Флот: IGOR ILYIN
Проекты: SDS18
- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 1973 раза   |
В прошлом году, 7 декабря, в рамках XI Международного форума "Транспорт России — 2017" водолазное судно-катамаран "Игорь Ильин" проекта SDS18 удостоился престижной награды — теплоход признали лучшим инновационным решением в сфере транспортной техники в конкурсе на применение инновационных технологий среди предприятий транспортной отрасли "Формула движения". Катамаран "Игорь Ильин" — единственный в своем роде, его уникальный проект был разработан конструкторами "МИБа".
Многофункциональное судно "Игорь Ильин" было заложено 1 декабря 2016 года. Строительство велось для Морспасслужбы Росморречфлота по заказу ГТЛК. В июле 2017 года теплоход спустили на воду, а уже через три месяца, в октябре его сдали Морспасслужбе.
 
Судно "Игорь Ильин" проекта SDS18 / Корабел.ру

"Игорь Ильин" проекта SDS18 - это однопалубный стальной двухкорпусный катамаран с соединительным мостом. Судно имеет длину 46,20 м, ширину — 13,72 м, осадку — 2 м. Штатный экипаж насчитывает 12 человек: капитан, два помощника, старший механик, второй механик, электромеханик, два матроса, повар, а также есть возможность держать в команде моториста.

Теплоход проекта SDS18 может обеспечивать водолазные и подводно-технические работы на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3 баллов, участвовать в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях, а также предоставлять все условия для работы научно-исследовательской партии с возможностью запуска малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов. "Игорь Ильин" предназначен для обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов или кораблей и гидротехнических сооружений.

Сейчас "Игорь Ильин" стоит на зимнем отстое в Угольной гавани Санкт-Петербурга на базе Балтийского филиала Морспасслужбы Росморречфлота. Пока катамаран стоит, ожидая замены винтов, нам удалось посетить теплоход и познакомиться с его работой поближе.

По традиции наше знакомство с теплоходом началось с капитанского мостика и самого капитана — Евгения Летова, который имеет капитанский стаж более 5 лет.
 
Евгений Летов - капитан судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Капитанский мостик

Преимущественно на капитанском мостике представлена продукция отечественного производителя навигационного оборудования "Транзас". Так, компания поставила пульт судовождения, две УКВ-радиоустановки с  ЦИВ  и  приемником  наблюдения  за  ЦИВ на 70-м канале модели SAILOR 6222 VHF DSC CLASS A, одну ПВ/КВ-радиоустановку с ЦИВ и телексом типа SAILOR 6320 MF/HF 250W  SYSTEM, СЗС Инмарсат-С с приемником РГВ/ССОО модели SAILOR 6110, а также приемник службы НАВТЕКС типа NCR-333 японской фирмы JRC. 
 
Капитанский мостик судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Кроме этого, "Транзас" поставил для катамарана три УКВ-аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи марки SAILOR SP3520 VHF GMDSS, два радиолокационных ответчика SAILOR SARTII и спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ типа SAILOR SE406II.

На "Игоре Ильине" внутрисудовая связь представлена комплектом телефонов безбатарейной связи BTS-1006, комплектом автоматической телефонной станции АТС-1004 и ГГС и трансляции АКТС-1007, оборудованием  телевизионной сети Mark32ALC, системой охранного видеонаблюдения ТСОН-1003.
 
Капитанский мостик судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Также для системы внутрисудовой связи "Транзас" установил машинный телеграф ЕЕТ1 компании INELTEH. 

Средства навигации теплохода "Игорь Ильин" представлены двумя радиолокационными станциями с САРП, 3 см (9ГГц) марки X-Band NAVI RADAR 4000 и с САРП, 10 см (3ГГц) типа S-Band NAVI RADAR 4000. За ЭКНИС на судне отвечает NAVISAILOR 4000 ECDIS MFD. Помимо этого, для навигации "Транзас" поставил два судовых комбинированных приемоиндикатора ГНСС модели SAILOR 6560 GNSS SYSTEM, АИС марки SAILOR 6280 AIS SYSTEM, регистратор данных рейса Consilium VDR F2, систему управления курсом модели Navipilot 4000, систему приема внешних звуковых сигналов СПВЗС-201.
 
Капитанский мостик судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

На капитанском мостике расположены магнитный компас JUPITER с оптической и электронной передачей курса, современный гирокомпас NAVIGAT X MkII (в комплекте один пультовый репитер, три цифровых репитера, один репитер для пеленгования, один курсограф), корреляционный лаг Consilium SAL T2, эхолот GDS101 частотой 200 кГц, метеорологическая станция ПЕРИСКОП-М.
 
Гирокомпас NAVIGAT X MkII / Корабел.ру

Для проведения спасательных операций "Игорь Ильин" оборудован оптико-электронным комплексом на гиростабилизированной платформе модели FLIR MV-604CL, оснащенный инфракрасной камерой. Установка способна обнаруживать человека (целевой размер: 1,8м х 0,5м) на расстоянии 2,3 мили, обнаруживать мелкие суда (целевой размер: 4м х 1,5м) – на 6,8 мили.

Также на капитанском мостике установлена система управления динамическим позиционированием класса DYNPOS-1 производства российской компании "НАВИС". Система управляет всеми ВРК и НПУ и позволяет капитану управлять движением и маневрированием судна в ручном и полуавтоматическом режимах, а также полностью автоматически удерживать позицию судна.
 
Система динамического позиционирования DYNPOS-1 / Корабел.ру

СУТС для "Игоря Ильина" обеспечила компания "Валком", поставив интегрированную систему управления, контроля и сигнализации техсредствами теплохода, а также грузовыми и балластными операциями.

Все оборудование современное, оснащено сенсорными экранами, которые очень удобны в эксплуатации.

Жилые помещения

Как уже было сказано, экипаж "Игоря Ильина" составляет 12 человек. Помимо этого, теплоход может разместить 13 человек научной экспедиции. Как отметил Евгений Летов, капитан катамарана, во время экспедиций на капитанском мостике собирается весь специальный персонал и часть экипажа. Разместиться, а главное - полноценно работать трудно. По мнению капитана, увеличить площадь мостика вполне реально без особых на то затрат.

К примеру, в конце ноября 2017 года военнослужащие Балтийского флота и экипаж "Игоря Ильина" участвовали в зачистке дна Финского залива в районе островов Гогланд и Мощный от немецких мин времен Второй мировой войны. Работы проходили с помощью подводного робота, который занимался разминированием.
 
Каюты на катамаране "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Каюта старшего помощника - Виталия. Жилые помещения выполнены комфортно, замечаний у моряков не вызывают. Известно, что блоки санузлов для "Игоря Ильина" изготовила компания "ГЕСЕР".
 
Каюта старшего помощника на судне "Игорь Ильин" / Корабел.ру
 
Виталий Леонов - старший помощник судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Комплект иллюминаторов для катамарана поставила компания С.С.Jensen. Она же изготовила окна рулевой рубки.
 
Иллюминатор судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру
Фото с капитанского мостика "Игоря Ильина" / Корабел.ру

После знакомства с каютами экипаж направил нас в камбуз, который, кстати, очень хвалят моряки, назвав его "собственным итальянским рестораном". Поставщиком камбузного оборудования выступила петербургская компания "Проектинтертехника". 
 
Камбуз судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру
 
Камбуз судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру
Камбуз судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

За систему бытовой пресной воды на судне "Игорь Ильин" отвечала компания "СММ", которая поставляла гидрофор, два насоса гидрофора, два подогревателя воды, три установки УФ-обеззараживания воды и циркуляционный насос горячей воды.

Машинное отделение "Игоря Ильина"

Познакомиться с "сердцем" судна нам помог старший механик - Вадим. Он отметил, что непривычно работать на теплоходе, где нет левого и правого бортов, но зато есть корпуса. Самым главным недостатком Вадим считает отсутствие стеллажей для фильтров и расходных материалов.
 
Вадим Карпинский - старший механик судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

В машинном отделении катамарана "Игорь Ильин" расположены два главных двигателя Cummins 634 кВт марки KTA38-M (1800 об./мин), три дизель-генератора 300 кВт модели KTA19-CP300DM5 (400 В, 50 Гц) и один аварийный дизель-генератор 50 кВт модели 6BCS50DM5 (3x400 В, 50 ГЦ), также изготовленные американцами.
 
Главный двигатель Cummins KTA38-M  /Корабел.ру
 
Главный двигатель Cummins KTA38-M  /Корабел.ру
 
Машинное отделение судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Винторулевое устройство "Игоря Ильина" представлено двумя ВРК марки SRP 440 FP мощностью 634 кВт  и двумя носовыми подруливающими устройствами STT 110 (ледовая категория - Ice 1) мощностью 163 кВт с диаметром винта 790 мм немецкой компании Schottel.

Для катамарана "Игорь Ильин" компания Azcue поставляла насосы перекачки масла и топлива, насосы охлаждения ВРК, насосы нефтесодержащих вод, а также шламовые насосы. Для топливной системы судна фирма Alfa Laval поставила сепаратор топлива производительностью 0,6 куб. м/ч в комплекте с питательным насосом.
 
Машинное отделение катамарана "Игорь Ильин" / Корабел.ру

За систему вентиляции судовых помещений на катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18 отвечала польская компания Teknotherm, поставившая ряд приточных и вытяжных вентиляторов для камбуза, кают, лаборатории и т.д., а также четыре электрических воздухонагревателя мощностью 6,5 кВт.
 
Оборудование компании Teknotherm на судне "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Но Teknotherm не остановилась на системе вентиляции - систему кондиционирования для "Игоря Ильина" изготовила тоже она.

