реклама
15.11.2005 12:05 / события, аналитика

Составлен новый прогноз российского экспорта нефти и нефтепродуктов до 2015 года

1 1075 4 мин
Рост экспортного грузопотока российского нефтеналива опережает прогнозируемые ранее показатели. Как отмечают специалисты ОАО «ЛенмирНИИпроект», происходит это за счет значительного увеличения доли экспорта нефтити и превышением этого объема над внутренним потреблением. При этом экспорт других наливных грузов,ов, в том числе и нефтепродуктов, не столь динамичен. В силу изменения долгосрочных прогнозов морского экспорта Росморечфлот поручил институту произвести корректировку генеральной схемы развития портовых комплексов в Финском заливе.е.
Реальные показатели опережают старые планы
«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», разработанная в 2003 году, в настоящее время показала несоответствие запланированных показателей реальным цифрам. Так, например, добыча нефти уже в 2004 году превысила плановый показатель на 2005 год (445 млн. т) и составила 459 млн. т., практически приблизившись к данным на 2010 г. (480 млн. т) для оптимистического сценария. В конце октября нынешнего года глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко заявил, что в 2005 году добыча нефти ожидается на уровне 478 млн. т. «В среднесрочной перспективе можем рассчитывать на выход 500 миллионов тонн, в течение 2-3 лет", - уточнил министр.
С ростом мировых цен на нефть, а так же вследствие увеличения собственной добычи углеводородов, Россия получила возможность усилить присутствие на международном нефтяном рынке. Если для российских нефтяных компаний обстоятельства будут складываться благоприятным образом, то добыча нефти в стране к 2010 году составит 525 млн. т., к 2015 году — 605 млн. т. Исходя из этого, экспортный поток нефти, по прогнозам «ЛенморНИИпроекта», может к 2010 году достигнуть 321 млн. т., а к 2015 году увеличиться до 365 млн. т. При этом пессимистический сценарий предусматривает рост объемов экспорта нефти к 2010 году до 280 млн. т. и к 2015 году — до 290 млн. т. в год.
Экспорт нефти
По данным, предоставленным агентству «ПортНьюс» директором по планированию и организации производства «ЛенморНИИпроекта» Сергеем Семеновым, этот поток нефти будет распределяться между российскими и зарубежными портамиами следующим образом. Через Балтийские порты в 2010 году будет перевалено на экспорт 65,5 млн. тонн нефти (48 млн. тонн — пессимистический прогноз), а к 2015 году — 69,5 млн. тонн (54,5 млн. тонн). Через порты Прибалтики и Украины в 2010 году пройдет в лучшем случае 23,4 млн. тонн экспортной российской нефти, а в худшем случае — 39,4 млн. тонн (к 2015 году — 1,5 млн. тонн и 1 млн. тонн соответственно). Экспорт нефти через южный регион в 2010 году составит при оптимистическом прогнозе 84,5 млн. тонн, и 78,6 млн. тонн при пессимистическом прогнозе (в 2015 году — 88 млн. тонн и 84 млн. тонн соответственно).
Рост экспорта нефтепродуктов в рассматриваемый период будет очень незначительным, отмечает Семенов, ссылаясь на мнения большинства российских и зарубежных экспертов. При этом нефтебизнес будет в основном ориентироваться на экспорт сырой нефти, подчеркивает он.
Пессимистический вариант экспорта нефтепродуктов
Рассчитанный пессимистический вариант прогноза роста экспорта нефтепродуктов предусматривает постепенную модернизацию производственных мощностей российских НПЗ и сохранение объема выпуска топлива практически на текущем уровне. Этот прогноз основан также на постепенном снижении спроса на тяжелые нефтепродукты в странах Европы, при условии сохранения низких цен на мировом рынке и, вследствие этого, более медленного переоснащения нефтеперерабатывающих производств оборудованием для выпуска легких фракций нефтепродуктов.
Производство нефтепродуктов по этому варианту к 2010 году достигнет 179 млн. тонн в год (против 175 млн. тонн в 2003 году), а к 2015 году — 185 млн. тонн. Экспорт составит в 2010 году - 79 млн. тонн (против 78,7 млн. тонн в 2003 году), а в 2015 году — 82 млн. тонн.
Доля объема переработки нефти  на НПЗ не возрастет с 2005 г. до 2015 г., сохранившись на уровне 2004 г. (91% от объема потребления), но в количественном выражении рост будет поддерживаеться возрастанием объемов добычи по пессимистическому варианту.  Ежегодный прирост объема экспорта составит с 2005 г. до 2010 г. — от 0,4 до 0,55%, после 2010 г. до 2015 г. -  с 0,8 до 1%.
Оптимистический вариант экспорта нефтепродуктов
Оптимистический вариант прогноза основан на предположительной благоприятной ситуации с инвестированием нефтеперерабатывающей промышленности, позволяющей уже в ближайшее время произвести модернизацию производств. В этом случае возрастет и внутреннее потребление нефтепродуктов.
Производство нефтепродуктов по этому варианту к 2010 году достигнет 189 млн. тонн в год, а к 2015 году — 215 млн. тонн. Экспорт составит в 2010 году - 85 млн. тонн, а в 2015 году — 101 млн. тонн.
Доля объема переработки нефти на НПЗ возрастет с 2004 г. до 2015 г. всего на 1% от объема добычи, но в количественном выражении, который поддерживается возрастающими объемами добычи по оптимистическому варианту, этот рост более существенен.  Ежегодный прирост объема экспорта составит с 2005 г. до 2010 г. — от 1 до 2%, после 2010 г. до 2015 г. - предполагаемое увеличение темпов роста экспорта нефтепродуктов -  с 2,5 до 5%.
На основании выполненных прогнозов экспорта нефтепродуктов из России, «ЛенморНИИпроект» рассмотрел варианты роста грузопотоков через порты РФ на ближайшую перспективу, учитывая их пропускную способность.
Через порты России в целом к 2010 году будет перевалено 75 млн. тонн нефтепродуктов, а к 2015 году — 95 млн. тонн. (оптимистический вариант). По наихудшему сценарию, к 2010 году объем перевалки топлива составит 52,7 млн. тонн, а к 2015 году — 55,8 млн. тонн. В том числе портами Северо-Западного региона к 2010 году будет обработано 52,8 млн. тонн нефтепродуктов (52,7 млн. тонн — пессимистический прогноз), к 2015 году — 66,5 млн. тонн (55,8 млн. тонн — пессимистический прогноз). Порты Балтии перевалят к 2010 году 1,8 млн. тонн российского топлива (12,3 млн. тонн — пессимистический прогноз), к 2015 году — по пессимистическому сценарию перевалка составит 0,9 млн. тонн, а по оптимистическому сценарию — прекратится вовсе.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил, 06.12.2005, 06:34везде искал подходящюю тему и вот нашёл. Спасибо.
Свежие новости
На верфи в Отрадном назначен новый руководитель
19:15 / судостроение