реклама
Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

Чтоб не пропасть поодиночке. Правительство Ленинградской области собирает заводы и верфи в единый судостроительный кластер

Исторически так сложилось, что Ленинградская область неразрывно связана с морем. Эту территорию издавна осваивали рыбаки и купцы, а с XVIII века здесь обосновались российские корабелы — на берегах Свири в 1702 году заложили Олонецкую верфь. Сегодня судостроительная отрасль, представленная целым рядом крупных предприятий, традиционно занимает одно из важнейших мест в экономике области. Вот только разрозненность и обособленность друг от друга местных заводов и верфей не дает возможности выйти на максимальную эффективность работы. Региональное правительство нашло выход — нужно создавать свой судостроительный кластер.
Область плюс город

Предпосылок для этого немало. Самая очевидная — редкое для России сосредоточение мощных предприятий, занимающихся судостроением. В Выборге, например, расположена верфь, без которой практически невозможно представить себе современное экономическое освоение Арктики. Полуторатысячный коллектив "Выборгского судостроительного завода" спускает на воду как буровые платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе, так и ледоколы, позволяющие обеспечить проводку рабочих судов в высокие широты. За 65 лет своего существования завод успел поставить 210 судов и изготовил целиком 9 морских буровых платформ. Это не считая сотни с лишним отдельных крупногабаритных модулей для платформ.

Другой промышленный гигант вырос в Шлиссельбурге – это Невский судостроительно-судоремонтный завод, на котором трудятся более тысячи работников. В его зону ответственности входит производство различных классов судов. Это и танкеры, и сухогрузы, и теплоходы, и буксиры, и еще целый перечень наименований. В дополнение к этому завод оказывает еще и широкий спектр судоремонтных услуг – вплоть до полной модернизации и переоборудования.

Или еще одно предприятие – судостроительный завод с красивым греческим названием "Пелла" в Отрадном. У него более узкая специализация, он сконцентрировался, в основном, на различных типах буксиров – кантировщики мощностью до 5 тыс. лошадиных сил; толкачи, тянущие баржи по рекам и морям; эскортные буксиры с очень широким спектром задач. Кроме того, в списке выпускаемой продукции значатся лоцманские катера и особая разновидность спасательных шлюпок, предназначенная для танкеров. Но несколько ограниченный реестр предлагаемых услуг не мешает "Пелле" с успехом отвоевывать себе место как на российском, так и на заграничном рынке. Буксиры, произведенным в Отрадном, вполне можно встретить где-нибудь в Норвегии или Италии.

Перечисленные компании относятся к крупнейшим судостроительным предприятиям региона, но ими не исчерпываются будущие участники единого кластера. Туда входят завод "Ладога" в Кировске, выпускающий гидроакустическую аппаратуру, два гатчинских завода "Буревестник" и "КРИЗО", изготавливающие судовую аппаратуру, военный сегмент рынка представит компания "15 арсенал ВМФ" из Большой Ижоры, а частников порадует новыми яхтами шлиссельбургская "Озерная верфь". Не стоит забывать и о судостроителях соседнего Санкт-Петербурга. Городские предприятия не только исторически связаны партнерством с областными, но и активно включаются в сегодняшний процесс формирования кластера.

Если подсчитать совокупные параметры областных судостроительных предприятий, получится, что на них приходится около 2,5 процентов регионального ВВП. В абсолютных величинах объем выпускаемой продукции составляет порядка 17 млрд рублей в год. Неплохо, но есть заметный потенциал для улучшения, и именно для этого и создается кластер. Он позволит наладить горизонтальные связи между компаниями, даст возможность комплексного исполнения любых заказов. В результате возможности каждого из названных предприятий станут шире, а время и затраты сократятся.

Импортозамещение и многое другое

Понятно, что без постоянной и последовательной поддержки со стороны государства все благие пожелания так и останутся только на бумаге. Поэтому власти Ленинградской области уже реализуют целый ряд мер, создающих более комфортные условия для работы судостроительной отрасли. К примеру, вопрос облегчения налогового бремени в той или иной форме компании поднимают регулярно. Регион старается идти навстречу там, где это возможно.

– Судостроительные предприятия могут рассчитывать на определенные меры поддержки со стороны правительства Ленинградской области. Уже сейчас между ВСЗ и регионом заключен договор о предоставлении налоговых льгот реализуемому на заводе инвестиционному проекту, – говорит генеральный директор ПАО "Выборгский судостроительный завод" Александр Соловьёв. – Одна из целей создания кластера – это как раз организация эффективного взаимодействия между предприятиями, учебными учреждениями и органами власти. Если говорить шире, то успешная деятельность кластера даст толчок к развитию и повысит конкурентоспособность судостроительной отрасли России в целом.

Наглядным примером такой поддержки стала инициатива временно исполняющего обязанности губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по внесению поправок в Налоговый кодекс РФ. Глава региона предложил установить нулевую ставку НДС для субподрядных судостроительных предприятий. Это особенно актуально для предприятий, входящих АО "Объединенной судостроительной компании", поскольку эти верфи и заводы отрабатывают заказы на условиях субподряда. Это означает, что сразу после окончания контракта и сдачи готовой продукции у бухгалтерских отделов начинает "болеть голова" – где изыскать дополнительные суммы на уплаты НДС. В Ленинградской области с этим сталкивается "Выборгский судостроительный завод", встроенный в структуру ОСК. Его представители не только горячие сторонники поправки, устанавливающей нулевой НДС, они активно участвовали в подготовке нового законопроекта.

Другое новшество касается квот на вылов рыбы и закрепления грузовой базы. По предложению региональных политиков, судно, которое построено на отечественной верфи и занесено в российский реестр, должно получить долгосрочную гарантию на обеспечение грузами. Если речь идет о рыболовном секторе, то за ним сразу закрепляются квоты на вылов. Принятие таких изменений позволило бы судостроителям увереннее смотреть в будущее – устойчивый спрос на строящиеся суда был бы обеспечен.

Не менее остро стоит вопрос с зависимостью предприятий от импортных поставок. Создание условий для привлечения инвестиций в компании-производители комплектующих, используемых на судостроительных предприятиях Ленинградской области и Санкт-Петербурга – один из наиболее перспективных путей развития кластера. Такой вывод сделал "Крыловский государственный научный центр" в рамках научно-исследовательской работы по изучению судостроительного кластера 47-го региона.

Еще один возможный сценарий направлен на развитие двух наукоемких направлений в судостроении Ленинградской области: поддержку освоения Арктики, которое будет формироваться вокруг "Выборгского судостроительного завода", и малотоннажное гражданское судостроение (рыболовные суда), основой которому будет служить предприятие "Пелла". Впрочем, детальная экономическая проработка схемы развития кластера еще впереди. На основании научно-исследовательской работы, определяющей его перспективы, будет разработана программа развития кластера до 2030 года.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости