реклама

"Р-Флот": "Наверное, мы единственные, кто может предложить всё – от эскиза до строительства судна"

Группа компаний "Р-Флот" развивает практику "одного окна". Российскому заказчику, пожелавшему построить судно, теперь не придется разрываться между КБ и верфями. Все работы – от разработки концептуального проекта до его воплощения в жизнь – готовы выполнить р-флотовцы. Пока речь идет о судах длиной до 100 м и осадкой до 3,5. В планах нижегородцев строительство крупнотоннажного флота для Волги.
Алексей Клепиков, генеральный директор группы компаний "Р-Флот" / Фото: Корабел.ру
– Алексей Валерьевич, сколько компаний входит в группу компаний "Р-флот" (ГК "Речфлот")?

– На сегодняшний день группу компаний оставляют две инжиниринговые компании – "Р-Флот. Дизайн" и "Р-Флот. Проектирование", а также "Р-Флот. Машиностроение" и "Р-Флот. Судостроение". Всего четыре организации. Начиналось всё с проектирования. В этом году нашему КБ исполняется 15 лет, надеюсь, будет возможность это достойно встретить. Обычно мы празднуем день рождения "Речфлота" в июне-июле и ориентируемся на хорошую погоду.  

– Чем сегодня занимается проектная организация "Р-Флота"?

– Сегодня КБ разрабатывает рабочую конструкторскую документацию (РКД) для проекта 3052 и земснарядов проекта 93.159, которые строятся на ССЗ "Лотос". Для Красноярска проектируется несамоходный паром. Для частной компании разрабатываются 600-тонные трюмные баржи и 600-сильный буксир-толкач проекта ТСК.395. Для "Обь-Иртышского пароходства" заканчивается разработка РКД баржи-площадки грузоподъемностью около пяти тысяч тонн. Завершаем технический проект пассажирского круизного лайнера для озера Байкал, буквально на днях передадим его на согласование в Российский речной регистр. И это только основные проекты. Много заказов выполняем для Министерства обороны.

Наиболее запоминающейся работой стал проект 3292. Это научно-исследовательское судно (НИС) для Байкала. Мы полностью разработали технический проект, рабочую конструкторскую документацию и оказали помощь в строительстве этого, скажем так, непростого объекта. Получилось очень неплохое судно, оно уже эксплуатируется, заказчик, по-моему,  доволен, и нам оно нравится.
Судно проекта 3292 / Фото: ГЦКБ Речфлота
– Работа над этим НИС подтолкнула "Р-Флот" создать второе – машиностроительное направление, вслед за конструкторским?

– Да, следующим этапом после проектирования для нас стало машиностроение. Мы решили, что разрабатывать документацию на судовые изделия и передавать её для производства кому-то  – неправильно, это пережиток советских времен. Так появилась компания НПО "ГЦКБ Речфлота", которая стала производить машиностроительную продукцию по нашей документации, и не только. Начали мы с выпуска специализированного оборудования для земснарядов и судов технического флота, которое либо вообще не выпускалось в России, либо этим мало кто занимался. Затем мы обратились к сегменту судовых дизель-редукторных агрегатов, сами начали выпуск судовых редукторов. В России, наверно, этого никто не делает.

– Предшественник "Р-Флота" – Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота – обладало  большим архивом документации по судовому оборудованию...

– Конечно. И за каждой государственной структурой была закреплена номенклатура оборудования, которое там разрабатывалось и номенклатура судов, которые проектировались и строились. Мы стали фактически правопреемниками структуры ГЦКБ министерства речного флота в новой форме собственности. Мы выкупили всю интеллектуальную собственность и архивы этой организации. До сих пор храним и бережём их. И было бы глупо не использовать такой объем документации, в том числе и по изделиям машиностроения.  
Алексей Клепиков, генеральный директор группы компаний "Р-Флот" / Фото: Корабел.ру
Мы очень тесно общались и с петербургским, и новосибирским инженерными центрами судостроения, и понимаем, что каждая организация имеет свои особенности. И, не стесняясь, мы покупали документацию, начинали производить по ней судовое оборудование.

Судостроение стало третьим этапом развития нашей компании. Всем гостям "Р-Флота" мы сначала показываем наше КБ, затем машиностроительное производство и только потом – судоверфь. Мы долго шли к тому, чтобы предоставлять заказчику услуги полного комплекса – от эскизов до готового судна. И в прошлом году наконец-то осуществили свою мечту – приобрели судостроительную площадку и сейчас активно её развиваем.

В нашем затоне мы провели дноуглубительные работы, сейчас по всему затону в самый сухой промежуток времени года гарантированная глубина –  не меньше двух метров.

– Кто-то еще в России сегодня способен предложить полный комплекс работ – от эскиза до готового судна?

– В состав ОСК входит много предприятий, которые могут и проектировать, и строить, но, чтобы "всё из одних рук", таких примеров я не знаю.

– Мечтаете стать российским "Даменом"?

– Возможно, когда-нибудь "Р-Флот" станет такой же универсальной компанией, как "Дамен", и мы займемся ещё и эксплуатацией флота. Пока что это просто мечта. Наша сегодняшняя задача – развитие судостроительной площадки. У нее хороший потенциал, она позволяет строить суда различного назначения. Цель – строить, спускать суда, а не только закладывать. Традиционный слип пока делать не планируем – это дорогостоящая вещь. Он, скорее, нужен тем предприятиям, которые занимаются ремонтом, чтобы была возможность поднимать суда. Пока будем организовывать спуск судов на баллонах, как и строит весь мир в принципе. Если говорить о габаритах, то на первом этапе планируем строить суда до 50-ти метров, потом до 100 метров.

– Строить будете буксиры-толкачи, рабочий флот?

– Мы исторически занимались судами технического флота – земснарядами, шаландами, мотозавознями. Желание сохранить эту направленность есть, но ограничиваться этим не собираемся. Хотелось бы участвовать в проектировании и строительстве крупнотоннажного флота. На сегодняшний день мы проектируем и строим суда для частной компании. На производстве вы увидите речной буксир-толкач мощностью 600 л.с.
Алексей Клепиков, генеральный директор группы компаний "Р-Флот" / Фото: Корабел.ру
Строить далекие планы – безнадежное дело. За последние пять лет наши проектные организации просто перестали заниматься судоремонтом и модернизацией судов. Мы эти годы занимались разработкой проектов судов технического флота, которые обслуживают российские реки. Это и обстановочные, и промерные суда, и земснаряды, мотозавозни, шаланды. Не секрет, что средний возраст российского технического, коммерческого и грузового флота составляет 30-40 лет, каким-то судам под 50 лет. Поэтому в ближайшее время и государству, и частным компаниям явно придется обновлять свой флот.  И мы надеемся, что ближайшие лет десять нам  будет, чем заняться. Создав судостроительный комплекс, мы сможем удовлетворить потребности заказчиков.

– Для каких заказчиков строите суда сегодня?

– Компания "МТ- Групп", как генподрядчик строительства обстановочных судов проекта 3052, заказала у нас три единицы. Сейчас ведутся активные работы на первом корпусе, в марте было заложено второе и третье обстановочное судно. Строительство идёт по плану. Суда строятся для ФКУ "Речводпуть".

– Вы создали верфь с нуля?

– Да, приобрели фактически голую площадку с цехом площадью более 5000 кв. м. Это был недостроенный яхт-клуб. Сейчас обустраиваемся, создаем инфраструктуру, строим административное здание. Приобрели станки плазменной резки, листогиб, вальцы, вспомогательное оборудование. Суда будут собираться внутри цеха. Если придется строить судно, которое не впишется в наши габариты – блоки, секции будут делаться внутри, а собираться на улице.

Кадровый вопрос тоже решается, подтягиваются люди с других судостроительных заводов. Обучается очень много новичков, готовим местную молодежь, потому что специалистов все равно не хватает. Сегодня на верфи трудится около тридцати штатных сотрудников, плюс еще двадцать сварщиков и сборщиков прислала к нам подрядная организация.

