реклама

Когда летучий флот встанет на крыло?

Можно ли назвать ренессансом то, что происходит сегодня со скоростным пассажирским флотом в России? С одной стороны, спустя десятилетия в отечественную глубинку начинают поступать новые суда, конструкторские бюро выдают на-гора свежеиспеченные проекты, а верфи разворачивают выпуск СПК. С другой, эта активность базируется, в основном, не на средствах коммерческих судовладельцев, а на бюджетных дотациях. Впрочем, тема данной статьи не финансы, а то, как летучий флот сегодня используется.
Судно "Комета 120М" / Фото: Корабел.ру

В России существует множество регионов, где альтернативой скоростным судам является только вертолет. Со времен Союза, когда жители, проживающие в бассейнах Оби, Амура, Лены, Енисея и других рек, могли рассчитывать только на "Метеоры" и "Восходы", мало что изменилось.  И сегодня скоростной пассажирский транспорт остается там востребованным, социально значимым и субсидированным.

Основной перевозчик в Югре и на Ямале — компания "Северречфлот", принадлежащая ХМАО, наконец-то дождалась возобновление производства "Метеоров". С учетом больших расстояний и объемов перевозок, данные суда идеальны для региона. Сегодня там эксплуатируется большой скоростной флот: советские "Метеоры" с иностранными двигателями, теплоходы проекта А-145 от "Агат Дизайн Бюро", новые "Валдаи 45Р". В ближайшее время компания получит четыре новых "Метеора": два судна проекта 03580 постройки АО "ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева" и два - проекта 03830 "Зеленодольского завода имени А.М. Горького". 

Первый "Метеор 120Р" будет представлен широкой публике на торжествах, посвященных юбилею Нижнего Новгорода в августе, а осенью по Севморпути его отправят в Ханты-Мансийск. Еще один нижегородский "Метеор" отправится на север в августе следующего года. Также в 2022 году в ХМАО поступят два зеленодольских "Метеора 2020". У судостроительной корпорации "Ак Барс" большие виды на проект 03830. Переговоры о поставке этих судов активно ведутся со многими регионами. 
 
Первый "Метеор 120Р" был заложен в 2019 году / Фото: Корабел.ру

Стоит отметить, что на малых реках Югры и Ямала до сих пор эксплуатируются скоростные глиссирующие суда "Заря". Теплоходы, разработанные в шестидесятые годы прошлого века, отличала высокая скорость и проходимость. Но из-за вреда, наносимого крутой волной берегам и малькам, их выпуск в 1980-е годы был прекращен. Имеющиеся суда переданы на эксплуатацию в восточные регионы страны. 

Впервые за сорок лет новые скоростные суда пополнили флот Якутии.  28 мая два "Валдая 45Р" встали на маршрут  Якутск — Олекминск. При поддержке правительства республики они взяты в льготный лизинг дочерней структурой "Ленского объединенного речного пароходства". Дистанцию в 627 километров они преодолевают за 14 часов, стоимость субсидированного билета  составляет 6500 рублей.

Чувашия скоро получит три "Валдая 45Р" для организации "пассажирских и экскурсионных перевозок". Первое судно для республики было спущено на воду 30 апреля. Ожидается, что уже в эту навигацию оно выйдет на маршрут Чебоксары — Казань.  330 млн на закупку судов выделило российское правительство.

В Хабаровском крае на маршруте между морским портом Николаевск-на-Амуре и Комсомольском-на-Амуре который год работают два советских "Метеора" — "Сергей Торбин" и "Капитан Князев". 550 километров они преодолевают за 12 часов. Отдать за билет придется  5740 рублей.

Одна из старейших судоходных компаний России -  Восточно-Сибирское речное пароходство также не спешит отказываться от скоростных "Восходов", "Метеоров", "Комет" советской эпохи как на социальных, так и на туристических маршрутах.   600-километровый рейс "Иркутск — Братск" по Ангаре и Братскому морю на "Метеоре" занимает 12 часов и стоит 2162 рубля. На Ангаре и Байкале до сих пор можно встретить СВП "Баргузин" проекта 19591. 

Немало новостей в туристическом сегменте. Один из лидеров круизной отрасли страны — компания "Водоходъ" 21 мая открыла скоростной маршрут Новороссийск-Геленджик-Сочи. Первым на него вышел композитный катамаран "Грифон" (построен СНСЗ в 2017 г.). По словам очевидцев, в первые дни заполняемость судна была невелика. На это повлияла, как погода, так и стоимость билетов. Переход на "Грифоне" из Новороссийска в Сочи занимает пять часов и обходится в четыре тысячи рублей. Несколько дней рейсы отменялись из-за волнения на море. 
Карьера катамарана "Грифон" начиналась на невских берегах / Фото: Корабел.ру

Еще одно скоростное судно для этого маршрута — "Комета 120М" взято в бербоут-чартер у ООО "Морские скоростные пассажирские перевозки" ("МСПП"). Остается добавить, что автобусная поездка в Сочи длится около восьми часов и стоит от семисот рублей. Билет на самолет Анапа-Сочи в июне продавался за 2,2 — 7 тысяч рублей, полет занимал один час. 

Первого июля возобновились скоростные пассажирские перевозки по маршруту Севастополь - Ялта. Впервые он был открыт компанией "МСПП" в 2018-ом году и приобрел большую популярность. Билеты по сравнению с прошлым сезоном подорожали на 200 рублей. Теперь морская прогулка в обычном салоне СПК "Ялта" обойдется в семьсот рублей, а в комфорт-классе — тысячу. В июле на маршруте эксплуатировалась одна "Комета 120М", второе судно аналогичного проекта вступит в строй в августе. 

Нижегородское ООО "Водолет" недавно перешло под контроль регионального правительства и может рассчитывать на субсидии из областного бюджета. Сейчас компания располагает пятью "Валдаями", четыре их которых находятся в льготном лизинге, одно судно находится в собственности области. Из-за высокой воды сезон в Нижнем Новгороде открылся с опозданием. В конце мая "Водолет" запустил два тестовых туристических маршрута в Городец и Чкаловск. Билеты первоначально продавались сразу в оба конца: длина кругового маршрута в Городец составляет 120 км, стоимость — 900 рублей. На посещение одного из древнейших российских городов средней Волги туристам отвеодилось три часа. 
СПК "Валдай-45Р" на производственной площадке / Фото: Корабел.ру

Поездка в Чкаловск занимает 2,5 часа в одну сторону, включает в себя прохождение шлюзов и обходится в 1500 рублей. Открывается межрегиональный маршрут из Нижнего в Чебоксары. Стоимость билета туда-обратно 2500 рублей. Поездка в один конец займет пять часов. Судя по объявлению на сайте, все 45 мест на первый рейс были распроданы за один день. Сеть перевозок планируется активно расширять. 

Из экзотического можно выделить мультимодальные маршруты "поезд + "Метеор" из обеих столиц и Петрозаводска на остров Валаам. Их начали предлагать "Российские железные дороги". Сообщается, что водная часть путешествия в одну сторону займет час и  обойдется в 980 — 3900 рублей в зависимости "от класса обслуживания, времени отправления и экскурсионной программы по Валаамскому монастырю". 

Еще один мультимодальный (по простому говоря, выполненный разными видами транспорта) маршрут РЖД: Москва — озеро Байкал. Его водная часть будет небольшой - на "Метеоре" из порта Байкал на остров Ольхон. 

И, наконец, если рассматривать скоростные пассажирские суда с точки зрения заказов для судостроения, не стоит забывать еще одно потенциально важное направление для развития СПК - экспорт. Появляется много информации об интересе зарубежных компаний к скоростным российским судам. Индия присматривается к "Кометам", венгров интересуют "Валдаи 45Р"... Впрочем, это тема уже другой статьи. И без развития сервисной сети больших успехов тут не добиться. 

P.S. Недавно мы нашли фото заброшенного "Метеора", эта тема активно обсуждается в наших соцсетях: 
 

Материалы по теме: 

"Кометы" в полете - интервью с капитаном новой СПК
"Валдай 45Р" превзошел ожидания создателей
О бедном "Валдае" замолвите слово
Флот, вставший на крыло
Суда на подводных крыльях — построить нельзя модернизировать




 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости