реклама
Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги

23 ноября Сосновский судостроительный завод передал "Росморпорту" лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 (строительный №701). Передача осуществлялась при участии Онежского судостроительно-судоремонтного завода.

"Виктор Кусков" был заложен три года назад - в ноябре 2014 года. Сосновчане совершили чудо - в июне 2016 года спустили на воду и через четыре месяца отправили на ходовые испытания. Уникальное судно, построенное в сложное для Сосновского СЗ время, отправится на службу в порт Усть-Луга. Пока согласовываются документы на право плавания, и "Виктор Кусков" ожидает перехода из Санкт-Петербурга к месту службы, мы побывали на теплоходе и познакомились с ним поближе.
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 - это стальной однопалубный самоходный двухвинтовой теплоход длиной 28,86 м, шириной 9,10 м и осадкой 2,90 м. Состав экипажа насчитывает 13 человек, среди них: капитан, старший помощник, два сменных помощника, старший механик, три сменных механика, четыре матроса первого класса и повар.

"Виктор Кусков" предназначен для установки, съемки и обслуживания плавучих средств навигационного ограждения в акватории порта и на подходных фарватерах. Судно способно перевозить генгрузы на палубе с погрузкой-выгрузкой портовыми средствами или судовым краном, а также обследовать морское дно.
 
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" / Корабел.ру

С капитанского мостика нас встретил сам капитан "Виктора Кускова" - Владимир Емельянов. Он специализируется непосредственно на работе на лоцмейстерских судах. Владимир скромно отметил, что имеет капитанский стаж более 11 лет.
 
Владимир Емельянов, капитан лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Наше знакомство с судном началось на капитанском мостике, постепенно спускаясь вниз по отделениям и каютам. Поэтому от логики знакомства отсупать не будем и познакомим с "Виктором Кусковым" в подобной хронологии.

Место, откуда ведется все управление
 
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Преимущественно на капитанском мостике представлено оборудование, которое поставила компания "Полар СПб". Среди них пульт судовождения, навигационная РЛС с САРП, 3 см (9ГГц) модели X-Band JMA-5212 6 ATA, спутниковый компас модели JLR-21, лаг JLN-205MkII и эхолот JFE-380 (200 Ггц) от японского производителя JRC. ЭКНИС на "Викторе Кускове" представлен моделью НАВИ ТРЭКС 250, судовой комбинированный приемоиндикатор ГНСС T701 и АИС модели T105 от отечественного производителя Транзас. Помимо этого на мостике расположена система управления курсом марки AP4000 от "Navis" и система приема внешних звуковых  сигналов NS-201, произведенная компанией "Юниконт СПб".
 
Cистема управления курсом AP4000 / Корабел.ру

Петербургский дистрибьютор навигационного оборудования также поставил три носимые УКВ радиостанции марки SAILOR SP3510, мобильный телефон для вахтенного и ручной мегафон для обеспечения транспортной безопасности на судне.

На капитанском мостике система автоматизации представлена системой автоматизированного управления (САУ), которая объединяет в себе функции управления и контроля основного и вспомогательного оборудования. САУ производит индикацию параметров, а также наблюдает, обнаруживает и выдает аварийные и предупредительные сигналы механикам в случае опасности. Оборудование поставила компания "Валком" и включает в себя подсистему АПС и систему контроля дееспособности машинного персонала. Помимо этого на мостике расположен независимый джойстик от фирмы "НАВИС", который управляет выбранными ГД, PM и ПУ.
 
Система автоматизированного управления от компании "Валком" / Корабел.ру

Компания "Полар СПб" также поставила продукцию внутрисудовой связи: телефон безбатарейной связи НПК МСА, оборудование ГГС и трансляции АКТС-1007, систему охранного видеонаблюдения ТСОН-1003 с возможностью хранения информации в течение 15 суток от фирмы "Юниконт СПб". Помимо этого, на мостике представлены автоматическая телефонная станция марки Aria SOHO и оборудование телевизионной сети типа Mark22CA от компании "Naval". 

Для внутрисудовой связи петербургская фирма "АБС Гидро" установила на судне "Виктор Кусков" машинный телеграф EET1 от хорватского производителя INELTEH.
 
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

На лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" средства внешней связи представлены продукцией компаний JRC и Jotron: УКВ радиоустановка с ЦИВ и приемником наблюдения за ним на 70 канале марки JHS-770S, ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ модели JSS-2150, СЗС Инмарсат-С с блоком ССОО типа JUE-87, НАВТЭКС NCR-333 (от JRC), УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи марки TRON TR20 VHF GMDSS, радиолокационный ответчик модели TRON SART 20 и спутниковый АРБ системы КОСПАС–САРСАТ типа TRON 60S (от Jotron).
 
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

"Виктор Кусков" помимо выполнения лоцмейстерских функций, может обследовать морское дно и измерять глубины, что делает теплоход многофункциональным. Для этого на нем установлено гидрографическое оборудование компании "Мариметр" в составе двухчастотного приемника DGPS модели Spatial FOG L1/L2 с функцией RTK и датчиком перемещений, переносного комплекса для измерения вертикальной скорости звука в воде типа miniSVP и стационарного комплекса для подобного измерения типа miniSVS, станции промерного гидрографического комплекса и многолучевого гидрографического эхолота марки EM2040C.

Все управления судном можно совершать с капитанского мостика, потому что класс автоматизации AUТ3-C позволяет несколько дней не заходить в машинное отделение.

"Виктор Кусков" - головное судно серии проекта BLV04. По словам капитана, замечания по судну есть, но все погрешности связывают с тем, что завод построил первый серийный теплоход, остальные будут построены и поставлены с исправлениями от "Росморпорта". Первым недостатком Владимир выделил плохую обзорность с капитанского мостика, а также есть вопросы по защите многолучевого эхолота на днище корпуса.
 
Капитанский мостик судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Капитанская каюта

После мостика Владимир пригласил нас в свою каюту, в которой есть все для комфортной работы. На "Викторе Кускове" каюты капитана, стармеха и сменных механиков имеют собственные санитарные блоки. По мнению капитана, выполнены они очень хорошо, без каких-либо нареканий.
 
Капитанская каюта судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Санитарный блок в капитанской каюте на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Каюта капитана судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Заметим, что мебель на судне произведена заводом-строителем - то есть руками сосновчан. 
 
Иллюминатор в каюте капитана на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Экипаж лоцмейстерского судна размещается в трехместных и четырехместных каютах. Последние являются самыми большими на "Викторе Кускове".

За систему вентиляции и кондиционирования на теплоходе взялась польская компания "Teknotherm", отгрузив различные осевые и центробежные вентиляторы, водяные воздухонагреватели жилых помещений и для шкиперской, а также кондиционеры.

Палуба с турецким краном и камбуз

Повезло нам или нет, но во время нашего визита плавсостав отсутствовал в каютах, и познакомиться с экипажем не удалось. Дело в том, что вся работа кипела на палубе: с помощью грузового крана моряки переносили на борт спасательные плоты. Кран изготовила турецкая компания "GURDESAN" - производитель палубного оборудования. Для "Виктора Кускова" она поставила кран GD TSK - 60/12 - 30/15 грузоподъемностью 6 т при вылете стрелы на 12 м и 3 т при вылете на 15 м в комплекте с гидростанцией.
 
Грузовой кран компании "GURDESAN" / Корабел.ру
 
Грузовой кран компании "GURDESAN" в работе / Корабел.ру

Помимо грузового крана "GURDESAN" поставила еще якорно-швартовную лебедку с якорной цепью 20,5 калибра третьей категории прочности и вспомогательную электрическую лебедку GD.AW.60 с тяговым усилием 6 т.
 
Электрическая лебедка на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Якорно-швартовная лебедка на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру

В камбузе нас встретил Александр - повар лоцмейстерского судна "Виктор Кусков", единственный, кто присутствовал на месте службы во время нашего визита.
 
Александр, повар судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Камбуз лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Камбуз лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Машинное отделение

На лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" стоят два дизель-генератора 144 кВт МТ ВДГ-144МЛ компании "Морская Техника" и два главных двигателя 882 кВт марки D 2862 LE 432 (2100 об/мин) от немецкой фирмы MAN. 
 
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

К ДГ и ГД компания "МРС Электроникс" поставила зарядные выпрямители, для зарядки аккумуляторных батарей. 
 
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

В машинном отделении расположены два балластных танка для выравнивания судна. Всего на "Викторе Кускове" четыре танка - два бортовых по 20 кубов, кормовые - по 10.
 
Балластные танки в машинном отделение на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Балластно-осушительную систему на "Викторе Кускове" представляют центробежный самовсасывающий насос марки AZCUE LN-EP-40-125+ VAC 4 производительностью 40 куб.м/ч, который поставила "Морская Техника", и два водоструйных эжектора ВЭЖ-10 и ВЭЖ-25, произведенных компанией "Тритмэнт".

"Морская Техника" также отгрузила насос перекачки топлива AZCUE BT-MB32D и шламовый насос AZCUE BT-HM32D4 производительностью 4 куб.м/ч и 2 куб.м/ч соответственно. Для топливной системы "Виктора Кускова" компания "Alfa Laval" поставила сепаратор топлива MIB 303 (630 л/ч) в комплекте с питательным насосом.
 
Машинное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Система нефтесодержащих вод на теплоходе представлена насосом AZCUE KL30S40 производительностью 5 куб.м/ч, который поставила ГК "Морская Техника".

Также в машинном отделении расположен автоматизированный водогрейный котел модели KSO-70R с подогревом 81,4 кВт.
 
Автоматизированный водогрейный котел модели KSO-70R / Корабел.ру

Его вместе с расширительным баком Wester AQUAtic WRV200 поставила южно-корейская компания Kiturami. Для системы водяного отопления на теплоход "Виктор Кусков" был поставлен циркуляционный насос Stratos 25/1-10 производительностью 4 куб.м/ч от фирмы "Wilo".

Здесь же расположен электрический подогреватель воды модели BBX150 компании "ALLPA".
 
Электрический подогреватель воды модели BBX150 / Корабел.ру

Близ дизель-генераторов в машинном отделении расположен главный распределительный щит 400/230В, 50Гц, поставленный нижегородской "Компанией "ВИД". Помимо ГРЩ фирма отгрузила около 12 щитов с пускателями 3х400В, 50Гц, аварийный распределительный щит, а также щит приема питания с берега и выдачи  электроэнергии 250A, 3x400В, 50Гц.
 
Главный распределительный щит "Виктора Кускова" / Корабел.ру

Румпельное отделение и шкиперская

На корме "Виктора Кускова" расположена румпельное отделение для управления рулевой машиной.
 
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Признаться откровенно, пробраться в румпельную было сложно. Очевидно, что экипажу не требуется находиться там всегда во время службы (и прекрасно, если не понадобится), но все же необходима сноровка, чтобы спуститься в отделение и быстро передвигаться по нему.
 
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Электро-гидравлическую поршневую рулевую машину с крутящим моментом на каждом баллере 5 кНм поставила еще одна турецкая компания "DATA HIDROLIK". Руль и баллер к нему произвели сосновчане.
 
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

В румпельном отделении установлен пожарный самовсасывающий центробежный насос с дизельным приводом марки ДНА 20/55-1 производительностью 20 куб.м/ч, который поставила компания "ТАРПАН".
 
Пожарный самовсасывающий центробежный насос марки ДНА 20/55-1 / Корабел.ру
 
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру
 
Румпельное отделение судна "Виктор Кусков" / Корабел.ру

Попасть в шкиперскую кладовую было уже не так сложно, хотя помещение имеет такие же узкие проходы, как и румпельное. Шкиперская расположена в носу теплохода "Виктор Кусков".
 
Электродвигатель в шкиперской "Виктора Кускова" / Корабел.ру
 
Шкиперская "Виктора Кускова" / Корабел.ру

В шкиперской расположено подруливающее устройство компании Verhaar Omega модели OFP660 (120 кВт), диаметром винта 660 мм. 

Кабели и электрика

За судовые кабели на "Викторе Кускове" отвечала компания "Untel", отгрузив силовые кабели, кабели управления и автоматизации, коаксильные и пожаростойкие судовые кабели.

На теплоходе "Виктор Кусков" электрика представлена светильниками, прожекторами, диммерами, выключателями и розетками компании "СудоСвет" из Нижнего Новгорода.

Что с безопасностью на теплоходе?

"Виктор Кусков" оборудован системой аэрозольного пожаротушения. Компания "КАСКАД" поставила двенадцать генераторов СОТ-1М в комплекте с блоком дистанционного управления. 
 
Генератор аэрозольного пожаротушения СОТ-1М / Корабел.ру
 
Генератор аэрозольного пожаротушения СОТ-1М / Корабел.ру
 
Также на теплоходе установлена СОП ПС-220-2А и коммутатор "Маневр", которые изготовила и поставила компания "МРС Электроникс".
 
Панель сигнально-отличительных огней коммутатора "Маневр" на капитанском мостике "Виктора Кускова" /  Корабел.ру

Тот, кого очень ждут

Сколько еще времени займет оформление разрешения на право плавания для лоцмейстерского судна "Виктор Кусков" в акватории порта Усть-Луга - неизвестно. Владимир Емельянов, капитан теплохода, прогнозировать не берется, но знает наверняка, что команду очень ждут на месте работы: "В Усть-Луге нет собственной лоцмейстерской службы. Поэтому "Виктор Кусков" крайне необходим для навигационной обстановки в порте. Раньше для установки буев использовали буксиры и прочие плавсредства. Работы ожидается много: где-то плановая, где-то буи сорвало или унесло, в связи с ледообразованием, может, даже придется помогать с перевозкой груза".
 
Лоцмейстерское судно "Виктор Кусков" проекта BLV04 / Корабел.ру

Мы надеемся, что совсем скоро "Виктор Кусков" отправится в Усть-Лугу, где действительно нуждаются в таком судне. Теплоход и экипаж ждет нелегкая, но достойная служба. И в преддверии нового года хочется пожелать "Росморпорту" качественных лоцмейстерских судов, Сосновскому заводу - заказов, лоцмейстерам - попутного ветра, а "Виктору Кускову" - долгих лет службы!

Редакция "Корабел.ру" выражает благодарность ФГУП "Росморпорт" и команде "Виктора Кускова" за помощь в подготовке материала!
 
Материалы по теме:
Морской ветеран "Котлас" (статья об УТС "Котлас").
"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Тритмэнт", ООО
Выборг
+ 7 (813) 783-42-32, +7 (813) 782-62-74, +7 (813) 782-59-32
"МРС Электроникс НПФ", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 411-54-89
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"АБС ГИДРО", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 677-10-53
"СудоСвет", ООО
Нижний Новгород
+7(831)222-92-18, +7(831)265-80-11
"Сосновский судостроительный завод", ОАО Сосновка
+7(83334)3-14-54
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Компания "ВИД", ООО Нижний Новгород
+7 (831) 431-94-76



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Камышин Андрей Александрович, 06.01.2018, 19:03Минвату без зашивки оставлять. это ноу-хау Сосновского судостроительного?
-1+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 06.01.2018, 20:16Логистику (построить в Сосновке, перегнать на Онегу для отправки в Усть-Лугу) не иначе, как в ОСК прорабатывали. Надо было ещё во Владивосток за чем-нибудь заглянуть и оттуда - по Севморпути - в Мурманск. Тогда бы ещё дороже получилось.
-1+
#Бурунов Владимир, 07.01.2018, 00:27"Виктор Кусков" был заложен два года назад - в ноябре 2014 года. (Два года???)
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович, 07.01.2018, 01:05Спасибо большое за внимательное прочтение! Ошибку исправили.
-0+
#Нихотин Артем Петрович, 07.01.2018, 00:51Предприятие в Сосновке, в долгах как в шелках. По слухам судно отправили в Петрозаводск на достройку, а если бы оно осталось в Сосновке, то его бы арестовали за долги перед банком-кредитором. Проблемы на этом судне были и довольно серьёзные, возможно их устранили. Что конкретно, описывать не буду. Безаварийной работы судну и экипажу.
Свежие новости