В рамках визита на ГК "Р-Флот" представители Корабел.ру осмотрели судостроительный комплекс компании:
Фото: Корабел.ру
Еще в августе 2020 года здесь было голое поле и пустой цех, а сейчас уже строятся суда.
Фото: Корабел.ру
Заготовительный участок, где располагаются вальцы, листогиб, плазменное оборудование.
Алексей Клепиков, генеральный директор группы компаний "Р-Флот" / Фото: Корабел.ру
На производстве используется сварочное оборудование известной марки "Кемппи".
Фото: Корабел.ру
Российский плазменный станок вполне справляется с объемом работы.
Фото: Корабел.ру
Пятый блок обстановочного судна проекта 3052.
Фото: Корабел.ру
Первый блок буксира-толкача для компании "Шексна-Шипинг".
Фото: Корабел.ру
Корпус первого обстановочного судна проекта 3052 (на фото слева).

– Как работается с заказчиком обстановочных судов – компанией "Морская техника"?

– "Морскую технику" знаем много лет, работали с ними в качестве проектантов. Сотрудничеством в новом качестве, как судостроители, тоже довольны. Компания своевременно и качественно осуществляет поставки судового оборудования, и это очень помогает строительству. Финансирование тоже проходит четко и вовремя. Нам приятно работать с "Морской техникой", надеюсь, у них такое же мнение о "Р-Флоте". Рассчитываю, что наше сотрудничество продолжится и в дальнейшем.

– Кто выступает проектантом обстановочных судов?

– По заказу "Морской техники" разрабатываем рабочую конструкторскую документацию. Была идея, чтобы они помогали нам в этом процессе, но в итоге от этого отказались. Судно небольшое, поэтому всю рабочую документацию выполняем своими силами в тесном взаимодействии с их их техническими отделами и отделами закупок.

Разработка документации ведется для всех судостроительные заводов, участвующих в строительстве данной серии судов. У каждого предприятия свои технологические особенности и возможности, и, естественно, по ходу проектирования возникают вопросы, пожелания, корректировки. Всегда входим в положение. Если требуется что-то оптимизировать – упрощаем, изменяем, вносим коррективы.  Всего будет построено десять судов, три из них на нашей верфи. По моей информации, строительство на всех площадках – в Благовещенске, Томской и Иркутской областях – идет по графику. Приятно, что на Амуре есть частные компании, готовые строить судно и в чистом, как говорится, поле, поэтому хотелось бы, чтобы у них действительно всё получилось, а мы будем делать всё возможное для этого.

– Отслеживаете ход строительства на других заводах?

– Конечно. Как проектант и как строитель головного судна мы смотрим, как идет строительство. Это ориентир и для нас – отстаем, не отстаем. Планируем посетить эти заводы и посмотреть вживую, как строились суда. В Жигалово в свое время я уже бывал,  знаю завод, но еще бы раз с удовольствием посетил его.

– 3052 — это же не новый проект?

– Фактически новый. Он полностью переработан, поэтому мы считаем, что мы строим головное судно.

– Рассматривалось ли строительство всех десяти судов проекта на одной площадке?

– Данный тип судов, к сожалению, невозможно перевезти автотранспортом. Поэтому изначально было понятно, что строительство серии придется организовывать по всей стране. Думаю, и "Морская техника" это прекрасно понимала.  Маленькие обстановочные суда, которые строит Кингисеппский завод, наверно, транспортировать можно, но суда длиной 35 метров и шириной почти 6,5 метров – практически невозможно. Они только кажутся небольшими, а когда окажитесь рядом с ними в цеху, увидите, что не такие уж они и маленькие.

– Как вы еще задействованы в этом проекте?

– Кроме разработки документации и строительства трех судов, «Р-Флот» поставляет для всей партии судов изделия судового оборудования. Это винторулевой комплекс, буксирные гайки, натяжные барабаны, кнехты. Потребовались горловины – мы сделали и горловины.

– Какие энергетические установки используются на проекте 3052?

– Мы готовы были делать и свои дизель-редукторные агрегаты, но на эту серию нам поставили из Ярославля ДРА на базе российских двигателей 536 ЯМЗ.

– У нас любят ставить импортные ГД...

– А зачем? Это заказчик пожелал использовать в проекте российское оборудование, которое можно легко заменить или отремонтировать.

– Какой процент импортозамещения на судне?

– Импортного оборудования на проекте 3052 использовано минимальное количество. И пока никто из российских производителей с поставками нас не подвел. Я больше скажу, на буксире-толкаче проекта ТСК.395, который у нас строится, процент импортозамещения будет равен, наверно, 99. За исключением электроники и автоматики, которую не удастся заменить, всё остальное будет российским.

– И пульт управления?

– Тоже российский. Буксир должен получиться дешевым, надежным коммерческим судном, которое будет зарабатывать нашему заказчику деньги.

– Вы, как конструктор, много нового узнали, окунувшись в судостроение с практической стороны?

– Каждый день получаешь какую-то новую информацию. Конструктору очень полезно смотреть на судно глазами судостроителя. Видишь все ошибки и промахи, начинаешь считать те операции, которые придется выполнять на верфи. Обычно, проектанты на это внимания не обращают.

– Как часто вы бываете на производстве?

– Каждый день и не по разу.  Смотришь качество сварки, объемы выполненных работ. Пытаешься разобраться в оптимизации процесса производства.
Фото: Корабел.ру
– Сколько времени потребовалось, чтобы собрать корпус судна проекта 3052?

– Мы начали в августе 2020 года. На сборку одного корпуса (включая надстройку) заложено около шести месяцев. На данный момент один корпус на cтапельном месте сформирован полностью, надстройка и рубка собрана поблочно, блоки надстройки частично установлены на судно. Кроме того, сформированы три блока второго судна и производится их стапельная сборка.

В одном пролете мы делаем блоки, потом с помощью тележки перекатываем в другой  пролет и формируем корпус. По длине у нас два судна проекта 3052 помещаются  спокойно. Буксир-толкач будет собираться в третьем пролете.

– Сложно не заметить улыбку на вашем лице, когда вы рассказываете о судостроительном производстве. Сколько цехов планируете еще построить?

– Чем больше, тем лучше. Мы себя ни в чем не ограничиваем.

– Учитывая длину ваших набережных, не задумывались о судоремонте?

– Честно говоря, не хотелось бы этим заниматься. Но и исключать этого нельзя. Как известно, судостроение –  это наука, судоремонт – искусство. Разные вещи, поэтому не хотелось бы их смешивать.

– Зимнее хранение судов возможно?

– В принципе, наш затон позволяет отстаивать флот. Наверное, это будет.

– Ваш цех и оборудование как с иголочки…

– На самом деле, нам достался очень неплохой цех с современным отоплением, наливными полами, системой пожаротушения, климат-системами. Даже окна дистанционно открываются. Так получилось. Приобрели оборудование. Сейчас дополнительно докупаем подъемную технику. Работаем над инфраструктурой, бытовыми помещениями.

– Внедряете, как сейчас очень модно на крупных заводах, умное производство?

– Это, наверное, здорово и хорошо, и, возможно, когда-нибудь это придется делать.  Но сейчас есть более первоочередные задачи, и мы вкладываемся в них.

– Что бы вы сказали потенциальному заказчику? Почему он должен обратиться именно к вам?

– Мы, наверное, единственная компания в стране, способная предложить полный комплекс услуг – от эскиза до готового судна. Когда проектанты работают, они не особо обращают внимание на стоимость работ, которые придется выполнять судостроителям. Мы же имеем уникальную возможность оптимизировать стоимость судна, как на стадии проекта, так и на стадии строительства.

– Посмотрит на ваш опыт конструкторское бюро из другой части страны и подумает: ага, если Алексей смог, то и мы сможем…

– Наверное, смогут.

С нами беседовал Алексей Клепиков, "Р-ФЛОТ".
"Р-ФЛОТ", ГК
Нижний Новгород
+7(831) 262-26-16
"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Обь-Иртышское речное пароходство", ПАО
Тюмень
+7 (345) 258-11-00
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота", ООО Нижний Новгород
+7(831)262-26-16, +7(831)417-79-49, +7(831)417-00-72
"Речводпуть", ФКУ Москва
(495) 626-12-44, +7 (495) 623-58-81




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Андреев Александр, 20.03.2021, 14:56Ну на Байкале Вы точно не единственные, наши 2 организации (А4)  делают тоже самое:)
Свежие новости