Компания "Судовой сервис" отвечала за электрораспределительные устройства на катамаране, поставив два главных распределительных щита 400/230В, 50Гц, а также аварийный распределительный щит, щит приема питания с берега 160A, 3x400В, 50Гц, щит внешних потребителей и комплект щитов с пускателями.

Что с безопасностью и светом на теплоходе?

"Игорь Ильин" оборудован комплектом светильников (230В, 50Гц) и комплектом прожекторов (230В, 50Гц) компании Glamox. На случай пожара на катамаране стоит система аэрозольного пожаротушения, которую поставила компания "КАСКАД". Помимо этого, судно обеспечено двумя центробежными пожарными насосами с электроприводным самовсасывающим  устройством производительностью 30 куб. м/ч компании Azcue и системой углекислотного тушения высокого давления. 

Палуба "Игоря Ильина"
 
Палуба судна "Игорь Ильин" / Корабел.ру

Катамаран "Игорь Ильин" оборудован краном-манипулятором фирмы Palfinger модели PK65002MG. Кран имеет грузоподъемность 1 т при вылете стрелы на 25 м, что позволяет помещать груз на судне и перемещать подводных роботов в рамках научных экспедиций.

Помимо этого, судно имеет две  якорно-швартовых электрических лебедки с якорной цепью 24 калибра, 3-й категории прочности от компании Adria Winch. Она же поставила и шпиль с якорной цепью 20,5 калибра, 3-й категории прочности, устройства для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи типа к24/U3 и подобное устройство другой модели - к20.5/U3 для цепи другого калибра.
 
Кран-манипулятор фирмы Palfinger модели PK65002MG / Корабел.ру

На палубе "Игоря Ильина" можно заметить дежурную шлюпку RR(H)4.5ID вместимостью 6 человек вместе со спускоподъемным устройством DNPS.SP.13 от компании Davit international. Помимо этого катамаран проекта SDS18 оборудован четырьмя спасательными плотами сбрасываемого типа ПСН-16МК вместимостью 16 человек от уфимского производителя "УЗЭМИК" и рабочим катером "ARTIC-450" длиной 4,5 м от фирмы "Марин Про Метал Ботс".
 
Дежурная шлюпка судна "Игорь Ильин" проекта SDS18 / Корабел.ру

Для аварийно-спасательного комплекса "Игоря Ильина" петербургская фирма "Планета" поставила спасательные круги и спасательные жилеты.  
 
Судно "Игорь Ильин" проекта SDS18 / Корабел.ру

Во благо науки, защиты и помощи нуждающимся

Теплоход "Игорь Ильин" проекта SDS18 - многофункциональный катамаран с ярко выраженными полезными возможностями, которые ему пригодятся в работе проекта "Северный поток - 2" - магистральный газопровод протяженностью свыше 1200 км, который направлен из России в Германию через Балтийское море.

Именно это направление Морспасслужба Росморречфлота считает приоритетным для "Игоря Ильина", который будет сопровождать газопровод необходимыми подводно-техническими и водолазными работами. Собственно, работа для "Северного потока - 2" началась с обезвреживания фашистских мин на дне Финского залива.
 
Судно "Игорь Ильин" проекта SDS18 / Корабел.ру

Проект "Северного потока - 2" перспективен, и сложно переоценить его важность для России. В этом можно быть уверенным, как и в том, что судьба газопровода в надежных руках экипажа "Игоря Ильина", который уже продемонстрировал высокий профессионализм в уничтожении морских мин, кишащих по всему Балтийскому морю.

В скором будущем будет опубликовано наше интервью с Андреем Хаустовым, руководителем Морспасслужбы Росморречфлота. В нем вы сможете узнать подробности перспектив катамаранов проекта SDS18 и то, как зарекомендовал себя "Игорь Ильин" в "полевых" условиях.

Редакция "Корабел.ру" выражает благодарность ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и команде "Игоря Ильина" за помощь в подготовке материала!
 
Материалы по теме:
Морской ветеран "Котлас" (статья об УТС "Котлас");
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04).
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью
"Транзас Навигатор", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)325-31-31
"Планета", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)336-27-37, +7(812)336-26-70
"Группа компаний АРИС и ГЕСЕР", АО
Россия, Отрадное+7(812)493-27-98, +7(812)493-27-99
"Проектинтертехника", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)331-80-54
"Окская судоверфь", АО Россия, Навашино+7(83175)5-75-46
"Навис", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)322-67-15
"Уфимский Завод эластомерных материалов, изделий и конструкций", АО Россия, Уфа+7(347)223-14-89, +7(347)282-05-12, +7(347)223-15-22, +7(347)223-96-53
"Teknotherm Marine HVAC", Ltd Польша, Щецин+7 48 (91) 433-18-00
"Морспасслужба Росморречфлота", ФБУ Россия, Москва+7(495)626-18-08

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость