реклама

День кораблестроителя: 356 лет на страже Отечества

29 июня 1667 г. указом Алексея Михайловича начали строительство корабля со славным именем "Орел". То был первый военный корабль, созданный по царской воле. А потом еще и еще... так и уродился великий флот великой страны. Профессиональный праздник в России учрежден 30 мая 2017 года постановлением № 659.

Сегодня на судостроительных заводах и верфях нашего отечества, а также в смежных областях, работает порядка 200 000 человек. И каждый день они трудятся, чтобы Россия получала самые современные и качественные суда и корабли от траулеров до фрегатов. И каждое предприятие вносит весомый вклад в общее дело.

 

Начнем с Северной верфи, которую не так давно "Корабел.ру" и Виктория Корабеловна посетили в рамках проекта "Судостроительные заводы России". Сегодня здесь строится 20 судов: десять для ВМФ и десять для рыбопромысловых компаний. Предприятие регулярно обновляет свои мощности и следит за компетенциями. Морально устаревшее оборудование заменяется, серьезные ресурсы вкладываются в информационные технологии: внедрена система "Глобал".

В начале года нами был заснят ролик про ярусолов "Гандвик-1". Достаточно интересный проект для российского судостроения, непростой, одновременно с этим достойный внимания, а корабелы Северной верфи достойны всяческой похвалы, что смогли довести его до ума.

На Северной верфи продолжается строительство нового эллинга (готовность – 30%), а на ЮЦСС по заказу предприятия строится плавучий док (ПД) грузоподъемностью 25 000 тонн, который должен будет усилить мощности предприятия. Вероятнее всего новый ПД заменить старый "Кораблестроитель Дмитрий Афанасьев". Проект разработан ЦМКБ "Алмаз".

Цех Северной верфи / Фото: Корабел.ру
На Северной верфи / Фото: Корабел.ру

Ролик посвященный Балтийскому заводу скоро выйдет, а пока что скажем, что всем известное предприятие сегодня помогает осваивать Северный морской путь посредством выпуска атомных ледоколов проекта 22220: на данный момент ведется строительство "Якутии" и "Чукотки", дополнительно законтрактованы пятый и шестой ледоколы. А в 2018 г. отсюда сошел плавучий энергоблок "Академик Ломоносов".

Сегодня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду атомного ледокола проекта 22220 "Якутия". / Фото: Корабел.ру
Сегодня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду атомного ледокола проекта 22220 "Якутия". / Фото: Корабел.ру

Балтийский завод – одно из старейших предприятий и обладает рядом уникальных цехов, а также самым длинным в России наклонным стапелем 350 м, позволяющим спускать суда на воду дедвейтом до 100 000 тонн. Так, в марте 2021 г. здесь отлили самый большой винт в истории предприятия. Сравнительно недавно на заводе реорганизовали трубогибочное производство, идет работа по модернизации сборочно-сварочного цеха.

 

Для ускорения производства предприятию требуется сухой док с новым эллингом.

 

Несколько слов об "Адмиралтейских верфях". Основная номенклатура завода – подводные лодки, однако на данный момент предприятие также строит БМРТ. В конце апреля на заводе спустили пятую серийную подлодку "Можайск", а в начале июня здесь были завершены доковые работы на траулере "Механик Сизов".

Ледостойкая самодвижущаяся платформа
Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" / Фото: ААНИИ

Отдельного внимания заслуживает ЛСП "Северный полюс", научный состав которой активно ведет исследования Северного полюса.

 

За последние пять лет предприятие приобрело более 270 единиц нового оборудования; обновляется крановое хозяйство. Стапель недавно снабдили двумя грузопассажирскими мачтовыми подъемниками. Постоянно выполняются работы по реконструкции и модернизации производственных площадей.

Спуск на воду пл Можайск / Фото: Корабел.ру
Спуск на воду пл Можайск / Фото: Корабел.ру

Кронштадтский морской завод – одно из наших излюбленных предприятий –. В новеньком журнале мы не только рассказали о том, что сегодня делается на производстве, но и представили общественности уникального человека – докмейстера Александра Ставбуна, благодаря которому суда и корабли встают на ремонт в доки.

Фото: Корабел.ру
На интервью с докмейстером АО "КМЗ" / Фото: Корабел.ру

Чтобы качественно выполнять порученные предприятию задания, на АО "КМЗ" регулярно вкладываются в обновление мощностей: 160 – 180 млн рублей из собственного бюджета. Например, завод на батопорты установил парогенераторы, приобрел компрессорные станции для молярного цеха.

Ремонт батопорта дока им. Сургина / Фото: Кронштадтский морской завод
Ремонт батопорта дока имени Сургина / Фото: Кронштадтский морской завод

На заводе ремонтировались такие известные суда, как ледокол проекта 22220 "Арктика", первая атомная подлодка СССР К-3 "Ленинский комсомол" и даже всем известная "Аврора", которой недавно исполнилось 120 лет со дня принятия в Российский императорский флот. 

 

Средне-Невский судостроительный завод, как и раньше, продолжает спускать минные тральщики, а 27 апреля на воду отправился один из самых ожидаемых проектов 04580 "Котлин" – катамаран по имени "Форт Кроншлот", который на данный момент активно проходит ходовые испытания и даже принял участие в МВМС-2023. Те, кто хочет узнать подробнее, о том каково на судне, переходите по ссылке

Фото: Корабел.ру
Катамаран "Форт Кроншлот" / Фото: Корабел.ру

Кстати, сегодня на заводе спускают суда при помощи обновленного слипа, способного работать с техникой до 2700 тонн, длиной до 100 м и осадкой до 4,5 м.

 

Выборгский судостроительный завод. В сети уже появился наш видеосюжет с предприятия, где подробно рассказывается о производстве и о том, что сегодня происходит на ВСЗ.

Благодаря Выборгскому судостроительному заводу СЗРК в начале года получило третий траулер "Белое море" (предыдущие два – "Баренцево море" и "Норвежское море"). А в марте ФОР был сдан траулер "Дмитрий Кожарский".

По мотивам посещения производства ВСЗ отметим, что строительство судов организовано здесь грамотно, а также цеха оснащены современным оборудованием. Особенно внимание Виктории Корабеловны привлек станок термический резки российского производства "Енисей".

Производственные мощности ВСЗ / Фото: Корабел.ру
Станок термической резки / Фото: Корабел.ру

Выборгский судостроительный завод может похвастаться полупогружной баржей "Атлант", которая помогает достраивать суда, если их габариты превышают возможности эллинга. Обязательно переходите по ссылке, чтобы познакомиться с репортажем с производства ВСЗ.

 

Невский судостроительно-судоремонтный завод – один из самых старых судостроительных заводов, основанный в 1913 г. Видео в рамках проекта "Судостроительные заводы России" уже готово и вскоре должно выйти в сеть.

 

Со стапелей Невского ССЗ сошло не одно судно проекта MPSV12, грузопассажирские суда проекта PV22, а, самое главное, на строящийся RSD59 в 2022 г. впервые была установлена российская ВРК производства НПО "Винт", ЦС "Звездочка".

Онежский судостроительно-судоремонтный завод. На начало года тут строится шесть краболовов проекта Cca5712LS, а одновременно с этим проходит глубокая модернизация завода. По итогу должна получиться первая в России цифровая верфь.

Спуск на воду краболова "Капитан Александров" / Фото: Корабел.ру
Спуск на воду краболова "Капитан Александров", проект Cca5712LS / Фото: Корабел.ру

ПСЗ "Янтарь", Калининград. В прошлом году мы побывали на заводе и взяли интервью у генерального директора Ильи Самарина. Обсудили все от обновления производственных мощностей до судостроения и цифрового проекта "Добрыня". 

"Благодаря совместным действиям Минпромторга и руководства ОСК в этом году должны полностью завершить оснащение станочного парка. Крайний станок отторгован. Ждем его прибытия и завершим программу. Это позволит нам и дальше обращаться в Минпромторг, просить дополнительные средства на обновление следующих заводских активов в интересах создания компактной судостроительной верфи. У нас уже есть предложения, которые мы направили в министерство. Просим не только построить новый док, но и продлить ремонт седьмой и восьмой достроечных набережных, а также построить новый корпусообрабатывающий цех непосредственно у стапеля, чтобы не возить готовые конструкции через весь завод , а работать с ними с ними напрямую. Все это минимизирует потери и ускорит выпуск судов", – отметил Илья Самарин в интервью с "Корабел.ру".

Океанографическое судно проекта 02670 "Евгений Горигледжан" планируется передать в конце июля. Также на заводе продолжается строительство БМРТ "Виктор Гаврилов" для Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина, MPSV06М "Певек".

 

"Красное Сормово". Ключевое судостроительное предприятие Нижнего Новгорода в этом году на МВМС-2023 подписало контракт с ГТЛК на строительство 34 сухогрузов RSD59. Надо сказать, что этот проект сходит со стапелей предприятия практически как горячие пирожки. А тем временем здесь продолжается строительство текущих заказов, в том числе пяти краболовов для СЗРК.

Фото: СЗРК(Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум)
Краболов, "Красное Сормово" / Фото: СЗРК

Виктория Корабеловна в рамках проекта "Судостроительные заводы России" уже успела побывать на нижегородском производстве, и по итогу посещения у нас родился репортаж (переходите, смотрите и читайте). В этом году с генеральным директором "Красного Сормова" вышло свежее интервью.

