Член комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев провел совещание на тему "Использование потенциала речного судоходства и наземного автотранспорта в реализации норм Федерального закона "О северном завозе": проблемы, пути решения". Мероприятие организовано совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, а также с комитетом СФ по экономической политике.
Как отметил Сахамин Афанасьев, хотя федеральный закон об опорной сети инфраструктуры северного завоза и предусматривает ее полное финансирование с 2026 года, не все регионы успели установить необходимые для этого нормативы.
"В условиях ограниченности финансовых ресурсов это позволит значительно быстрее решить задачу по приведению жизненно важной инфраструктуры северного завоза в надлежащее состояние", — отметил законодатель.
По словам сенатора, в настоящее время северный завоз в труднодоступные районы в большинстве случаев осуществляется по сложным транспортным схемам. Особую роль в этом играет внутренний водный транспорт, который является наиболее эффективным, а порой и безальтернативным способом завоза грузов, сообщает пресс-служба Совета Федерации РФ.
Сенатор Сахамин Афанасьев обозначил три ключевые проблемы в развитии речного транспорта:
Обмеление рек. Из-за недостаточного дноуглубления только 50% рек имеют гарантированные судоходные габариты. Средний возраст земснарядов составляет 30–35 лет, а потребность в дноуглубительных работах в Арктической зоне до 2030 года оценивается в 30 млн кубометров.
Критический износ флота. Средний возраст речных судов достиг 46 лет. Программа льготного лизинга не всегда эффективна из-за короткой навигации (около четырех месяцев в Ленском бассейне), что является значительным сдерживающим фактором для приобретения судов по действующим ставкам лизинга.
Кадровый голод. Сенатор указал на необходимость профориентации со школы и повышения престижа морских и инженерных профессий. Для этого образовательные программы и контрольные цифры приема морских и технических вузов должны соответствовать прогнозной потребности в кадрах, необходимых для работы на водном транспорте.
Представитель Мурманской области Елена Дягилева озвучила конкретную проблему: для завоза грузов в ряд отдаленных населенных пунктов области используются объекты, не включенные в официальный перечень инфраструктуры северного завоза, что создает сложности с их финансированием и содержанием. Вопрос, несмотря на неоднократное обсуждение, до сих пор не решен.
В совещании приняли участие сенаторы РФ Денис Гусев, Анастасия Жукова, Виктор Калашников, Анна Кочерова, Анна Отке, Александр Ролик, Алексей Ситников, статс-секретарь – заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский, специальный представитель Государственной корпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов, представители профильных министерств и ведомств федерального уровня, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, отраслевых организаций, научного и экспертного сообщества.
















