реклама

Новость от Инмарин о новой редакции Положения о капитане морского порта

0 557 4 мин
Новое Положение о капитане морского порта вбирает в себя новый перечень полномочий капитана морского порта.
23 июля 2014 года в Минюсте зарегистрирован Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 февраля 2014 г. N 39  "Об утверждении Положения о капитане морского порта", отменивший ранее действовавшее положение и установившее новое регулирование статуса капитана морского порта. Объем документа увеличился с 4 страниц до 14, Положение стало четче и обширнее: теперь оно захватывает не только функции и права капитана порта, но и описывает требования, предъявляемые к его профессиональной квалификации.

Старое Положение основывалось лишь на короткой статьей 74 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), однако, с внесением Минстрансом в Правительство РФ поправок к ФЗ "О морских портах в РФ", потребовалось Положение о капитане порта, которое будет всесторонне учитывать новое регулирование портовой деятельности. Теперь статьей 1 нового Положения предусматривается, что деятельность капитана регулируется не только КТМ, но и ФЗ "О морских портах в РФ", в любой его редакции, настоящей или будущей.

Принятие нового Положения пойдет на пользу участникам судоходства и морского бизнеса в портах. Ранее, из старого Положения, явственно не следовал полный и исчерпывающий перечень функций капитана порта, за совершением которых участники сектора могли обратиться напрямую к капитану. О многих полномочиях, совершающихся в качестве внутренних процедур в капитании, судовладельцы попросту не подозревали, и в связи с этим не могли ими воспользоваться. Это касается, в первую очередь, организации сложной процедуры исполнения договоров на дноуглубительные работы: с кем проводить согласования? Кто выдает разрешения на дноуглубление, и требуется ли оно вообще? В старом Положении об этом не содержится ни слова, тогда как новое положение в части 8 статьи 15 впервые открыто затрагивает данный вопрос.

То же самое касается полномочий капитана по отслеживанию качества и порядка проведения грузовых операций. Неопытному участнику рынка может показаться, что данный вопрос является частным, регулируемым между перевозчиком и грузоотправителем, тогда как капитан морского порта наделен полномочиями в любой момент проконтролировать соблюдение сторонами требований к загрузке судна (часть 6 статьи 16 нового Положения).

Капитан морского порта определен, как должностное лицо, возглавляющее службу капитана порта. Данная служба, с одной стороны, входит в состав администрации морских портов (статья 3 Положения), а с другой – является полностью автономной. Новое Положение полностью выводит капитана порта из-под контроля и юрисдикции главы портовой администрации, который не имеет более права вмешиваться в деятельность капитана и его подчиненных в вопросах, которые отведены исключительно в юрисдикции самого капитана (статья 5). Из раздела V нового положения удалено право руководителя соответствующей администрации морского порта подавать жалобы на действия капитана порта, в результате которых он может быть привлечен к ответственности (статья 16 старого Положения).  Таким образом, окончательно и бесповоротно разделены портовая администрация и капитания. Первая занимается лишь хозяйственным и финансовым обеспечением работы портовой структуры, тогда как вопросы судоходства и мореплавания полностью отнесены к компетенции капитана порта.

Новое положение касается исключительно капитана порта, тогда как старое регулировало деятельность также и подчиненных ему лиц. Более не существует в Положении описания порядка увольнения работников службы капитана порта статьи 8 и 9 раздела II Положения).

Раздел III существенно расширил и видоизменил список функций капитана. Основные и "классические" функции остались неизменными: контроль за соблюдением международных договоров РФ, выдача дипломов морякам, контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода и выхода судов из порта.

Между тем, добавились и новые функции, отражающие стремление российского законодателя заниматься регулированием транспортной безопасности. В статье 15 нового Положения предусмотрено, что капитан обеспечивает транспортную безопасность акватории морского порта, что подразумевает под собой и право проверять у судовладельцев документы, свидетельствующие о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Новым Положением капитану предоставлены полномочия по взаимодействию с уполномоченными в данной области органами исполнительной власти, а также по руководству мероприятиями по повышению транспортной безопасности.

Еще одна новелла Положения – закрепление за капитаном порта обязанности работать с системой портового контроля (статья 16). Капитан направляет в контрольную систему все возможные виды информации, производя непрерывный информационный обмен. Таким образом, обозначено лицо, ответственное за своевременность появления в системе тех или иных сведений, в связи с чем у лиц, пострадавших от их несвоевременного размещения, не остается сомнений о том, чьи действия вызвали их убытки.

Наконец, немаловажным является перенесение действия капитана порта по отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта, из раздела "Функции капитана" в раздел "Права капитана" (раздел IV нового Положения). Как известно, капитан может отказать в выдаче разрешения судну покинуть порт, если у него имеются несоответствие в документах, судно непригодно к плаванью, если это предписывают санитарно-карантинные и миграционные службы. Утратившее силу Положение должно было трактоваться так, что капитан порта обязан отказать в выпуске судна с территории порта, тогда как по новому Положению это всего лишь его право. Таким образом, капитан порта на свое усмотрение имеет право выпустить немореходное судно из акватории, вопреки рекомендациям иных государственных служб.

Новое Положение будет интересно так же и всем страхователям: частями 17-18 статьи 16 предусмотрено, что капитан порта выдает теперь не только свидетельство о страховании или финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, но и за ущерб от загрязнения бункерным топливом, опасными и вредными веществами.

Не обошло стороной новое Положение и владельцев спортивных парусных судов – за выдачу квалификационных документов членов экипажей таких судов также отвечает капитан морского порта. 

Фактически, новое Положение является документом, вбирающим в себя полный перечень функций капитана морского порта, разбросанных ранее по множеству нормативных правовых актов, в т.ч. КТМ, КоАПе, законе о морских портах, правилах регистрации судов и прочих источниках морского права.  Теперь судовладельцам и судоводителям не требуется при подготовке к заходу в порт изучать большой объем нормативных документов: все содержится в одном единственном Положении, которое, для удобства, имеет ссылки на иные источники права в конце. В итоге, новое Положение является куда более полезным для субъектов портовых правоотношений, чем было предыдущее. 


Источник
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости