реклама

Лучшее оружие – это мир. "Армалит" наращивает компетенции в строительстве гражданских судов

Крупнейший российский производитель судовой арматуры – завод "Армалит" – продвигает на рынок уникальное предложение. По сути, компания берет на себя часть работы верфи. А именно: предлагает комплексные решения по обустройству судна трубопроводной арматурой, электроприводом, шкафами управления. Можно сказать, "поставка под ключ". Об этом корреспонденту "Корабел.ру" рассказал заместитель генерального директора АО "Армалит" Евгений Коптяев.
Евгений Коптяев, заместитель генерального директора завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО
Евгений Коптяев, заместитель генерального директора завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО "Армалит"

– Евгений Васильевич, завод "Армалит" расположен в Петербурге на улице Трефолева, где в XIX веке сформировалась индустриальная зона Петербурга. То есть можно говорить о более чем вековой истории?

 

­– Да. История завода началась в 1878 году с основанного немецким промышленником Рудольфом Грошем литейно-механического завода. C 1887-го новым владельцем завода стал торговый дом "Лагензиппен и Ко". В коллекции музея "Водоканал Санкт-Петербурга" хранится первая задвижка марки "Лагензиппен". Название импортное, но изготовлена задвижка была здесь.

 

– Выходит, что изначально завод не был сугубо военным. Как произошел уход в оборонку?

 

– В 1937 году, уже, конечно, не "Лангезиппен и Ко", а в то время завод имени Молотова, был обозначен как основной изготовитель трубопроводной арматуры для военно-морского флота. С того времени предприятие занималось почти исключительно арматурой, хотя литейное производство мы сохранили и по сей день.

 

В советские времена это было большое предприятие. Здесь трудились порядка пяти тысяч человек. Был заводской дом культуры, своя железнодорожная станция... Сейчас предприятие скромнее. Около полутора тысяч сотрудников. Но этого достаточно для обеспечения полного цикла производства судовой трубопроводной арматуры. У нас три механообрабатывающих цеха, литейный и кузнечно-прессовый цеха, заводская лаборатория, аккредитованная Госстандартом, испытательные стенды, регистровая, военная приемка, – то есть все то, что позволяет гарантировано выпускать судовую арматуру. Сегодня это основная специализация завода. Ну и дополнительно мы занимаемся литьем различных металлических изделий.

Производственный цех завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО
Производственный цех завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО "Армалит"

– С 1930-х годов у предприятия очень хороший заказчик – военное ведомство. Однако завод представлял внушительный стенд на выставке "НЕВА 2023", мероприятии сугубо гражданском... Да и на выставке SeaFood вы были замечены...

 

­– Все верно. Военные – наши основные заказчики. Такова специализация "Армалита". Однако сегодня происходит некоторое смещение трендов на рынке. На передний план выходит гражданское строительство. Обновляется доковое хозяйство, закладываются ледоколы, сухогрузы. Конечно, мы на все это реагируем. Взаимодействуем со всеми конструкторскими бюро, судостроительными организациями, ведомственными управлениями. В результате ежегодно обеспечиваем поставку примерно для 90 строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов. Всего поставляем около пяти тысяч наименований продукции, а если считать в единицах, то около полумиллиона.

 

– При таких объемах вы, видимо, безусловный лидер на рынке?

 

– Да. "Армалит" входит в пятерку арматуростроительных предприятий России. Это если говорить о общепромышленной трубопроводной арматуре. Если вести речь только о судовой отрасли, то мы одно из всего лишь трех предприятий. Оставшиеся два – это завод "Буревестник" в Гатчине и завод "Аскольд" в городе Арсеньев Приморского края.

Каждый из них имеет свою специализацию. "Аскольд" выпускает арматуру высокого давления, "Буревестник" – небольшую штуцерную арматуру.

 

– Получается, что на пятки друг другу вы не наступаете.


– Нет. Прямой конкуренции между нами нет.

 

– Три монополиста, каждый – в своем сегменте?

 

– Ну монополисты – это сильно сказано. В стране есть растущие организации, которые пытаются осваивать выпуск судовой арматуры. Я говорил об основных предприятиях, о крупнейших. Чтобы было понятно: завод "Армалит" в течение года заработал примерно пять миллиардов рублей. Выручка заводов "Буревестник" и "Аскольд" составила около двух миллиардов.

 

– Три завода полностью закрывают потребность страны в судовой арматуре? Или кому-то приходится закупать импортную?

 

– Рынок гособоронзаказа полностью закрываем. В этом сегменте с технологическим суверенитетом все в порядке. Что же касается гражданского судостроения, то импортная арматура сейчас постепенно замещается отечественной. Считаю, мы успешно заместим освободившуюся нишу после ухода западных компаний. Сегодня наше предприятие находится на активном этапе разработки линейки импортозамещающей арматуры.

 

– А по карману ли будет частным компаниям ваша продукция? Ведь то, что делается для Минобороны, ощутимо отличается от, скажем так, арматуры для простых смертных. Наверное, там и запас прочности выше, и другие технические характеристики с запасом...

Производственный цех завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО
Производственный цех завода "Армалит" / Фото: Пресс-служба АО "Армалит"

– Разница, конечно, есть. На рынке гособоронзаказа наибольшее применение имеет бронзовая арматура. Само собой, она недешевая. Зато устойчивая к агрессивной среде – морской воде, к прочим агрессивным средам. Более ресурсная. Чтобы вам было понятно: ресурс военной арматуры сопоставим со сроком службы корабля и составляет от 30 до 40 лет. На рынке же гражданского судостроения такой необходимости нет. Там арматура более простая. Согласно требованиям Регистра, срок ее службы может составлять два года. Позднее, в рамках ремонта, она меняется. И да, объем такого заказа растет.

Мы откликаемся на новый спрос, принимаем активное участие в подготовке технических проектов для гражданских судов. Это делается для того, чтобы заранее определить облик той арматуры, которая потребуется данному конкретному судну. Готовим свои технические решения для него, чего раньше в нашей практике не было.

 

– С коммерческой точки зрения гражданский заказ так же интересен, как военный?

 

– Здесь дело не только и не столько в коммерции, сколько в том, как мы можем откликнуться на заказ, какие можем предложить решения. Какой-то заказчик хочет, чтобы у него стояла передовая арматура. У нас такая есть, но она и стоит своих денег. Зато такая арматура является определенным шагом вперед для заказчика. Мы, например, выпускаем интеллектуальные приводы, шкафы управления, ресурсную арматуру. Наш привод позволяет снимать более ста различных характеристик, которые передаются на центральный пост, на капитанский мостик. Кроме того, вы дистанционно можете управлять этой арматурой.

Шкаф управления позволяет объединить в единую систему до 16 единиц арматуры / Фото: Корабел.ру
Шкаф управления позволяет объединить в единую систему до 16 единиц арматуры / Фото: Корабел.ру

В таком случае остается "цифровой след", как это сейчас модно говорить. Вы все знаете о состоянии арматуры и можете перейти от регламентного обслуживания к обслуживанию по техническому состоянию, предвосхищая тем самым возможные проблемы, ведя предотказную диагностику. Это уже новое поколение в мире трубопроводной арматуры.

 

Возможно, заказчик требует простое, традиционное оборудование. У "Армалита" есть и такое. Задачу выполним, применяя более простые материалы и технологии. Конечно, в этом случае оборудование будет менее ресурсным, а управление – ручным.

На приборную панель может выводиться более ста параметров работы электроприводов / Фото: Корабел.ру
На приборную панель может выводиться более ста параметров работы электроприводов / Фото: Корабел.ру

На Международном военно-морском салоне мы показали свою новейшую корабельную систему объемного пожаротушения (КСОП), состоящую из баллонов со сжатым воздухом и резервуаров с огнетушащим веществом, в качестве которого используется негорючий, малотоксичный и максимально безопасный для человека газ Хладон 227еа.

Особенность установки – в самом огнетушащем веществе. Хладон попадает в отсеки под давлением в 200 атмосфер, вытесняет кислород, и пожар быстро прекращается. Хладон – нетоксичный, безвредный газ, но, естественно, личный состав в момент запуска КСОПа надевает маски с кислородом, обеспечивая свою жизнедеятельность.

Нижний уровень комплексной системы – затвор с электроприводом / Фото: Корабел.ру
Нижний уровень комплексной системы – затвор с электроприводом / Фото: Корабел.ру


Cистема объемного пожаротушения – это пример решений, которые "Армалит" способен создавать. Мы готовы полностью проектировать системы под любые задачи. Нам дается ТЗ, мы под него создаем полностью готовое решение. Вот сейчас этот агрегат можно поставить на корабль, заправить – и все, он готов к работе. Это, собственно, то, к чему мы идем по всем направлениям. Нам дают задание – мы предлагаем оптимальное решение. Это может быть автономная система для подводных лодок или надводного флота, гражданских судов или, например, нефте- или газоперекачивающей станции. И эта система может работать без участия человека. Сейчас это актуально.

Новейшая КСОП компании
Новейшая КСОП компании "Армалит" способна справиться с пожаром в считанные мгновения / Фото: Пресс-служба АО "Армалит"

– Почему частники так любят импортную арматуру, если и в России силами трех предприятий спрос можно закрыть?

 

– Как я говорил, эти предприятия долгое время были ориентированы на военный заказ. Только в последнее время началась работа над новым вариациями арматуры под гражданские суда. Сейчас мы работаем над расширением номенклатуры продукции. У нас принята программа диверсификации производства до 2035 года, по которой мы увеличиваем долю продукции для смежных отраслей. Это и нефтегазохимическая, и атомная отрасли. Соответственно, ведем подготовку к выпуску данной продукции, проходим дополнительную сертификацию. На следующий год у нас, например, по атомному направлению в производственный план заложен выпуск продукции на три миллиарда рублей.

Чтобы выполнить все поставленные задачи, нужно освоить новые технологические процессы, привлечь новых конструкторов, представителей рабочих специальностей. Сейчас мы решительно обновляем свой станочный парк – только за последние два месяца прошли пуско-наладку и запущены в эксплуатацию три новых станка. Словом, делаем все, чтобы постоянно наращивать производственные мощности.

 

– А станки откуда?

 

– Оттуда! (смеется) Помните, в известном кинофильме? "Откуда у тебя пистолет и деньги? – Оттуда!"

Беседовали: Вячеслав Березниченко и Олег Гненной

"Армалит", АО
Санкт-Петербург
+7(812) 603-40-77
"Аскольд", ПАО Арсеньев
+7(42361) 48-500/48-566
"Завод Буревестник", ОАО Гатчина
+7(81371)9-33-02




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости