реклама
О кадрах
О кадрах
Материалы, посвященные специфике кадровой работы в отрасли

"Главное в профессии — это спокойствие". История того, кто учит безопасному поведению на судне

0 283 6 мин
"Все наши курсы направлены на сохранение жизни" - так говорит о своей работе преподаватель Учебного центра Волжского пароходства Виктор Коновалов.

С детства мечтая о флоте, Виктор добился своей цели, работал начальником радиостанции, а после - ушел в преподавание, чтобы и других заражать любовью к своему делу. О пути в профессии, развитии образовательного центра и безопасности на флоте - в разговоре с тем, кто обучает судоводителей пароходства, на странице "Вконтакте" Волжского пароходства.

Виктор Коновалов / Фото: "Волжское пароходство"
Виктор Коновалов / Фото: "Волжское пароходство"

Виктор, почему вы решили связать судьбу с морем?

 

Со школьной скамьи меня тянуло к водной стихии. Мой дядя работал на реке и однажды взял меня с собой на судно. Этого было достаточно, чтобы я решил работать на флоте. По окончанию школы в 1992 году я поступил в Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина. Окончил его с отличием и получил диплом радиоспециалиста.

 

Где довелось поработать? Как профессионально развивались?

 

Первую навигацию я отработал в Волжском нефтеналивном пароходстве "Волготанкер" на судне "Волганефть-108". Затем отслужил срочником в армии на Северном Кавказе. По возвращении устроился работать начальником радиостанции на суда загранплавания "Волжского пароходства". Ходил в рейсы на теплоходах "Сормовский-33", "Волго-Дон 240". Для личного развития поступил на заочное отделение в Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского и получил высшее экономическое образование.

 

Почему вы оставили море и перешли на берег?

 

В 1999 году на флоте внедрили систему ГМССБ (глобальная морская система связи при бедствии), и на суда установили необходимое оборудование, а обязанности радиоспециалистов возложили на капитанов, старших помощников и вахтенных помощников. Для начальников радиостанции пришло время переучиваться и пробовать себя в другой профессии. В 1999 году Волжское пароходство создало Учебный центр для подготовки судоводителей на операторов ГМССБ. Мои образование и опыт позволили работать в нем преподавателем по тренажерной подготовке ГМССБ.

 

Вы сразу приступили к преподавательской деятельности или получили дополнительное образование?

 

Прежде чем приступить к преподавательской деятельности, я прошел стажировку, затем окончил курсы повышения квалификации и приступил к работе в 2002 году. Теперь, являясь заместителем руководителя Учебного центра, я все равно продолжаю преподавать ГМССБ, чтобы не терять квалификацию и навыки.

 

Как за 20 лет изменился Учебный центр?

 

В начале работы в Учебном центре был всего один курс ГМССБ. На нем училось порядка 200 человек в год. Теперь ежегодно в Учебном центре повышают свою квалификацию порядка 6-7 тысяч человек по 40 программам.

 

Недавно Учебный центр разработал и предложил капитанам спецкурс по подготовке к сдаче аккредитации по СОЛПам. Какие еще специальные курсы можно у вас пройти?

 

Верно. В Учебный центр поступило предложение руководителя управления по работе с персоналом Светланы Андрияновой о том, чтобы для капитанов разработать тест, который поможет сдать экзамен по СОЛП без ошибок. Совместно с коллегами из управления по работе с персоналом мы запустили систему онлайн-тестирования знаний правил плавания безлоцманской проводки.

В прошлом году мы разработали программу по остойчивости. Если сотруднику нужно повысить квалификацию или освежить свои знания, то ему следует обратиться в Учебный центр и пройти этот спецкурс.
Также для дополнительного развития наш центр предлагает тренинг по английскому языку. В процессе курса судоводители изучают и закрепляют в памяти стандартные фразы, которые пригодятся в общении на море, как для связи между судами и операторами СУДС, так и при работе с иностранными лоцманами и портовыми службами.

 

Какие у Учебного центра планы по развитию?

 

В скором времени у нас начнется подготовка моряков по охране труда. Наш центр уже подал необходимые документы в Министерство труда и социальной защиты РФ, ждем аккредитации.
Планируем установить новый судомеханический тренажер, чтобы повышать уровень квалификации у судовых механиков. Также думаем обновить один из навигационных тренажеров.

В прошлом году в центре начался ремонт. В этом году продолжим благоустраивать учебные помещения.

 

В год своего 180-летия Волжское пароходство впервые провело конкурс профессионального мастерства среди судовых поваров. По вашему мнению, насколько важна роль повара в экипаже?

 

Благодаря работе на судах я знаю всю работу изнутри. Меня всегда восхищали люди, которые идут на флот работать поварами. Считаю, что это одна из самых сложных профессий на судне. Независимо от самочувствия, погодных условий, повар должен всегда быть на камбузе и готовить для экипажа. Повар заботится о здоровье всего экипажа, качественное приготовленная пища очень благотворно сказывается на здоровье и на работоспособности членов экипажа. У грамотного повара из простых продуктов получаются кулинарные шедевры, что поднимает настроение экипажу. По моему мнению, судовые повара – самоотверженные люди.

 

Вы – преподаватель. Но ведь было время, когда и у вас были наставники. Кто помог вам стать профессионалом?

 

В речном училище очень многому научили преподаватель по практической радиосвязи Геннадий Алексеевич Исаев, преподаватель по радиооборудованию Андрей Юрьевич Нуждин и мой классный руководитель Владимир Иванович Максименко.

Когда я начинал работать начальником радиостанции, мне дали опытного наставника из Ростова. К сожалению, я забыл его имя, но советом пользуюсь до сих пор и вспоминаю этого профессионала добрым словом. Он говорил мне, что главное в профессии – это спокойствие. И действительно, помню, как волновался в первое время, когда принимал или расшифровывал радиограммы. Иногда просто опускались руки, как было сложно. Ведь нельзя же частично принять-передать радиограмму или устранить неисправность оборудования. Но только стоило вспомнить совет, успокоиться и сразу начинал без ошибок выполнять работу.

Когда приступил к обязанностям на берегу, моими наставниками были Геннадий Владимирович Дмитриев, Алексей Николаевич Алексейчев. Ведь, чтобы учить взрослых людей, нужен особый подход.

 

По вашему мнению, чем отличаются подходы, чтобы найти общий язык с экипажем и курсантами?

 

Моряк – это сложная, но интересная профессия. Замкнутое пространство, критичные ситуации и долгие рейсы накладывают свой отпечаток на людей. Поэтому, чтобы найти общий язык, не следует давать волю эмоциям, а прилагать усилия, чтобы по максимуму выполнить общее дело.

В преподавании – по-другому. Здесь человека нужно заинтересовать в предмете. К нам приходят учиться опытные люди, каждый со своей мотивацией. Поэтому важно до них донести значимость информации. И вот, когда слушатель проникнется предметом, захочет узнать его лучше, то в критической ситуации он обязательно вспомнит и применит знания, чтобы выжить самому и помочь товарищам. Все наши курсы направлены на сохранение жизни. Мы на берегу отрабатываем правила выживания, чтобы в море люди сразу действовали и не паниковали.

 

В наши дни почему престижно быть моряком?

 

Я всегда считал, что работать на флоте престижно. Когда молодежь спрашивает моего совета, всегда отвечаю, что это очень интересная профессия. На флоте ребятам предстоит заниматься хорошим делом, где в команде каждый друг за друга горой. Единственное с чем придется смириться – это разлука с семьей на 3-4 месяца. Но теперь стало проще, потому что современные средства связи, интернет позволяют ежедневно общаться с близкими и родными.

Учебный центр / Фото: "Волжское пароходство"
Учебный центр / Фото: "Волжское пароходство"

Как часто в Учебном центре обучают молодежь? Есть среди учащихся девушки?

 

Ежегодно в ноябре-декабре у нас проходят дополнительную подготовку ученики Борского губернского колледжа, Чкаловского техникума транспорта и информационных технологий и Городецкого Губернского колледжа. В этих учебных заведениях нет производственных баз, и они до навигации направляют к нам студентов.
Когда я пришел работать на флот, помню, что единственной девушкой на судне была Лариса Иванова. Она теперь тоже работает в нашем центре преподавателем на навигационном тренажере. Теперь же девушки чаще приходят на флот. В каждой группе учится 1-3 курсантки.

 

Как вы считаете, Волжское пароходство – хорошая практика для молодежи?

 

Я много работаю со студентами и вижу, что наша компания – идеальное место, чтобы получить необходимые практические навыки. Волжское пароходство всегда старается принимать на практику ребят, чтобы потом трудоустроить. Сотрудники объясняют нюансы работы. Задача экипажа – заинтересовать практиканта, показать перспективу профессии. Ведь от первого наставника многое зависит, он может как привить любовь к делу, так и оттолкнуть новичка. Важно, чтобы ребята продолжали гореть идеей работать на флоте, стать лучшими в своем деле.

 

Вы не жалеете, что оставили море?

 

Я осуществил детскую мечту и работал на флоте. Бывает, когда приезжаю с семьей к морю, появляется чувство ностальгии, наплывают воспоминания. Например, первый раз, когда я увидел океан с берега, вспомнил, как наблюдал эти бескрайние просторы и могущество стихии с навигационного мостика и ненадолго захотелось вновь оказаться на борту судна. Или вот накануне миллениума мы вышли из Бискайского залива к Франции и попали в ураган. На берегу ветром разметало все иллюминации, даже колесо обозрения. Тогда я увидел, что такое мощь разбушевавшейся стихии. Но и на берегу мне интересно работать. Я считаю, что учить людей выживать в критической ситуации – это полезно и важно.

"Судоходная компания "Волжское пароходство", АО
Нижний Новгород
+7(831)296-01-11
"Волготанкер", ОАО Самара
+7 (846) 279-52-45, +7 (846) 279-52-44



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости