Ученые ААНИИ не разделяют теорию, что арктические моря вскоре останутся без льда

1 93 3 мин
Более 700 экспертов из России, Китая, Индии, Бразилии, США и других стран собрались на III Международной научно-деловой конференции POLAR в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ). Конференция прошла в Санкт-Петербурге 21 мая.

Ведущие эксперты обсудили ключевые аспекты устойчивого развития Арктики в контексте климатических изменений, оценили перспективы развития навигации на трассе Большого северного морского пути и предложили действенные меры по адаптации к меняющимся природным условиям и обеспечению экологической безопасности на Крайнем Севере.

Президентом России Владимиром Путиным поставлены масштабные задачи по развитию Арктической зоны Российской Федерации и активизации навигации по Трансарктическому транспортному коридору. Достижение стратегически значимых для страны целей требует совместной работы большого количества организаций, обмена опытом и новых идей, отметил в приветственном обращении к участникам конференции помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев. 

"Конференция стала важной площадкой для полярного сообщества, объединенного общими целями и глобальными идеями по эффективному освоению полярных регионов. Важно, что мероприятие позволило нам обсудить с зарубежными партнерами перспективные направления для укрепления и развития научного сотрудничества в Арктике.  Именно такие встречи позволяют сформулировать видение и новые решения для устойчивого развития арктической зоны", — подчеркнул директор ААНИИ Александр Макаров. 

Директор департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и экологии РФ Иван Кущ в своем выступлении подчеркнул стратегическую ценность арктических ресурсов и необходимость загрузки Северного морского пути. 

"Российские компании уже ведут активную работу в этом направлении. На данный момент сформировано 9 минерально-сырьевых центров. Мы наращиваем объемы добычи, приняты программы по освоению 174 месторождений", — отметил он.

"Северный полюс" проекта 0093 / Фото: Корабел.ру
"Северный полюс" проекта 0093 / Фото: Корабел.ру

Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков представил ключевые проекты ведомства в высоких широтах. По его словам, активно развивается система мониторинга вечной мерзлоты, на данный момент действуют уже 78 пунктов наблюдений. В Арктике успешно работает ледостойкая платформа "Северный полюс" — завершилась первая экспедиция СП-41, продолжается вторая — СП-42. В 2022 году началось строительство крупнейшего научно-исследовательского судна "Иван Фролов", ввод которого запланирован на 2028 год. 

Ключевым для России проектом в Арктике становится Трансарктический транспортный коридор. Генеральный директор ФГБУ "ГлавСевморпуть" Сергей Зыбко сообщил о рекордном количестве ледокольных проводок по Северному морскому пути в 2024 году. Он отдельно поблагодарил присутствующих на конференции представителей компаний "НОВАТЭК", "Норникель" и "Газпромнефть" за совместную работу по организации проводок судов.  По словам Сергея Зыбко, при базовом сценарии к 2030 году грузопоток по этому коридору через Севморпуть должен превысить 109 млн тонн. Для достижения этих показателей государство планирует масштабную модернизацию портовой и железнодорожной инфраструктуры. 

"Мы понимаем, что развитие и превращение СМП в полноценный транспортный коридор невозможно без масштабной модернизации инфраструктуры. Государство планирует преобразовать порты, а также развивать соответствующие железнодорожные маршруты. Иначе нарастить грузопоток не получится. Это важная задача, и она планомерно решается", — заявил Сергей Зыбко. 

Директор ААНИИ Александр Макаров обратил особое внимание на важность высококачественного гидрометеорологического обеспечения для развития навигации в Арктике, сообщает пресс-служба ААНИИ.

"Эффективное гидрометеорологическое обеспечение позволит максимально быстро и безопасно осуществлять ледовые проводки. С развитием этой системы мы сможем говорить и о страховании перевозок, что крайне важно для коммерческого судоходства", — подчеркнул ученый. 

Основная дискуссия традиционно сосредоточена вокруг ледоколов и инфраструктурных объектов, отметил Александр Макаров, в то время как высококачественное гидрометеорологическое обеспечение также создает более широкий горизонт для планирования и развития.

На фоне повышения температур в Арктике, быстрого очищения больших акваторий арктических морей ото льда, более позднего начала ледообразования и увеличения навигационного периода может показаться, что плавание в Арктических морях упрощается, но это не так, заявил заведующий лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов и ледового режима ААНИИ Александр Юлин. По его словам, ледовые условия в последние годы остаются непростыми. В частности, в июне-августе 2025 года наиболее сложные ледовые условия ожидаются в восточной части Восточно-Сибирского моря, юго-западной части Чукотского моря и в проливе Лонга вдоль Чукотского побережья. Ученый отметил новые факторы, которые также могут отказывать влияние на судоходство. 

"При значительном быстром очищении акватории морей мы столкнулись с совершенно новым феноменом — в осенний период моря стали замерзать очень быстро, буквально за три недели", — рассказал Александр Юлин. 

Он подчеркнул, что ученые ААНИИ не поддерживают теорию о том, что к середине века Северный Ледовитый океан в летний период будет полностью освобождаться ото льда.

Отдельное внимание в ходе конференции эксперты уделили экологическим аспектам в Арктике. 

"Увеличение количества судов и создание новой инфраструктуры оказывает влияние на природную среду Арктики. Экологическая составляющая развития Севморпути очень важна, так как любые неприятности, которые могут возникнуть, будут иметь печальные последствия. Нам необходимо развивать систему экологического мониторинга, и для этого уже созданы серьезные научные заделы", — сказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. 

По его словам, в настоящее время экологический мониторинг в акватории СМП, как единая система комплексных наблюдений за состоянием природной среды арктических морей Российской Федерации отсутствует. Вместе с тем, разрабатывается проект по формированию Государственного экологического мониторинга акватории Севморпути в форме самостоятельной подсистемы Единой системы государственного экологического мониторинга.

Дедвейт (т)3540
Длина габаритная (м)86
Ширина габаритная (м)24
Марка главного двигателя8W32
Тип топливаДизельное
Количество главных двигателей1
Мощность главного двигателя4600



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Иванов Борис Иванов
31.05.2025, 10:46
Во-первых, не все ученые ААНИИ полностью согласны с  мнением уважаемого коллеги А.В.Юлина. Существуют различные оценки возможных (вероятных) сценариев (только не  теорий)  развития ледовых процессов. Впрочем, время  покажет. Самые "жесткие" сценарии подводятнас к интервалу 2030-2050 гг. Не все, включая авторов и  противников   "теории", доживут  до этих лет, но  многие мои  коллеги смогут  проверить эти  сценарии......
Свежие новости