Как развивать скоростные пассажирские перевозки по водным путям России?

- A + Автор: Гненной Олег КомментарииПрочитано 919 раз   |
Непростые времена заставляют внимательно взглянуть на экономику отраслевых процессов. Сегодня в фокусе суда на подводных крыльях (СПК) и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок в России. 
Салон “Кометы 120М” проекта 23160 / Фото: Корабел.ру
В центре России

Начнем с Западной Сибири, где скоростные суда выполняют социальную функцию, доставляя пассажиров в труднодоступные поселения. Компания "Северречфлот", принадлежавшая правительству ХМАО и ЯНАО, за шесть с небольшим месяцев 2021 года перевезла по рекам почти 342 тысячи человек. На долю двух "Валдаев", обслуживающих маршруты из Ханты-Мансийск в Нялино и Сургут, пришлось чуть более восьми тысяч пассажиров. Повысить показатели летучего флота должен новый "Метеор-120Р", который доставили в регион осенью. По словам гендиректора "Северречфлота" Айрата Чумарина, в новом сезоне планируется выполнить на нём до 330 рейсов между городами Ханты-Мансийск и Урманный и перевезти 30 тыс пассажиров.

Осенью 2022 года "Северречфлот" получит еще один "Метеор", а также два СПК проекта 03830 "Зеленодольского завода имени А.М. Горького". Остается добавить, что регион выделяет "Северречфлоту" субсидии на возмещение эксплуатационных расходов СПК.

В Якутии пассажироперевозки по воде выросли за год почти наполовину. В пункты назначения доставлена 31 тысяча человек. Глава региона Айсен Николаев связывает это с приобретением двух СПК: "Мы впервые за 40 лет обновили речной флот, одними из первых купили по программе льготного лизинга скоростные суда "Валдай 45Р". Новые теплоходы стали большим подспорьем во время реконструкции аэропорта Олекминска, перевозя пассажиров до Якутска и обратно. До 2025 года планируется поставка в Якутию трех "Метеоров 120Р".
 
Юг

Четвертый сезон обслуживала маршрут Севастополь – Ялта компания "Морские скоростные пассажирские перевозки" ("МСПП"). За навигацию "Комета 120М" перевезла около 17 тыс пассажиров. 16% из запланированных 244 рейсов "Ялты" были отменены. В основном, из-за неблагоприятных погодных условий.
"Комета 120М" / Фото: ООО "МСПП"
На протяжении первых трёх сезонов стоимость проезда на маршруте не увеличивалась, компания скорректировала тарифы лишь в 2021 году. Двухчасовая прогулка на новом судне в салоне стандартного класса обходится теперь пассажиру в 700 рублей. Для сравнения, стоимость 40-минутной поездки Петербург – Петергоф на модернизированном советском "Метеоре" составляет, примерно, 1000 рублей. Перевозки "МСПП" дотируются. Субсидии регулируются постановлением правительства №1576 от 17.12.2018 г. и выделяются из госбюджета. Для вывода проекта на безубыточный уровень, по мнению представителей компании, стоимость проезда необходимо увеличить в несколько раз. Это "вступает в противоречие с идеей проекта сделать поездку на "Комете" доступной для всех категорий пассажиров".

Планирует расширять свой скоростной флот и компания "Водоходъ Экспресс". Новороссийцы проводили первую навигацию. На маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи работало два судна: композитный катамаран "Грифон" и "Комета 120М" "Севастополь", взятая в мае во фрахт у "МСПП". Каждое судно имело свои преимущества: если катамаран увереннее справлялся с волнами, то "Севастополь" был быстрее (35 против 26 узлов). Экономические показатели судов сильно не отличались.

В новом сезоне "Водоходъ Экспресс" планирует расширить географию рейсов. К Новороссийску, Геленджику и Сочи прибавятся Сухум и Анапа. Рейс из Сочи в крупнейший город Абхазии хотели открыть еще в 2021 году, но помешал коронавирус. Поездка Сочи – Сухум на катамаране "Грифон" будет занимать  3 часа 15 минут. Путешествие по железной дороге продлится вдвое дольше.

Стоит отметить, что Краснодарская областная дума планировала оказывать региональным предприятиям водного пассажирского транспорта финансовую помощь. По мнению региональных властей, это позволит туристам "с определенной степенью комфорта и привлекательности сочетать получение услуг скоростных морских пассажирских перевозок и морского путешествия", и даст дополнительный импульс как пассажирскому судоходству, так и круизному туризму.

Сейчас "Водоходъ Экспресс" изучает возможность строительства нового "Грифона" на Средне-Невском судостроительном заводе. Модернизированный катамаран должен улучшить скоростные характеристики за счет использования более мощной силовой установки.

Из-за острова на стрежень

Нижний Новгород – это сегодня не только один из центров строительства СПК, но и место, где скоростной флот активно эксплуатируется. Как и на Черном море, на Волге навигация началась с задержкой. Компания "Водолет", принадлежащая областным властям, открыла сезон 20 мая, а завершила 6 ноября. За это время был осуществлен 361 рейс, пройдено 75 тысяч километров и перевезено около 42,5 тысяч пассажиров. 

Флот "Водолета" составляют пять "Валдаев". Для компании навигация тоже была первой, и "Водолет" активно искал варианты приложения сил. Организовывались экскурсионные рейсы, выполнялись смешанные транспортно-туристические поездки, а маршрут до Балахны, открытый ближе к осени, может служить примером классической транспортной перевозки. Поездка на родину Кузьмы Минина на "Валдае" занимает всего полчаса: в три-четыре раза меньше, чем на маршрутке по пробкам.

В сезоне-2022 компания планирует четче разделять два основных направления: туристическое и транспортное. И если, в первом сегменте ставка будет делаться на клиентов, готовых потратить достаточные средства на отдых, то рынок транспортных перевозок будут завоевывать за счет низкой цены.

Как на старте любого бизнеса, в речных перевозках не обойтись без существенных инвестиций. Причалы и дебаркадеры в Нижегородской области требуют больших вложений, а наличие единственного безальтернативного поставщика топлива серьезно сказывается на главной статье расходов СПК. Снизить затраты "Водолет" надеется с приходом на реку еще одной топливной компании. Расширение флота, в первую очередь за счет "Метеоров", поможет компании гибче подстраиваться под потребности клиентов. Суда повышенной вместимости по расчетам будут эффективнее при перевозках на большие расстояния. "Валдаи" – на маршрутах до 50 км.

Три скоростных судна получила в этом году столица Чувашской республики. Первый "Валдай" пришвартовался в чебоксарском порту 24 июня. Однако из-за проблем с оформлением документов навигация для СПК начнется только в 2022 году. 330 млн рублей на суда выделило правительство России.
Очередной "Валдай" прибыл в Чебоксарский речной порт / Фото: Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской республики
Взгляд с берегов Невы

Коммерческой столицей скоростного флота, без сомнения, является Санкт-Петербург. На невских берегах уже три десятилетия активно эксплуатируют СПК, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Поездка на "Метеоре" в Петергоф стала одним из традиционных туристических развлечений. Поэтому стоит прислушаться к мнению Юрия Набатова – генерального директора одной из ведущих судоходных компаний региона "Нева Тревел": "Новые суда на подводных крыльях за их нынешнюю стоимость коммерческие организации вряд ли начнут приобретать без серьезных субсидий со стороны государства".

Почти все отечественные эксперты, с которыми удалось переговорить при подготовке статьи, признались, что эксплуатация СПК без поддержки государства или регионов сегодня невозможна. А значит, ждать всплеска коммерческого интереса к судам не приходится.

Помочь развитию этого сегмента судостроения мог бы экспорт. Однако, разговоры об интересе к российским судам на подводных крыльях со стороны компаний из Греции, Венгрии, Румынии, азиатских стран, пока остаются разговорами. И сложно понять, что является причиной – пандемия или экономические показатели эксплуатации СПК.

Предполагаю, что проблема субсидирования эксплуатации СПК может вызвать вопрос у активных российских граждан: "Если к социальным перевозкам по сибирским рекам вопросов нет, то почему мы должны из своей пенсии (стипендии, налогов) оплачивать поездку туриста в Сочи или Ялте?" И, действительно, почему? Ответить на этот вопрос попросил знакомую пенсионерку с весьма активной жизненной позицией. Привожу ответ дословно: "Буду только рада, если в нашей стране начнет возрождаться производство "Метеоров", самолетов, стиральных машин. Люди должны создавать что-то руками. В противном случае, у нас скоро останутся одни болтуны. Что касается рублей из моей пенсии… Хотелось, чтобы их потратили с умом".

Как потратить деньги с умом? Ответ на этот вопрос можно найти в интервью того же Юрия Набатова. "Нева Тревел" планирует строить скоростные катамараны. По расчетам компании, их эксплуатация экономически эффективнее. Правда, ставка будет делаться не на существующие российские разработки ("Нева" уже имеет опыт эксплуатации композитного катамарана проекта 23290), а на проект 04580 "Котлин", созданный при участии компании Incat. При его конструировании учитывался опыт создания 35-метрового алюминиевого катамарана вместимостью 150 человек и скоростью до 30 узлов.
Проект 04580 "Котлин" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО
Адаптацией проекта к требованиям РМРС и условиям эксплуатации на реках и в Финском заливе совместно с Incat занималась петербургская компания "Форсс Технологии". Всего по их проекту 04580 планируется построить шесть скоростных катамаранов. Объявлялось, что они будут попарно сдаваться СНСЗ с 2023-го по 2025-ый год. Лизинговый договор заключен с АО "ГТЛК". Катамараны не будут уступать "Метеорам" в скорости, имея лучшую мореходность за счет строения корпуса. Стоимость "Котлинов" должна быть существенно ниже.

И опыт, сын ошибок трудных

В этой связи стоит совершить небольшой экскурс в историю. В середине 1990-х годов на СНСЗ был построен скоростной катамаран  проекта 23107 "Сокол" петербургского конструктора Виктора Петровича Соколова. Заказчиком "Капитана Корсака" выступал Туапсинский морской торговый порт, предполагавший осуществлять чартерные рейсы в Турцию. Катамаран был рассчитан на перевозку 108 (120) пассажиров со скоростью 27 узлов. В дальнейшем судно возило туристов на Валаам и в Котку. После аварии "Сокол" доживает век на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе.
"Капитан Корсак" в Петрозаводске / Фото: https://vk.com/gorelik
Создатели еще одного катамарана того времени – проекта 16220 были даже награждены премией правительства России. 30-метровое патрульное природоохранное судно было построено на ОАО "Алмаз", имело два двигателя по 810 кВт и на чистой воде развивало 53 км/ч. 
"Эколог" проекта 16220 / Фото: Сергей Лутов
Пассажирское СМПВ проекта А4 строилось в 1990-е годы на судостроительном заводе "Алмаз" / Фото: ПАО "Судостроительная фирма "Алмаз"
Популярность у пассажиров заслужили катамараны проекта 4100S, заказанные Министерством морского флота СССР на верфи Westmarin в норвежском городке Мандал. "Крымская стрела" и "Голубая стрела" прибыли в Ялтинский порт уже в конце перестройки, и их юность пришлась на челночные рейсы в Турцию. Суда вмещали без малого 300 пассажиров, имели эксплуатационную скорость в 30 узлов и обладали лучшей мореходностью, чем "Кометы". За пятнадцать лет "Стрелы" успели поработать в различных регионах мира – от Италии до Африки.
Катамараны проекта 4100S отличал высокий комфорт и мореходные качества / Фото из собрания Лемачко Б.В.
К теме катамаранов решила обратиться компания "Си Тех". По ее проекту ССЗ "Вымпел" планирует построить два катамарана для "Восточно-Сибирского речного пароходства" (ВСРП). Они должны заменить на Байкале советские "Восходы" и "Кометы". Закладка катамаранов должна состояться в первом квартале 2022-го года, сборка пройдет в Иркутске на базе ВСРП. Суда будут взяты в лизинг.
38-метровый катамаран проекта HSC150B с гидродинамическим принципом поддержания. Мощность ГД 2х1400 кВт, эксплуатационная скорость – около 64 км/ч, дальность хода 700 км, экипаж 4 чел, пассажировместимость 148 чел. / Фото: Судия морского дизайна Sea Tech
Результаты маркетингового исследования "Си Тех" свидетельствуют, что использование СПК на социальных дотируемых маршрутах перспективно только в тех регионах, где конкуренцию скоростному водному транспорту не составляют железнодорожные и автомобильные перевозки. В экскурсионно-туристическом сегменте доходы от билетов должны полностью покрывать затраты.

Сегодня в мире развивается много других перспективных направлений судостроения. Например, суда с малой площадью ватерлинии (СМПВ) или построенные на принципе воздушной каверны. Работы по созданию СМВП велись в нашей стране еще в советское время, однако не были доведены до практической реализации: проект 12000 "Тюлень" и другие разработки Северного ПКБ, а также идеи Зеленодольского ПКБ так и остались на бумаге.

Эксперты считают, что во многом это произошло из-за недостаточно высокого уровня технологий на тот момент. К примеру, сложнейшей задачей была передача мощности от ГД, расположенного в корме судна, к винту в нижней части боковой стойки. Z-образных механических передач такого уровня, как сегодня используются в ВРК, на тот момент еще не было.

Кстати, на реках Ямала и Югры "Северречфлот" до сих пор эксплуатирует скоростные глиссирующие теплоходы "Заря", разработанные шестьдесят лет назад. На Оби и Иртыше можно встретить их более скоростных преемников – суда с воздушной каверной проекта 14200 "Линда". Они были созданы в ОКБ им. Алексеева в 1980-е годы и развивали скорость 55 км/ч.

Быть может, отечественным судовладельцам, конструкторам и верфям стоит внимательнее присмотреться к советскому наследию и новейшим мировым трендам в скоростном судостроении, а государственным структурам попытаться разобраться, что должно прийти на смену выбывающему скоростному флоту?

А что думаете, вы? Нам интересно ваше мнение.

Материал был опубликован в 54-ом номере журнала “Корабел.Ру”
Автор: Гненной Олег
Поделиться новостью


Комментарии   21.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 14.03.2022, 08:30Прежде всего - об экономике. При теперешнем - и особенно при ожидаемом вскоре - уровне жизни населения речной транспорт гарантированно не сможет жить без дотаций властей, какие суда ни строй...
При катамараны норвежской постройки: они проектировались для работы в фьордах, защищённых от сильного волнения. Потому имели большие резервы повышения мореходности при соответствующем проектировании. Если даже они превосходили "Кометы" по мореходности, то дело "Комет" в этом отношении совсем плохо...
При рассмотрении перспектив не надо валить в одну кучу всё, что в мире проектируется и строится. В частности, СМПВ для большинства речных акваторий совершенно ни к чему...А про СМПВ, построенное на заводе "Алмаз", надо отметить, что у него изначально предполагалось размещение энергетики в надводной платформе, а потому - угловые передачи, достаточно сложные и дорогие. Если бы выбрали размещение в гондолах - вполне применяемое в мире - судно можно бы было дост далее...
-0+
#Гненной Олег, 14.03.2022, 09:45Статья готовилась в декабрьский номер журнала и, конечно, ситуация изменилась.
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 11:19Очень интересная статья.
Тема актуальна для янтарного края России (Калининградская область).  В области нет крупных рек, но есть 2 залива - Калининградский (Вислинский) и Куршский. В перспективе...после нормализации отношений с Евросоюзом целесообразны и возможны туристические маршруты на скоростных пассажирских судах по маршруту Калининград  - Фромборк. Польша (по Калининградскому заливу) и Зеленоградск - Клайпеда, Литва (по Куршскому заливу). Целесообразна организация постоянной пассажирской линии и вдоль российской части Куршской косы - Зеленоградск- Лесное-Дюны-Рыбачий-Морское и обратно ( по Куршскому заливу). Конечно, надо считать "экономику процесса", но без дотаций со стороны региональных и федеральных властей такие проекты вряд ли возможны. Для Куршской косы могут быть востребованы как пассажирские катамараны на 45-100 чел. с возможностью швартовки в необорудованном месте, так и "водные такси" - скоростные катера на 8-10 чел.
далее...
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 11:23Продолжение - отдельная тема для тщательной проработки - ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОГО ПАССАЖИРСКОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ (БАЛТИЙСК) И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ. Введенный недавно в эксплуатацию новый паром проблему пассажирских перевозок на данном направлении не решает-очень мало мест для пассажиров...в основном для водителей грузовых автомобилей. Нужны морские скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. И опять в этом вопросе не обойтись без помощи профильных федеральных министерств.
-2+
#Францев Михаил Эрнстович, 14.03.2022, 13:00В куда более спокойные и благополучные времена паром "Георг Отс" на линии СПб-Калининград ходил с загрузкой по пассажирам в 50-60% в летние месяцы. Весной и осенью он в дополнение к автотранспорту перевозил в основном его водителей. То есть примерно так, как сейчас работают паромы с Усть-Луги. При этом пассажирами "Георга Отса" летом были в основном туристы, привлеченные возможностью морского безвизового путешествия. А паром шел международными водами и это было интересно. Уровень комфорта "Георга Отса" был таким же, кук у "Князя Владимира", кроме питания (оба паромы). Кстати, капитан "Георга Отса" командует "Князем Владимиром". Это я к тому, что скоростные перевозки СПб-Калининград (точнее Балтийск, чтобы не идти морским каналом) - утопия. С авиацией скоростные суда конкурировать не могут. От Калининграда до СПб от силы два часа лета. А на Балтике - шторма, по крайней мере зыбь, довольно частая вещь. Даже "Георг Отс" далее...
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 14:07При любых раскладах всегда были и будут люди, которые обожают море во всех его проявлениях! Даже в шторм! Я акцентирую внимание не на скорости передвижения по Балтике на линии Балтийск-Санкт-Петербург, а на организации этого сообщения на комфортабельных и современных судах.. даже если путь по морю будет занимать сутки и более..это может быть востребовано! Нужна серьезная проработка всех заинтересованных сторон - и со стороны ведомственных структур, и со стороны бизнеса.. Давайте попробуем!
-1+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 15.03.2022, 09:28Уважаемый Алексей Леонидович! Должен Вам напомнить, что есть скоростные суда и кроме СПК...А если уж СПК - после экономически обоснованного выбора вариантов! - то на автоматически управляемых крыльях. Потому что малопогруженные крылья - это принципиально низкая мореходность, т.е. нерегулярность сообщения. Впрочем, на сильном волнении небольшие САУПК тоже бесполезны.
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 14:11Как вариант для обсуждения - использование на линии Балтийск - Санкт-Петербург научно-исследовательских судов Института океанологии России. Все самые крупные суда приписаны к Калининграду - Атлантическое отделение Института океанологии. Совсем недавно Правительство России утвердило СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.. так что шансы есть..! Суда института океанологии имеют достаточно большие перерывы между научными рейсами.. на линии по Балтийскому морю по указанному маршруту их можно и нужно использовать!!!
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 14:46К Калининграду приписано 5 судов Института океанологии и прежде всего легендарный флагман российской океанологии НИС ..научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". 2 судна НИС "Академик Сергей Вавилов" и НИС "Академик Иоффе" имеют опыт участия в круизных маршрутах в Антарктиду (много лет катали импортных туристов в эти заповедные места)..и еще 2 судна НИС "Академик Борис Петров" и НИС "Академик Николай Страхов"... все эти суда были построены в Финляндии и просто непростительно, что они полгода стоят у причальной стенки!!!
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 14:54Например-технические данные НИС "Академик Сергей Вавилов" - год постройки - 1988 (Финляндия), экипаж - 43 чел., пассажиры - 123 чел . (класс КМ (*) L1(1) A2 пассажирское судно),длина - 117м, ширина - 18м, высота борта - 10м, автономность по топливу и воде - 60 суток, максимальная скорость - 15 узлов. От Балтийска до Питера примерно 550 морских миль, то есть при средней круизной скорости в 12-13 узлов судно пройдет весь маршрут за 2 суток - очень интересное морское путешествие для туристов!!!
--1+
#Глушков Алексей Леонидович, 14.03.2022, 15:07Другой вариант - и достаточно интересный - использование на линии Балтийск-Санкт-Петербург пассажирских экранопланов. Как вариант - морской многоцелевой экраноплан проекта A-020-538 Разработчик - ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева (Нижний Новгород). Крейсерская скорость 265-290 км.ч. мореходность при полете - 3,0, пассажировместимость - 50 чел..есть и другие варианты! На Балтике у России только 2 региона - Санкт-Петербург и Калининградская область и нормальное и эффективное морское пассажирское сообщение между ними должно существовать! это не только экономика и туризм, но и геополитика! Поэтому надо просто "достучаться" до федеральных властей с продуманными и взвешенными предложениями! А это КОМАНДНАЯ РАБОТА!!!
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 16.03.2022, 06:42Уважаемый Алексей Леонидович!
Чтобы иметь "мореходность 3 м", экраноплан должен иметь хорду 30 метров...:( А что при бОльшей волне? К сожалению, называемые разработчиками расчётные высоты  волн экранопланов - чистой воды фантазии...:( Когда-то для 500-тонного "Луня" его автор Алексеев назвал расчётную интенсивность волнения: 3 балла...Это Вам о чём-то говорит? :(
-2+
#Францев Михаил Эрнстович, 14.03.2022, 16:29Применение экранопланов на линии СПб-Балтийск обсуждалось здесь на портале Корабел.Ру несколько лет назад. После достаточно серьезного анализа идея была признана не реалистичной.
-1+
#Щеголихин Петр Владимирович, 15.03.2022, 09:15На тему экранопланов - https://www.korabel.ru/news/comments/mozhno_no_ne_nuzhno.html.
-0+
#Глушков Алексей Леонидович, 15.03.2022, 12:25Спасибо за Вашу ссылку на обсуждение проблематики экранопланов.
-0+
#Михаил К., 15.03.2022, 13:40В США повысили цены на бензин, но это не является поводом для отказа от автомобилей. А мы практически отказывались от скоростного флота. Значит надо искать пути. У нас что в стране лизтоплива не хватает? Или газа? Это вопрос к конструкторам, прежде всего. Может начать вводить в программу судостроителей незаслуженно забытый функционально-стоимостной анализ? Или устанавливать новый порядок межотраслевых взаимоотношений с тем же топливно-энергетическим комплексом? Главный посыл - полезность и даже необходимость скоростного флота для населения и только для населения!!!
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 22.03.2022, 07:38Михаил, как я отметил выше, проблема в соотношении уровня доходов населения и стоимости работы скоростных судов. Ведь, с другой стороны - в нашей стоимости топлива львиную долю составляют налоги, акцизы...А расстояния у нас гигантские, так что на тихоходных судах не сильно наплаваешься...:(
-0+
#Михаил К., 15.03.2022, 13:41И не только для населения.
-0+
#Гненной Олег, 15.03.2022, 16:04Весь вопрос в эффективных технических решениях. СПК создавались тогда, когда о стоимости топлива особо не задумывались.
-0+
#Михаил К., 15.03.2022, 19:01Мы не учитываем опосредованный эффект. На тех же сибирских реках скоростным флотом пользуются те же нефтяники и газовики.
-0+
#Гненной Олег, 16.03.2022, 08:17О социально значимых маршрутах в статье написано: "к социальным перевозкам по сибирским рекам вопросов нет". Открытый вопрос о дотациях на коммерческие перевозки туристов.

Предыдущая новость