С идеей полного переноса канала на территорию Суоми выступили представители муниципалитетов в составе финской провинции Южная Карелия, сообщает "Деловой Петербург" со ссылкой на Yle.
Они предлагают использовать существующий канал от озера Сайма до озера Нуйямаярви на границе с Россией, после чего построить фактически новый канал полностью по финской территории вдоль границы с РФ вплоть до Балтийского моря. Один из инициаторов идеи, член городского совета Лаппеенранты Яри Карху заявил, что новый канал можно также рассматривать как ров между Финляндией и Россией.
"В этом смысле проект имеет оборонное измерение, и его строительство может быть частично профинансировано из оборонного бюджета", — считает Карху.
По его предварительным оценкам, перенос Сайменского канала обойдётся примерно в 1,5 млрд евро.
Напомним, властями Финляндии в одностороннем порядке было принято решение о приостановлении движения для прогулочных судов по Сайменскому каналу через Нуйямаа с 15 апреля 2024 года на неопределенный срок. Кроме того, были закрыты морские пункты пропуска через государственную границу Финляндии Хаапасаари и Сантио.
Сайменский канал считается важнейшей транспортной артерией Финляндии, которая арендует его российский участок до 2063 года.
Напомним также, в апреле 2023 года в Госдуме призвали денонсировать договор с Финляндией по Сайменскому каналу. Эта инициатива объясняется действующим в России запретом на перевозку грузов стран НАТО.
Сайменский канал, соединяющий озеро Сайма и Балтийское море находится в аренде до 2060 года. Финляндия продолжает выплату России всех установленных платежей, но движения судов через данный канал нет.