на российскую нефть заметно вырос. И хотя по итогам марта наибольшее увеличение экспортных объемов (до миллиона баррелей в сутки) продемонстрировали отечественные дальневосточные порты, заметно рост этих показателей наблюдался как на Балтике (до 200 тыс. барр./сут.), так и на Черном море (порядка 700 тыс. барр./сут.).

Еще более примечательными выглядят отраслевые прогнозы на II-й квартал текущего года. Так, согласно подсчетам Reuters, в апреле-июне текущего года вывоз нефти из европейских портов России будет заметно увеличен по сравнению с январем-мартом.

Все это представляется вполне убедительным доказательством нескольких достаточно простых истин, о которых Korabel.ru уже неоднократно писал ранее:

– Несмотря на санкции, Россия не собирается сокращать ни добычу, ни экспорт нефти, более того – располагает реальными возможностями для их увеличения.

– Увеличение обоих этих показателей будет осуществляться по согласованию с группой ОПЕК+, и при этом исключительно в соответствии с рыночной конъюнктурой рынка. Это позволит как минимум сохранить (а то и существенно приумножить) поступления в бюджет, опять-таки вне зависимости от санкций.

– Россия по-прежнему располагает возможностями для свободного маневра экспортными потоками "черного золота" как по основным направлениям (Запад – Восток, Европа – Азия), так и по средствам ее доставки потребителям (танкера – трубопроводы), а также твердо намерена их использовать для эффективной нейтрализации санкционного давления.

Впрочем, пока перед нашей страной стоит непростая задача: найти новых покупателей на 115-130 млн. тонн нефти в год – на случай, если "коллективный" Запад по-прежнему будет увлечен весьма разрушительными для своей же экономики играми в антироссийские санкции.

Впрочем, перед Западом (а в особенности перед странами ЕС) возникает задача еще более сложная: срочно найти замену все тем же 115-130 миллионам тонн российской нефти.
А теперь посмотрим, как обе стороны уже начали эти задачи решать...

Занимательная география
Начнем с Европы, которая, не прекращая закупок российского "черного золота" (и рассчитывая делать это как можно дольше), достаточно активно изучает альтернативные источники нефтяного импорта: 

Импорт нефти (танкерные перевозки) странами ЕС по основным источникам поставок, тыс.барр./сутки / Источник: Kpler

Как видим, с марта текущего года действительно наблюдается проседание танкерных поставок российской нефти из России в государства Евросоюза. Это, впрочем, не гарантирует, что наши "недрузья" на самом деле уменьшили объемы закупок "русской" нефти – только теперь делают это через третьи страны, с дополнительной перевалкой на суда под "правильным" флагом. В то же время были заметно увеличены отгрузки из портов Северо-Запада Европы, США, Западной Африки и Ближнего Востока.

Первый вариант означает, что теперь большая часть нефти с месторождений северных европейских морей теперь будет оставаться на внутреннем рынке континента. В пользу его использования говорит удобная логистика, причем маршруты транспортировки для некоторых стран Европы в этом случае станут короче традиционных, из балтийских портов России.

К тому же североморская нефть (эталонной марки Brent) по своим характеристикам довольно близка к наиболее массовой российской Urals, что существенно облегчает ее технологическую адаптацию в качестве сырья для европейских НПЗ.

Впрочем, многие из нефтеперабатывающих предприятий региона (особенно в странах бывшего соцлагеря) изначально спроектированы для работы именно с Urals, поэтому полный отказ от ее импорта будет иметь чувствительные последствия для местных производителей топлива. Кстати, опасения этих самых последствий и стали главной причиной "непримиримой" позиции Венгрии и прочих "протестантов" по отношению к нефтяному эмбарго.

Минусов же у данного варианта всего два, зато они большие. Это довольно высокая себестоимость добычи (которая автоматически отражается в конечной цене сводит к нулю возможную экономию на транспортных расходах) и весьма ограниченные объемы запасов углеводородов на шельфе Северного моря. Не случайно в период низких цен на нефть ее добыча в регионе резко сокращалась, а буровые платформы в массовом порядке переводились в режим консервации.

Что же касается подконтрольных ЕС перспективных участков шельфа Норвежского и Баренцевого морей, то они преимущественно расположены на значительных глубинах. В результате поиск новых месторождений связан с проведением длительных (и дорогостоящих) геологоразведочных работ. И если в эпоху дорогой нефти деньги на ее поиск всегда найдутся, то вот времени Евросоюзу категорически не хватает – впрочем так же, как и мощностей уже действующих в регионе месторождений для обеспечения нужд всей "объединенной" Европы.

Наращивание поставок "черного золота" из США, Западной Африки и с Ближнего Востока является отчаянной попыткой Европы решить собственноручно созданную проблему максимально оперативно – пусть даже и со значительной переплатой за возрастающую стоимость перевозки каждой ее тонны на дополнительные сотни (если не тысячи) морских миль.

Однако и тут не обходится без дополнительных сложностей: Соединенные Штаты могут снабжать Европу исключительно сланцевой нефтью, которая вряд ли придется по вкусу большинству европейских НПЗ. К тому же, лишней нефти на экспорт у США нет, как впрочем, нет и экспортных объемов газа, достаточных для того, чтобы полностью компенсировать Евросоюзу отказ от российского "голубого топлива".

Западная Африка (Нигерия) также экспортирует преимущественно "легкие" марки нефти, доставка которой, к тому же, обойдется европейским потребителям далеко не дешево. Практически не ограниченные (в теории) объемы нефти различной плотности мог бы предоставить Европе Ближний Восток, но (как показало недавнее решение ОПЕК), государства которого предпочли поддержать Россию, а не спасать европейцев от последствий ими же введенных санкций.

Таким образом, для Евросоюза проблема замещения российской нефти пока остается нерешенной и более того – реальных путей для ее решения (тем более в ограниченные сроки), похоже, не существует.

А что же Россия?
К удивлению западных отраслевых аналитиков, данные объективного контроля (систем слежения за местоположением судов в море) к настоящему времени не зафиксировали сколько-нибудь существенного снижения активности танкерных перевозок из балтийских и северных портов России по сравнению с периодом, предшествующим обострению украинского кризиса.

По оценкам бельгийской компании Kpler, некоторое уменьшение количества отгрузок наблюдается на Черном море (Новороссийск), однако эксперты рынка склонны связывать это скорее с возросшими "военными" рисками мореплавания в регионе. Нежели с последствиями санкций.

Наконец, существенно возросли объемы поставок нефти и нефтепродуктов к "востоку от Суэца" (преимущественно танкерами типа Aframax и Suezmax), из чего иностранные наблюдатели делают закономерный вывод, что Россия уже начала переориентацию экспортных потоков "черного золота" с Запада на Восток. Прежде всего – на необычайно емкие рынки Китая и Индии, а также других стран, которые не присоединились к санкциям и теперь могут рассчитывать на приобретение нефти и нефтепродуктов со значительными скидками.

Кстати, санкционное "вытеснение" российских танкеров Afra- и Suezmax с американского и европейского рынка уже привело к бурному росту фрахтовых ставок на наливные суда данных типоразмеров. Теперь владельцам местных НПЗ остается только вспоминать, что российские танкера составляли от 2% (Suezmax) до 7% (Aframax) соответствующих сегментов мирового наливного флота и с нетерпением ожидать ввода в строй новых судов этих типов, который (возможно) смог хотя бы притормозить резкий рост фрахтовых ставок.

При этом целый ряд аналитических компаний (Kpler, Gibson) отмечают, что объемы перевозимой танкерами (под самыми разными флагами) нефти Urals достигли исторических максимумов с момента начала сбора статистической информации по этому сегменту в 2016 году.

В заключение же остается процитировать свежие оценки состояния нефтяного экспорта России от авторитетных зарубежных медиа. Итак...

Bloomberg, со ссылкой на Международное Энергетическое Агентство (IEA), сообщает, что с начала 2022 года доходы Российской Федерации от экспорта нефти увеличились на 50% и, в среднем, достигают $20 млрд. в месяц.

The Economist с большим сожалением, но все же признает, что вследствие сокращения импорта (спасибо санкциям!) в России наблюдается рекордный торговый профицит. При этом британский журнализ особо отмечает, что "российский экспорт выстоял, санкции не мешают поставкам нефти и газа остальному миру, а рост цен на энергоносители лишь увеличил доходы Москвы".

А вот что на этом фоне говорит британская же Financial Times о проблемах Европы: "Чтобы избавиться от энергетической зависимости от России, Евросоюз в ближайшие пять лет дополнительно потратит €195 млрд., при этом к 2030 году ему необходимо будет сократить энергопотребление на 13%".

Как говорится, комментарии излишни...




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Ассоциация морских торговых портов приняла новых членов и выбрала совет директоров
20:46 , 28 Марта 2024 / события