реклама

"ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова" осуществляет отработку формы корпуса универсального атомного ледокола в ледовом опытовом бассейне

0 858 2 мин
Начиная с 2006 года в ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" проводились исследования в обеспечение проектирования нового двухосадочного атомного а мощностью 60 МВт, осуществляемого ОАО "ЦКБ "Айсберг". Основной целью этих исследований являлась разработка оптимизированной формы корпуса и движительно-рулевого комплекса, позволяющая существенно улучшить показатели ледовой ходкости ледокола, а также проверка эффективности принимаемых проектных решений и расчетная оценка ледовой прочности корпуса. В соответствии с указанной целью различными подразделениями института были проведены исследовательские работы, результатами которых стали рекомендации, направленные на улучшения ледовых качеств перспективного ледокола.
Одним из наиболее сложных вопросов была разработка формы корпуса универсального ледокола, обеспечивающая предельную ледопроходимость 2.9 м, т.к. простое увеличение мощности до 60 МВт при сохранении формы одного из ныне существующих ледоколов не могло дать необходимый эффект. Наибольший объем модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова был посвящен этой проблеме.

На стадии эскизного проекта были проведены испытания трех моделей, имевших одинаковые размерения и отличавшихся формой корпуса. Две модели были разработаны сотрудниками ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова: одна с клиновидной формой корпуса, другая с двумя носовыми винтами, третья модель была предложена специалистами оппонирующей организации. Результаты экспериментов, выполненных в ледовом бассейне, как на глубокой воде, так и на мелководье убедительно показали превосходство модели ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова с клиновидной формой корпуса. Для подтверждения полученных результатов ОАО "ЦКБ "Айсберг" приняло решение о проведении контрольных испытаний в ледовом бассейне фирмы Acer Arctic в Финляндии в 2008 году. В этом бассейне были проведены сравнительные испытания модели ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и модели оппонентов. Данные испытаний в финском бассейне подтвердили ранее полученный в российском бассейне результат.

В ходе выполнения модельных исследований на стадии эскизного проекта в ледовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова была выявлена необходимость изменения формы кормовой оконечности ледокола для улучшения его пропульсивных качеств при движении во льдах на глубокой воде. Этот вывод был также подтвержден финскими специалистами. Рекомендации по изменению формы были сообщены проектанту, который провел коррекцию формы ледокола, взяв за основу вариант разработанный в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.
На стадии технического проекта работы по оптимизации формы корпуса были продолжены. После обработки полученных экспериментальных данных специалистами института и проектанта была совместно разработана усовершенствованная форма корпуса. Результаты выполненных с этой моделью испытаний полностью подтвердили правильность принятых технических решений, показав существенное снижение частоты взаимодействия гребных винтов со льдом при довольно низком ледовом сопротивлении корпуса. С усовершенствованной моделью также были проведены контрольные испытания в финском бассейне фирмы Acer Arctic в 2009 году, результаты которых вновь подтвердили данные, полученные в российском бассейне. В результате технический проект был выполнен для ледокола, имеющего усовершенствованную форму корпуса.
В конце 2010 года Министерство транспорта РФ выделило средства на проведение дополнительных контрольных испытаний в ледовом бассейне HSVA в Германии. В этом бассейне были проведены сравнительные ледовые испытания двух вариантов формы корпуса ледокола: принятой в техническом проекте и предложенной оппонентами. Кроме этого испытывался вариант формы корпуса оппонентов, дополнительно оборудованный мощным ледоотводящим клином, установленным в носовой оконечности модели.
Данные модельных испытаний, сообщенные немецкими специалистами, показали превосходство усовершенствованной модели ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова - ЦКБ "Айсберг".

Таким образом, результаты модельных испытаний в ледовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, а также данные контрольных экспериментов в финском бассейне Acer Arctic и немецком бассейне HSVA убедительно показали, что для универсального двухосадочного атомного ледокола разработана оптимальная форма корпуса, обеспечивающая высокие показатели ледовой ходкости. Этот результат был получен учеными ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова благодаря использованию научного задела, сформированного при выполнении тематических исследований, в том числе по ФЦП "Развитие гражданской морской техники".



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости