Непростые времена заставляют внимательно взглянуть на экономику отраслевых процессов. Сегодня в фокусе суда на подводных крыльях (СПК) и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок в России.
| ||||||||||||||||||
Начнем с Западной Сибири, где скоростные суда выполняют социальную функцию, доставляя пассажиров в труднодоступные поселения. Компания "Северречфлот", принадлежавшая правительству ХМАО и ЯНАО, за шесть с небольшим месяцев 2021 года перевезла по рекам почти 342 тысячи человек. На долю двух "Валдаев", обслуживающих маршруты из Ханты-Мансийск в Нялино и Сургут, пришлось чуть более восьми тысяч пассажиров. Повысить показатели летучего флота должен новый "Метеор-120Р", который доставили в регион осенью. По словам гендиректора "Северречфлота" Айрата Чумарина, в новом сезоне планируется выполнить на нём до 330 рейсов между городами Ханты-Мансийск и Урманный и перевезти 30 тыс пассажиров. Осенью 2022 года "Северречфлот" получит еще один "Метеор", а также два СПК проекта 03830 "Зеленодольского завода имени А.М. Горького". Остается добавить, что регион выделяет "Северречфлоту" субсидии на возмещение эксплуатационных расходов СПК. В Якутии пассажироперевозки по воде выросли за год почти наполовину. В пункты назначения доставлена 31 тысяча человек. Глава региона Айсен Николаев связывает это с приобретением двух СПК: "Мы впервые за 40 лет обновили речной флот, одними из первых купили по программе льготного лизинга скоростные суда "Валдай 45Р". Новые теплоходы стали большим подспорьем во время реконструкции аэропорта Олекминска, перевозя пассажиров до Якутска и обратно. До 2025 года планируется поставка в Якутию трех "Метеоров 120Р". Юг Четвертый сезон обслуживала маршрут Севастополь – Ялта компания "Морские скоростные пассажирские перевозки" ("МСПП"). За навигацию "Комета 120М" перевезла около 17 тыс пассажиров. 16% из запланированных 244 рейсов "Ялты" были отменены. В основном, из-за неблагоприятных погодных условий.
Планирует расширять свой скоростной флот и компания "Водоходъ Экспресс". Новороссийцы проводили первую навигацию. На маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи работало два судна: композитный катамаран "Грифон" и "Комета 120М" "Севастополь", взятая в мае во фрахт у "МСПП". Каждое судно имело свои преимущества: если катамаран увереннее справлялся с волнами, то "Севастополь" был быстрее (35 против 26 узлов). Экономические показатели судов сильно не отличались. В новом сезоне "Водоходъ Экспресс" планирует расширить географию рейсов. К Новороссийску, Геленджику и Сочи прибавятся Сухум и Анапа. Рейс из Сочи в крупнейший город Абхазии хотели открыть еще в 2021 году, но помешал коронавирус. Поездка Сочи – Сухум на катамаране "Грифон" будет занимать 3 часа 15 минут. Путешествие по железной дороге продлится вдвое дольше. Стоит отметить, что Краснодарская областная дума планировала оказывать региональным предприятиям водного пассажирского транспорта финансовую помощь. По мнению региональных властей, это позволит туристам "с определенной степенью комфорта и привлекательности сочетать получение услуг скоростных морских пассажирских перевозок и морского путешествия", и даст дополнительный импульс как пассажирскому судоходству, так и круизному туризму. Сейчас "Водоходъ Экспресс" изучает возможность строительства нового "Грифона" на Средне-Невском судостроительном заводе. Модернизированный катамаран должен улучшить скоростные характеристики за счет использования более мощной силовой установки. Из-за острова на стрежень Нижний Новгород – это сегодня не только один из центров строительства СПК, но и место, где скоростной флот активно эксплуатируется. Как и на Черном море, на Волге навигация началась с задержкой. Компания "Водолет", принадлежащая областным властям, открыла сезон 20 мая, а завершила 6 ноября. За это время был осуществлен 361 рейс, пройдено 75 тысяч километров и перевезено около 42,5 тысяч пассажиров. Флот "Водолета" составляют пять "Валдаев". Для компании навигация тоже была первой, и "Водолет" активно искал варианты приложения сил. Организовывались экскурсионные рейсы, выполнялись смешанные транспортно-туристические поездки, а маршрут до Балахны, открытый ближе к осени, может служить примером классической транспортной перевозки. Поездка на родину Кузьмы Минина на "Валдае" занимает всего полчаса: в три-четыре раза меньше, чем на маршрутке по пробкам. В сезоне-2022 компания планирует четче разделять два основных направления: туристическое и транспортное. И если, в первом сегменте ставка будет делаться на клиентов, готовых потратить достаточные средства на отдых, то рынок транспортных перевозок будут завоевывать за счет низкой цены. Как на старте любого бизнеса, в речных перевозках не обойтись без существенных инвестиций. Причалы и дебаркадеры в Нижегородской области требуют больших вложений, а наличие единственного безальтернативного поставщика топлива серьезно сказывается на главной статье расходов СПК. Снизить затраты "Водолет" надеется с приходом на реку еще одной топливной компании. Расширение флота, в первую очередь за счет "Метеоров", поможет компании гибче подстраиваться под потребности клиентов. Суда повышенной вместимости по расчетам будут эффективнее при перевозках на большие расстояния. "Валдаи" – на маршрутах до 50 км. Три скоростных судна получила в этом году столица Чувашской республики. Первый "Валдай" пришвартовался в чебоксарском порту 24 июня. Однако из-за проблем с оформлением документов навигация для СПК начнется только в 2022 году. 330 млн рублей на суда выделило правительство России.
Коммерческой столицей скоростного флота, без сомнения, является Санкт-Петербург. На невских берегах уже три десятилетия активно эксплуатируют СПК, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Поездка на "Метеоре" в Петергоф стала одним из традиционных туристических развлечений. Поэтому стоит прислушаться к мнению Юрия Набатова – генерального директора одной из ведущих судоходных компаний региона "Нева Тревел": "Новые суда на подводных крыльях за их нынешнюю стоимость коммерческие организации вряд ли начнут приобретать без серьезных субсидий со стороны государства". Почти все отечественные эксперты, с которыми удалось переговорить при подготовке статьи, признались, что эксплуатация СПК без поддержки государства или регионов сегодня невозможна. А значит, ждать всплеска коммерческого интереса к судам не приходится. Помочь развитию этого сегмента судостроения мог бы экспорт. Однако, разговоры об интересе к российским судам на подводных крыльях со стороны компаний из Греции, Венгрии, Румынии, азиатских стран, пока остаются разговорами. И сложно понять, что является причиной – пандемия или экономические показатели эксплуатации СПК. Предполагаю, что проблема субсидирования эксплуатации СПК может вызвать вопрос у активных российских граждан: "Если к социальным перевозкам по сибирским рекам вопросов нет, то почему мы должны из своей пенсии (стипендии, налогов) оплачивать поездку туриста в Сочи или Ялте?" И, действительно, почему? Ответить на этот вопрос попросил знакомую пенсионерку с весьма активной жизненной позицией. Привожу ответ дословно: "Буду только рада, если в нашей стране начнет возрождаться производство "Метеоров", самолетов, стиральных машин. Люди должны создавать что-то руками. В противном случае, у нас скоро останутся одни болтуны. Что касается рублей из моей пенсии… Хотелось, чтобы их потратили с умом". Как потратить деньги с умом? Ответ на этот вопрос можно найти в интервью того же Юрия Набатова. "Нева Тревел" планирует строить скоростные катамараны. По расчетам компании, их эксплуатация экономически эффективнее. Правда, ставка будет делаться не на существующие российские разработки ("Нева" уже имеет опыт эксплуатации композитного катамарана проекта 23290), а на проект 04580 "Котлин", созданный при участии компании Incat. При его конструировании учитывался опыт создания 35-метрового алюминиевого катамарана вместимостью 150 человек и скоростью до 30 узлов.
И опыт, сын ошибок трудных В этой связи стоит совершить небольшой экскурс в историю. В середине 1990-х годов на СНСЗ был построен скоростной катамаран проекта 23107 "Сокол" петербургского конструктора Виктора Петровича Соколова. Заказчиком "Капитана Корсака" выступал Туапсинский морской торговый порт, предполагавший осуществлять чартерные рейсы в Турцию. Катамаран был рассчитан на перевозку 108 (120) пассажиров со скоростью 27 узлов. В дальнейшем судно возило туристов на Валаам и в Котку. После аварии "Сокол" доживает век на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе.
Сегодня в мире развивается много других перспективных направлений судостроения. Например, суда с малой площадью ватерлинии (СМПВ) или построенные на принципе воздушной каверны. Работы по созданию СМВП велись в нашей стране еще в советское время, однако не были доведены до практической реализации: проект 12000 "Тюлень" и другие разработки Северного ПКБ, а также идеи Зеленодольского ПКБ так и остались на бумаге. Эксперты считают, что во многом это произошло из-за недостаточно высокого уровня технологий на тот момент. К примеру, сложнейшей задачей была передача мощности от ГД, расположенного в корме судна, к винту в нижней части боковой стойки. Z-образных механических передач такого уровня, как сегодня используются в ВРК, на тот момент еще не было. Кстати, на реках Ямала и Югры "Северречфлот" до сих пор эксплуатирует скоростные глиссирующие теплоходы "Заря", разработанные шестьдесят лет назад. На Оби и Иртыше можно встретить их более скоростных преемников – суда с воздушной каверной проекта 14200 "Линда". Они были созданы в ОКБ им. Алексеева в 1980-е годы и развивали скорость 55 км/ч. Быть может, отечественным судовладельцам, конструкторам и верфям стоит внимательнее присмотреться к советскому наследию и новейшим мировым трендам в скоростном судостроении, а государственным структурам попытаться разобраться, что должно прийти на смену выбывающему скоростному флоту? А что думаете, вы? Нам интересно ваше мнение. Материал был опубликован в 54-ом номере журнала “Корабел.Ру” |
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|