Не успел улететь с Камчатки министр обороны России, продемонстрировав всему телевизионному миру, кто был главным в спасательных работах батискафа АС-28, как местное военное руководство стало переписывать историю со спасенным экипажем "под себя".
Начальник штаба группировки войск и сил на северо-востоке РФ контр-адмирал Александр Витко и находившийся на борту АС-28 командир дивизиона аварийно-спасательной службы флотилии капитан 1 ранга Валерий Лепетюха собрали пресс-конференцию и сообщили, что особой необходимости в приглашении англичан и американцев для проведения спасательных работ не было. Иностранцы просто их ускорили, хотя могли справиться и без них. Воздуха, еды и воды в батискафе было достаточно, а члены экипажа не сомневались в том, что их выручат. Никаких прощальных записок они не писали. Очевидный вопрос, почему же экипаж не спасли до прибытия англичан, остался без вразумительного ответа. Правда, опять было заявлено, что у нас тоже есть все необходимое, только его, к сожалению, почему-то не оказалось в тот момент под рукой... Слышать это было грустно и скучно.
Для чего местным военным руководителям эти "старые сказки на новый лад"? Ответ очевиден. Они спасают свои кресла. Никому нет дела до правды о том, что произошло с батискафом и почему. Главное для них доказать, что там нет никакой их вины. Если бы не они, все закончилось бы очень печально.
Оказалось даже, что происходящим на борту "Приза" руководил старший по званию - Валерий Лепетюха, а не какой-то исполняющий обязанности командир экипажа капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский. Хотя любой специалист знает, что старшим на корабле, даже если там присутствует министр обороны, всегда остается командир. Вот если бы все закончилось печально, виноватым был бы, безусловно, Милашевский.
Между тем именно командиру дивизиона аварийно-спасательной службы флотилии, как и его начальникам, придется ответить на простые вопросы: почему экипаж батискафа выполнял не свойственные ему работы по ремонту системы подводного гидроакустического контроля? почему при проведении спуска на глубину 200 метров на борту судна-носителя не было положенного для таких случаев запасного, страховочного батискафа? как могло случиться, что в особо охраняемой акватории, куда запрещен заход любых плавсредств, рыбачили браконьеры и даже потеряли там сети? кто их туда пустил, за какие такие заслуги или за какие такие деньги?
Вопросы очень неприятные. Вот и идет поголовная психологическая обработка не только журналистов, но и самих спасенных моряков, их жен и сослуживцев. Газетчики и телевизионщики разъедутся, а вам тут жить и служить, предупреждают людей. Кто-то может лишиться заслуженных наград или вместо Золотой Звезды Героя со всеми вытекающими льготами получить орден Мужества без льгот, а то и медаль "За отвагу", остаться без квартиры или должности в спокойном и теплом районе страны...
Люди замолкают. Они знают, что после мероприятий, подобных операции по спасению экипажа батискафа, всегда найдутся невиновные, кого накажут по всей строгости, и непричастные, кого наградят от всего сердца. Им действительно тут жить и служить. А правды, как с "Курском", со времени гибели которого прошло ровно 5 лет, все равно не добиться. Но, как показывает история, только пока.
Начальник штаба группировки войск и сил на северо-востоке РФ контр-адмирал Александр Витко и находившийся на борту АС-28 командир дивизиона аварийно-спасательной службы флотилии капитан 1 ранга Валерий Лепетюха собрали пресс-конференцию и сообщили, что особой необходимости в приглашении англичан и американцев для проведения спасательных работ не было. Иностранцы просто их ускорили, хотя могли справиться и без них. Воздуха, еды и воды в батискафе было достаточно, а члены экипажа не сомневались в том, что их выручат. Никаких прощальных записок они не писали. Очевидный вопрос, почему же экипаж не спасли до прибытия англичан, остался без вразумительного ответа. Правда, опять было заявлено, что у нас тоже есть все необходимое, только его, к сожалению, почему-то не оказалось в тот момент под рукой... Слышать это было грустно и скучно.
Для чего местным военным руководителям эти "старые сказки на новый лад"? Ответ очевиден. Они спасают свои кресла. Никому нет дела до правды о том, что произошло с батискафом и почему. Главное для них доказать, что там нет никакой их вины. Если бы не они, все закончилось бы очень печально.
Оказалось даже, что происходящим на борту "Приза" руководил старший по званию - Валерий Лепетюха, а не какой-то исполняющий обязанности командир экипажа капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский. Хотя любой специалист знает, что старшим на корабле, даже если там присутствует министр обороны, всегда остается командир. Вот если бы все закончилось печально, виноватым был бы, безусловно, Милашевский.
Между тем именно командиру дивизиона аварийно-спасательной службы флотилии, как и его начальникам, придется ответить на простые вопросы: почему экипаж батискафа выполнял не свойственные ему работы по ремонту системы подводного гидроакустического контроля? почему при проведении спуска на глубину 200 метров на борту судна-носителя не было положенного для таких случаев запасного, страховочного батискафа? как могло случиться, что в особо охраняемой акватории, куда запрещен заход любых плавсредств, рыбачили браконьеры и даже потеряли там сети? кто их туда пустил, за какие такие заслуги или за какие такие деньги?
Вопросы очень неприятные. Вот и идет поголовная психологическая обработка не только журналистов, но и самих спасенных моряков, их жен и сослуживцев. Газетчики и телевизионщики разъедутся, а вам тут жить и служить, предупреждают людей. Кто-то может лишиться заслуженных наград или вместо Золотой Звезды Героя со всеми вытекающими льготами получить орден Мужества без льгот, а то и медаль "За отвагу", остаться без квартиры или должности в спокойном и теплом районе страны...
Люди замолкают. Они знают, что после мероприятий, подобных операции по спасению экипажа батискафа, всегда найдутся невиновные, кого накажут по всей строгости, и непричастные, кого наградят от всего сердца. Им действительно тут жить и служить. А правды, как с "Курском", со времени гибели которого прошло ровно 5 лет, все равно не добиться. Но, как показывает история, только пока.