реклама

Игорь Мироненко: "Общение с зарубежными вузами необходимо, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше"

6 5905 8 мин
Новосибирская государственная академия водного транспорта сегодня является одним из крупных современных вузов за Уралом. В ее составе 9 факультетов, 50 кафедр, аспирантура, центр дополнительного профессионального образования, научно-техническая библиотека, музей, 4 института водного транспорта и 1 филиал по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Хабаровске. "Корабел" уже готовил публикацию, посвященную образовательным аспектам работы Академии. Тогда Виталий Алексеевич Седых, проректор по учебной работе, рассказал нам о том, как, кого и чему учат в Новосибирске. Когда стало известно, что Академия примет участие в "НЕВЕ-2013", мы решили узнать, что будет представлять на выставке НГАВТ. Начальник управления научно-исследовательских работ Игорь Геннадьевич Мироненко охотно рассказал нам о том, каких успехов в исследованиях добились новосибирские специалисты, и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы.

Игорь Геннадьевич, расскажите, с чем вы приехали в Петербург на выставку? Как оцениваете мероприятие?
На "НЕВЕ" мы представляем научно-технические услуги, которые выполняет Академия. Но от этой выставки мы ожидали немного другого. В 2011 году здесь собрались почти все речники из-за Урала. Наш стенд был, так скажем, центром общения, где все встречались и знакомились, обсуждали проблемы. Можно сказать, что практически все представители крупных предприятий от Оби до Амура прошли через наш стенд. В этом году из наших речников мы, практически, никого не увидели. В основном в этот раз мы устанавливали зарубежные контакты.

А в каком плане вы собираетесь развивать общение с зарубежными компаниями?
Для нас очень важно повышать уровень и качество образования. Первый аспект, который способствует этому - участие студентов в научно-исследовательской работе. Второй — это сотрудничество с вузами в области науки, в том числе и зарубежными. Также мы не исключаем проведение совместных исследований. Но это, конечно, далекая перспектива. Для начала нужно, чтобы иностранные представители принимали участие в конференциях и мероприятиях, проводимых Академией. Наладить контакты с зарубежными предприятиями и вузами необходимо и для того, чтобы договориться о стажировке наших преподавателей, чтобы они смогли узнать, как устроено производство и налажен учебный процесс за границей. Необходимо обмениваться опытом — что-то мы можем перенять себе, а что-то и порекомендовать. Общение необходимо, чтобы определить, где в плане образования мы находимся и куда идем. Ведь сегодня ни для кого не секрет, что в советскую эпоху образование было намного лучше. Именно поэтому очень важно понять, где наше место в общемировом движении на данный момент, и в каком направлении нужно развиваться дальше. Курс на сотрудничество с зарубежными компаниями мы взяли еще в прошлом году, когда посетили выставку "Одесса", где познакомились с фирмой "Schottel". На "НЕВЕ" у нас тоже сложилось общение с иностранными представителями. С Китаем только пообщаться не удалось, но мы такой цели и не преследовали, пока только планируем участие в китайских выставках.

Вы упомянули, что нужно привлекать студентов к научно-исследовательской работе. С чем это связано?
Привлечение студентов к научным исследованиям — это одна из основных составляющих для повышения качества учебного процесса. Ведь одно дело теория, лабораторные работы, и совсем другое — когда учащиеся начинают выполнять конкретные задачи и понимать для чего это нужно. Однако привлечь всех студентов к научным исследованиям невозможно. Во-первых, для этого у нас слишком мало рабочих мест. Исследований, конечно, хватает, но обеспечить работой всех студентов мы не сможем. И самое главное — студенты должны сами этого хотеть.

А как же ваша учебно-лабораторная база?
В советские времена наша учебно-лабораторная база была одной из лучших среди учебных заведений речного флота. И сегодня, например, наш опытовый бассейн для гидродинамических исследований остается самым крупным за Уралом. Однако все оборудование нуждается в модернизации, но деньги на это почти не выделяются.

И каким образом вы выходите из этого положения?
Чтобы поддерживать оборудование на должном уровне, выход у нас только один - привлечение внебюджетных средств. Для этого в Академии существует научно-исследовательский сектор. Было создано и научно-исследовательское управление, чтобы расширять спектр научно-технических услуг. Это, в свою очередь, позволит привлекать дополнительные средства, за счет которых мы сможем приобретать новое оборудование и ремонтировать существующее. К сожалению, пока это не очень большие деньги, несмотря на то, что наши доходы год от года растут. Если сравнивать доходы Академии с другими вузами, то мы далеко не на последнем месте. Однако качественное оборудование, которое стоит миллионы, пока себе позволить не можем.

Наиболее известны разработки Академии в области диагностики усталостных повреждений металла. Как развивалось это исследовательское направление?
Над этой методикой мы начали работать еще в 2004 году. Тогда возникла следующая проблема — обновления флота не происходит, новые двигатели никто не покупает, установленные отрабатывают назначенные ресурсы, но находятся в хорошем состоянии. Что с ними делать? Как быть? Выбросить — не проблема. А что поставить взамен? Где взять на это средства? Это сегодня китайские двигатели полным ходом идут на российский флот. Качество этих двигателей и проблемы, возникающие при эксплуатации, пока оставим за скобками. А на тот момент вопрос стоял ребром. Когда возникла эта проблема сотрудники Западно-Сибирского речного пароходства обратились к нам с просьбой разработать такую методику, которая позволяла бы оценивать техническое состояние двигателя и определять - может ли он дальше работать без капитального ремонта. Мы взялись за разработку. Когда все было готово, направили в Главное Управление Речного регистра на согласование. Там нам сказали, что не достает диагностики усталостных повреждений металла и прогнозирования изменения эксплуатационных показателей.  Тогда мы нашли новый метод — магнитной памяти металла. Его мы и включили в свою методику. После она была согласована, и началось ее широкое применение. Сначала в пределах нашего региона — Новосибирск, Барнаул, Томск. Потом о нашей работе узнали на Енисее, в Красноярске. Позже слух дошел до Волги. К 2009 году география нашей работы была от Москвы до Хабаровска, и от Бийска до Салехарда.

В чем заключается суть метода магнитной памяти металла? Есть ли аналогичные методы?
Сегодня в России различных предложений по диагностике усталости очень много. Но наибольшее распространение получили только два - метод магнитной памяти метала и метод акустической эмиссии. Суть первого заключается в том, что каждая деталь, изготовленная из железо-углеродистых сплавов, находясь в магнитном поле земли, намагничивается — получает свое собственно магнитное поле. Если кристаллическая решетка детали идеальна, не имеет искажений, значит, напряженность магнитного поля вдоль поверхности детали будет меняться монотонно. А чем больше она искажается, тем больший всплеск напряженности магнитного поля мы получим. Чем ближе к дефекту, тем больше скачек напряженности собственного магнитного поля детали. Оценив степень изменения, можно определить, находится ли металл в преддефектном состоянии, и можно ли его дальше использовать. Также это позволяет оценить срок, в течение которого деталь сможет работать, после чего ее нужно будет отправить на ремонт или на повторное обследование.

Помимо Академии, кто-нибудь занимается такой же работой?
На флоте никто. Хотя в период с 2004 по 2009 год мы подготовили специалистов и в Волжской академии водного транспорта, в нашем Енисейском филиале, в Ленском речном пароходстве. Мы обучили двух специалистов в амурском филиале Речного регистра. Специалисты есть, и они готовы работать.

А при обследовании плавучих кранов вы применяете вашу методику?
Есть определенная методика, разработанная тогда еще Ленинградским институтом водного транспорта. Ее модифицированные версии подготовлены Университетом водных коммуникаций. Методика эта согласована с Регистром. Она предусматривает объем регламентных работ при обследовании плавучих кранов, которые мы выполняем. Возможность использовать диагностику усталостных повреждений металла при обследовании плавкранов есть. Однако мы думаем, что тогда возникнет еще больше проблем, так как крановое оборудование сейчас находится практически везде в очень тяжелом состоянии, постоянно происходят поломки. Естественно метод наш это покажет, но тогда возникнет конфликтная ситуация — технике нужно будет работать, а мы не сможем разрешить.

А диагностику корпусов судов вы тоже проводите по предписаниям Регистра?
Нет, так как он этого не требует. А раз Регистр не требует — заказчику эта головная боль тоже не нужна. А идея эта возникла у нас, когда произошла авария судов в Керченском проливе. Ведь если бы вовремя были обнаружены в корпусах зоны концентрации напряжений, их, может быть, и не выпустили в рейс. Эту аварию можно было предотвратить. Не имеет значения Морской или Речной регистр — если есть информация о том, что в определенном месте в корпусе судна обнаружена концентрация напряжения и металл находится в дефектном состоянии, такое судно без ремонта никто бы не выпустил. Опытные работы мы уже проводили на некоторых судах. Они показали, что есть такие зоны. Они находятся и в зонах листовой обшивки, и по сварочным швам, выполненным некачественно. Это все устранимо, проблем сейчас с этим нет.
 

Над диагностикой вы работаете уже довольно долго,  а какие еще научные направления развиваете на базе Академии?Сегодня ведутся работы в области исследования технического состояния и несущей способности гидротехнических сооружений, по русловым процессам, по экологии водных бассейнов. Наша академия аккредитована Федеральной службой по надзору с сфере транспорта в качестве экспертной организации по комплексному инженерному обследованию, освидетельствованию и паспортизации портовых гидротехнических сооружений на внутренних водных путях (речные порты и пристани на территории Сибири и Дальнего Востока). Еще одно направление — совершенствование технологии судостроения и судоремонта. В этой области мы занимаемся проектированием и изготовлением оптимальных литосварных гребных винтов, в которых ступица изготавливается из обычной конструкционной стали, лопасти - из легированной стали. Недостатка в таких заказах нет. Хотя есть проблемы с производственной базой, но мы пытаемся найти выход. Еще одно направление — плазмотермические технологии. Два года назад у нас появилось новое подразделение — Учебно-научно-производственный центр "Плазмотермические технологии". На его базе разрабатывают технологические процессы для восстановления быстроизнашивающихся деталей судовых механизмов. Сейчас этот центр у нас находится на взлете, работает в самом тяжелом режиме. Все деньги, которые они сейчас зарабатывают, вкладываются в развитие их участка. Пусть с большим "натягом", но получается. Недавно они провели исследование для Новокузнецкого металлургического комбината - подобрали необходимое износостойкое покрытие для роликов прокатных станов, которые изнашивались очень быстро. Теперь они работают гораздо дольше. Я считаю, что это направление одно из самых перспективных.


Есть ли направления, от которых пришлось отказаться или развитие которых пока не представляется возможным?
Мы пытаемся реанимировать такое направление, как применение водотопливных эмульсий. На морских судах такая проблема как эксплуатация двигателей на тяжелых сортах топлива существовала и существует. Мы на время отходили от нее, поскольку на реке тяжелое топливо перестало применяться. Но после нашей поездки на выставку в Одессу, начали поступать звонки с вопросами – некоторые компании интересовались, занимается ли до сих пор Академия исследованиями в этой области. После этого мы решили возобновить работу в этом направлении. Сегодня наши докторанты готовят работы по этой теме, также есть идеи по получению микрогетерогенных водотопливных эмульсий.
Еще одна наша давняя мечта - реанимировать работы в опытовом бассейне. Он, к счастью, находится в рабочем состоянии. Есть специалисты, которые могут решать все необходимые задачи в области гидромеханики. Сейчас группа аспирантов ведёт экспериментальное исследование вихревой составляющей сопротивления воды движению судна. Жаль, что исследовательские работы в опытовом бассейне не востребованы судостроителями и проектантами. Но мы не оставляем эту идею.

Как обстоят дела с созданием университетского комплекса? Изменится ли статус учебного заведения?
Одно время ходили разговоры, о том, что пора задуматься над переименованием, изменением статуса. Но когда мы прошли государственную аккредитацию, эксперты комиссии отметили, что у нас хорошая, классическая Академия, а лучшее, как известно, враг хорошего. У нас, конечно, есть возможность подать заявку на изменение статуса, но стоит ли это делать, поскольку финансовые затраты будут очень большие. Пока мы остаемся Академией, а уж будем ли университетом — покажет будущее. Во всяком случае, мы не против, мы к этому стремимся, к этому готовимся. 
 

Беседовала Анастасия Судникова




Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#К. Михаил, 03.10.2013, 15:36Никак логики не пойму. По сравнению с советским периодом объем перевозок сократился аж в четыре раза, и спецы говорят, что вряд ли такого уровня достигнут, а статус институтов повысили до академий, и даже университета. И зарплату профессорам повышают. Как примерно говорил Остап Бендер, если в стране ходят деньги, то где-то, значит, их должно быть много.
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович, 03.10.2013, 19:32НИР и обучение студентов - это не две стороны одной медали. Так чему же собираются учиться новосибирцы за рубежом?
-0+
#Мироненко Игорь Геннадьевич, 04.10.2013, 17:39НИР и обучение студентов - это два крыла у одной птицы. Спросите её - какое крыло для неё важнее: правое или левое? И всё сразу встанет на место!
Привлечение студентов к выполнению НИОКР в советское время не было пустым звуком. Это была реальность! Я сам, ещё будучи студентом, впервые услышал о водотопливных эмульсиях, понял зачем это нужно и как это работает.
У нас в институте, в то время, работало студенческое КБ. И курировал его работу Новосибирский филиал ЦТКБ МРФ. И это тоже - факт. Сейчас ничего этого нет... Осталось только желание. Да и то не у всех!..
По поводу обучения Новосибирцев за рубежом - между строк читается: "Пустите Дуньку в Европу!" Спросите ещё: "А зачем вы вообще на НЕВУ приехали? Неужели вы думаете, что кто-то из местных поедет к вам учиться?!!" Нам уже задавали такие вопросы и мы готовы на них ответить!
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович, 05.10.2013, 21:37Неожиданно моя реплика вызвала какую-то "обидчивую" реакцию с вашей стороны. Поверьте я знаю что такое вузовская наука. Когда я заканчивал ЛВИМУ, моя дипломная  работа вошла как часть отчета по НИР. Потом, когда уже я выступал в качестве заказчика у НИС ЛВИМУ, всегда интересовался участвовали ли в выполнении работы курсанты. Но в своей статье Вы, прошу прощения, несколько лукавите говоря о том, что главная ваша ценль -" Наладить контакты с зарубежными предприятиями и вузами необходимо и для того, чтобы договориться о стажировке наших преподавателей, чтобы они смогли узнать, как устроено производство и налажен учебный процесс за границей". И при чем здесь студенты, привлекаемые к выполнению НИР? Сказали бы открытым текстом, что участвуете в "Неве", чтобы и себя показать (что умеем и можем) и у других спросить, что им нужно. Зачем, как страус, прятать голову в песок - ищите внебюджетные источники и, в первую очередь,за рубежом. И это правильно, другое дело получится ли...
-0+
#К. Михаил, 03.10.2013, 22:06Еще в те времена когда супруги Кюри работали в университете, тех преподавателей, которые не занимались научной работой увольняли с университета. Не две стороны одной медали, это могут быть только классические науки: физика, математика и т.д. А по специальным дисциплинам НИР и обучение  и есть две стороны одной медали.
-0+
#Петров Всеволод Ильич, 05.10.2013, 12:00Работа профессорско-преподавательского состава (ППС) складывается из двух составляющих: обучение (чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий) и бюджетные научные исследования по темам, кторые утверждаются научно-техническими советами ВУЗов. Эти исследования должны осуществляться с привлечением студентов, что и называется научной школой. Наиболее продвинутые преподаватели вопреки мизерной зарплате стремяться создавать и развивать свои школы, и именно их ученики впоследствии сами становятся преподавателями и учеными. В большинстве же случаев бюджетные НИР сводятся к формальным отчетам, т.к. уровень зарплаты ППС не стимулирует ее реальному проведению. Другое дело внебюджетные НИР. При их выполнении люди получают реальные деньги, поэтому выполняются они, как правило, наиболее предприимчивыми преподавателями и редко с привлечением студентов (чтобы не делиться). Правда, внебюджетные НИР, точнее темы НИР, надо еще "пробить": либо в виде тендерных госзаказов от Фед.Агентства МР далее...
Свежие новости
На МФАСС "Керченский пролив" проекта MPSV06 началась пусконаладка импортозамещенного оборудования
09:05 / судостроение