В Архангельском морском порту завершается зимняя навигация. О том, как она проходит, "ДС" рассказывает капитан порта Сергей ЯСТРЕБЦЕВ.
- В дельте Северной Двины льдообразование прошло в обычные для зимы сроки, но Двинской залив и бассейн Белого моря покрылись льдом гораздо позднее. Портовые ледоколы "Капитан Евдокимов" и "Капитан Чадаев" уже с начала декабря сопровождали суда от острова Мудьюг к причалам и обратно, помогали им при швартовке. Однако первая необходимость в морских ледокольных проводках возникла лишь 30 января - ледокол "Диксон" сразу же был направлен в море.
Зиму, подобную нынешней, метеорологи называют аномально теплой. Беломорский лед даже в середине февраля не представлял трудности для судов, имеющих крепкий корпус и мощный двигатель. Тем не менее "Диксон" проводил караваны регулярно: морская администрация порта не стала вводить ограничения по заходу в Архангельск (как это делается при сложной ледовой обстановке) для маломощных судов "преклонного" возраста. Восемьдесят судозаходов в зимние месяцы для нашего замерзающего порта - хороший результат!
Проблемы в проводке флота через лед появились весной.
В начале марта температура воздуха на севере Белого моря понижалась до минус 30 градусов. Началось интенсивное льдообразование. Караванам судов пришлось нелегко. Шли медленнее, чаще останавливались. Единственного на все моря ледокола "Диксон" явно не хватало.
Для случаев "форс-мажорных" ситуаций между нами и Мурманским морским пароходством уже несколько лет действует соглашение - дополнительно направлять в бассейн Белого моря один из ледоколов. "Капитан Драницын" в нынешний год приступил к работе с 1 марта. Но, по условиям аренды с нефтяной компанией "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", этот ледокол обслуживает только четыре танкера, курсирующих между нефтебазой Талаги и Кольским заливом. Судовладельцы высказывали справедливое возмущение: мол, ледокольный сбор оплачивают все, но суда находятся в неравных условиях!
Морская администрация порта для решения проблемы давно предлагала: ледоколам "Диксон" и "Капитан Драницын" следует работать на встречных направлениях, а филиалу "Росморпорта" и компании "Роснефть" надо поделить паритетно расходы. Пока первый формирует караван от северной кромки льда, другой проводит суда от приемного буя. Таким образом, время ожидания намного сокращается.
К сожалению, две организации никак не могут договориться в расчетах по оплате работы ледокола "Драницын". "Росморпорт", несмотря на многочасовые простои судов в ожидании проводки, экономит средства. А компания "Роснефть", заплатившая, кроме прочих сборов, еще и арендную плату, требует выполнения графика подходов собственного флота.
В марте мы не избежали проблем и на акватории порта. Один из примеров - с танкером "Георгий Кононович". Он на переход от приемного буя до причала нефтебазы потратил семнадцать часов! То есть почти на сутки все другие работы в порту, в которых должен принять участие ледокол "Капитан Чадаев", были остановлены. Стали разбираться. Вывод напрашивается сам: или техническое состояние судна неудовлетворительное, или экипаж не умеет работать во льдах. Можем ли мы разрешить таким судам посещение Архангельского порта? Разумеется, нет. Соответствующее представление сделано руководству предприятия судовладельца - Мурманского пароходства.