реклама
19.03.2004 13:23 / события, аналитика

«Под российский флаг»

0 684 4 мин
О предстоящих позитивных изменениях в законодательстве в интересах российских судовладельцев МиК рассказал экс-замминистра транспорта РФ Матюшов Г.Н.

После 10-летнего хождения по мукам в нашем российском законодательном поле в сфере транспорта, кажется, наконец произошел прорыв. На днях (15 марта) Комиссия по законотворческой деятельности при Правительстве РФ одобрила пакет проектов законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов, которые, после обсуждения на очередном заседании Правительства (скорее всего 18.03.04.), будут направлены для рассмотрения Государственной Думой в период весенней сессии. Этим проектам дан статус приоритетных законов. И это не случайно.

В современных рыночных условиях судоходные компании России испытывают серьезные экономические и финансовые трудности в конкурентной борьбе на мировом рынке транспортных услуг.

Анализ последних семи лет (1995-2003 гг.) показывает, что морской торговый флот под российским флагом ежегодно сокращается (с 9,5 млн. т дедвейта в 1995 г. до 4,8 млн. дедвейта в 2003 г., уменьшаются и валютные поступления от работы морского флота (с 508,7 млн. долл. США в 1995 г. до 195,6 млн. долл. США в 2002 г.), соответственно уменьшаются налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

К настоящему времени уже не существует Балтийского пароходства, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98%, Новороссийского – на 79%, Северного и Приморского – на 65%. Уменьшается объем перевозок, соответственно, и валютные поступления от работы морского флота, и количество рабочих мест как среди плавсостава, так и на берегу.

Одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран «удобного» флага, с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке. Это не позволяет отечественным судовладельцам осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается.

Другой причиной резкого сокращения флота под отечественным флагом является неразвитость отечественной банковской системы. Из 189 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2002 гг., 90% имеют иностранный флаг. Это объясняется тем, что российские коммерческие банки обеспечивают кредитование судостроения только на короткий период (до 3-х лет) под высокие процентные ставки (12-14%), а зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет по ставкам «LIBOR» плюс 1-1,5%. Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новых судов в международных реестрах с благоприятными налоговыми условиями, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.

При регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, отечественные судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой: необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 25% от стоимости судна.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства. Учитывая недостаток бюджетного финансирования на данном этапе, государство может стимулировать процесс обновления флота косвенными методами, основанными на современных беззатратных решениях. Одним из таких методов является создание Российского международного реестра судов. Образование такого Реестра дает возможность создать экономические, правовые организационные и другие необходимые условия обеспечивающие функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих преимущества «удобного» флага.

Создание международного реестра судов в России будет способствовать решению многих задач, а именно:

- привлечение под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, которые в настоящее время уходят под «удобные» флаги;

- привлечение под российскую регистрацию судов, принадлежащих российским судоходным компаниям и эксплуатирующихся в настоящее время под иностранными флагами;

- привлечение под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует российского флага;

- оживление национального судостроительного и судоремонтного секторов и, как следствие, связанных с ними отраслей промышленности (металлургия, машиностроение и другие);

- получение дополнительных доходов в государственный бюджет от сборов за регистрацию судов в Реестре и налоговых поступлений с доходов моряков;

- усиление транспортной составляющей национальной безопасности и резерва обороноспособности страны;

- повышение авторитета торгового флота России в мировом судоходстве;

- создание дополнительных рабочих мест на судах и берегу;

- использование современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российский флаг.

Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы в последнее десятилетие для преодоления аналогичных трудностей стали создавать международные судовые реестры, которые являются наиболее эффективным средством государственной поддержки национальных судовладельцев.

В начале 2003 года в международных судовых реестрах было зарегистрировано 61,4% всего тоннажа мирового торгового флота, который продолжает увеличиваться. С целью сохранения национального флота, морских кадров, привлечения инвестиций многие страны, включая Норвегию, Данию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Италию, Германию, Турцию, Китай, Бразилию и др., без привлечения бюджетных средств создали международные реестры судов.

Как и во всем мире, основной целью создания Реестра является не получение доходов от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка, обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций страны, оживление связанных с судоходством отраслей экономики. При этом налоговая база может возрасти только за счет регистрации в России судов, которые в действующих условиях уже зарегистрированы за рубежом.

Для обоснования величины ставок сборов с судов в Реестре в предлагаемых проектах законов за основу принят уровень ставок вышеназванных сборов, средневзвешенных по тоннажу потенциального флота Реестра с учетом условий трех стран (Либерия, Кипр, Мальта), в которых в настоящее время зарегистрировано 96% российского флота.

Создание Реестра требует внесения изменений в действующее законодательство:

- Кодекс торгового мореплавания;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»;

- Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Проекты указанных изменений предполагается внести в Думу в едином пакете документов.

Проект по созданию Реестра можно отнести к общественно значимым, так как его реализация позволит получить дополнительный эффект в смежных отраслях, положительно повлияет на социальные условия работы членов экипажей морских судов, повысит безопасность мореплавания, будет способствовать укреплению мобилизационной готовности морских транспортных судов.

Деятельность российских судоходных компаний на международном фрахтовом рынке должна осуществляться исключительно в соответствии с требованиями этого рынка и не может регулироваться только национальным законодательством. Нарушение этого принципа может привести к окончательной потери статуса России в мире как морской державы.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На МФАСС "Керченский пролив" проекта MPSV06 началась пусконаладка импортозамещенного оборудования
09:05 / судостроение