Южный центр судостроения и судоремонта. Ключевое событие текущего года – 23 июня 2023 г. завод заключил контракт с ГТЛК на строительство шести самоходных земснаряда проекта 93.159А.

Лайнер "Петр Великий" / Фото:
Лайнер "Петр Великий" / Фото: "Южный центр судостроения и судоремонта", АО

"Для развития международного транспортного коридора "Север-Юг" и в целом улучшения условий судоходства по внутренним водным путям России уже в самое ближайшее время необходим флот новых высокоэффективных судов дноуглубления. Астраханские корабелы обладают необходимыми компетенциями и уже строят дноуглубительные суда. Работу земснарядов ждут грузоперевозчики и пассажирские компании. Для ОСК важно, что серия составит в общей сложности 10 судов – это улучшит экономические показатели проекта", – рассказал глава ОСК Алексей Рахманов.

 

Самарский судостроительный и судоремонтный завод "Нефтефлот". На предприятии строятся пассажирские суда: катамараны 04790, речные региональные МПКС, грузопассажирское судно PV27. Суда технического флота: земснаряд проекта Ц480М2рД/НФ (23 марта состоялась закладка киля), промерные суда RDB 66.62 (госзаказчику уже сдано 4 судна). Руководитель предприятия искренне вкладывается в свое дело и стремятся выполнять заказы в срок.

МПКС (Малое пассажирское круизное судно) / Фото: ГК
МПКС (Малое пассажирское круизное судно) / Фото: ГК "Р-Флот"

"Для серийного строительства судов с большим доковым весом, в частности, судов смешанного река-море плавания в ближайших планах верфи – модернизация стапельной площадки, усиление судоподъемного механизма слипа, увеличение парка стапельных телег повышенной грузоподъемности, строительство большого эллинга и современного склада", – сообщил первый заместитель генерального директора ЗАО "Нефтефлот" Вадим Голованов.

Судостроительная корпорация "Ак Барс". Как ключевое предприятие Республики Татарстан выполнять множество важных заказов: на конце прошлого года номенклатура насчитывала 20 позиций судов и кораблей различного назначения. "Ак Барс" известен строительством СПК ALFA-120, а также пассажирского судна "Чайка" на СПГ.

Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" / Фото: Судостроительная Корпорация Ак Барс, АО
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" / Фото: Судостроительная Корпорация Ак Барс, АО

"Мы готовы строить от шести до восьми "Метеоров-2020" или так называемых "Альфа-120". Сейчас в строительстве находится четыре СПК, ожидаем договор еще на четыре. Первую четверку в этом году планируем сдать, вторую – в следующем году также к началу навигации", – генеральный директор Судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов.

Жатайская судоверфь, Якутия. Один из самых ожидаемых проектов в регионе, которые мы не можем обойти стороной в День кораблестроителя. Ключевая цель глубокой модернизации завода – помощь в строительстве судов для рядом располагающихся судоходных компаний. Основной заказчик – ПАО "Ленское объединенное речное пароходство".

Строительство блока корпусных производств на Жатайской судоверфи, зима 2023 г. / Фото: Жатайская судоверфь
Строительство блока корпусных производств на Жатайской судоверфи, зима 2023 г. / Фото: Жатайская судоверфь

Также отметим такие важные предприятия для страны, как ПО "Севмаш", Самусьский ССРЗ, Центр судоремонта "Дальзавод", Хабаровский судостроительный завод, Амурский судостроительный завод, Находкинский судоремонтный завод, ССК "Звезда" (тут строится самый большой атомный ледокол в мире проекта "Лидер") и др. А еще множество других предприятий и конструкторских бюро, благодаря которым на свет появляются отличные суда, столь нужные нашей стране. И отдельно – ОСК, как системообразующее предприятие, без которого судостроение не имело бы возможности так быстро и целенаправленно развиваться.

Офис АО "ОСК" в Санкт-Петербурге / Фото: Корабел.ру
Офис АО "ОСК" в Санкт-Петербурге / Фото: Корабел.ру

Поздравляем от всего коллектива "Корабел.ру" наших любимых корабелов и тех, кто их неустанно воспитывает, желаем трудовых свершений и творческих решений самых сложных инженерных задач, а также долгих лет жизни. Мы рады, что на протяжении стольких лет у нашего издания есть возможность следить за тем, как вы живете и развиваетесь. С Днем кораблестроителя (судостроителя)!

Фото: Корабел.ру
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Пролетарский завод" временно возглавил гендиректор "Северной верфи"
18:59 , 08 Мая 2024 / судостроение