реклама

"Возвращенная" экспедиция

Сто с лишним лет назад из Владивостока отправилась научная экспедиция, поставившая себе целью сделать то, что на тот момент не делал никто, — пройти Северным морским путем до Архангельска. Свою задачу она успешно выполнила и даже с лихвой, однако сразу после этого ушла в глухую тень. Имена героев были стерты с географических карт и вычеркнуты из истории. Сегодня режиссер-документалист Владимир Непевный восстанавливает справедливость и возвращает России "исчезнувшую" экспедицию.
Кадры старой кинохроники

В апреле научно-исследовательская база на архипелаге Северная Земля получила подарок с "большой земли" — новый документальный фильм Владимира Непевного "ГЭСЛО. "Исчезнувшая" экспедиция". Диск с картиной, лично подписанный режиссером для будущих зрителей, а также приложенное к нему послание для полярников добирались до станции по сложному маршруту — из Санкт-Петербурга летели в Красноярск, потом до Хатанги, дальше вертолетом с мыса Челюскина до мыса Баранова на острове Большевик, входящем в состав архипелага. Там, на мысе Баранова, и расположена ледовая база Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

После получения посылки на станции повесили объявление о предстоящем кинопоказе, и в назначенное время перед экраном собрался практически весь коллектив ученых. По-другому и быть не могло: на Северной Земле фильм про ГЭСЛО был обречен на аншлаг.

О том, что скрывается за аббревиатурой ГЭСЛО, полярники и географы прекрасно знают, а всем остальным поясним: речь идет о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910 — 1915 гг.). Экспедиция эта знаменита тем, что совершила последнее в истории планеты Великое географическое открытие — обнаружила ранее неизвестные крупные острова, которые назвала Землей Императора Николая II. Сегодня этот архипелаг именуется Северной Землей.
 
Архивные фотографии участников экспедиции ГЭСЛО / Фото предоставил Владимир Непевный

Справка:
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана — это ряд научно-исследовательских плаваний в Русской Арктике, прошедших в период с 1910 по 1915 гг. на двух ледоколах — "Таймыр" и "Вайгач". Перед учеными стояла задача изучить возможность прохождения Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. Попутно им предстояло провести подробное обследование побережья Восточной Сибири, собрать данные о течениях, ледовой обстановке и магнитных явлениях.

В августе 1910 г. ледоколы отправились в первый рейс из Владивостока, но добрались только до района мыса Дежнева. Проведению исследовательских работ помешала сильно ухудшившаяся погода. В 1911-12 гг. экспедиция достигла бухты Тикси, изучив часть побережья и составив описание Медвежьих и Новосибирских островов. Наиболее значимой для отечественной географической науки выдалась навигация 1913 г., в ходе которой был открыт новый архипелаг, названный в честь правящего в то время российского императора Николая Второго. В 1914 г. экспедиция отправилась в свое последнее, наиболее долгое плавание. В октябре, достигнув Таймыра, ГЭСЛО начала зимовку, которая продлилась до лета 1915 года. 16 сентября ледоколы прибыли в Архангельск, завершив первый в истории переход по Северному морскому пути с востока на запад.

Общие впечатления "североземельцев" от просмотра картины начальник научной базы Владимир Бородкин описал в письме режиссеру так:

"Должен тебе сказать, что здесь, на Северной Земле, такой фильм воспринимается более близко, чем на материке. Когда на экране проходили серые потрескавшиеся кадры старой кинохроники с безжизненными берегами архипелага, с нагромождением льдов или с работой людей, таскающих сани по морскому льду, то все присутствующие реально ощущали напряжение момента. Для всех это очень знакомо, и они в состоянии оценить подвиг российских моряков начала двадцатого века, так как многие прошли и зимовки, и трудности, и радости научных открытий".

Неожиданным продолжением этой истории стало предложение со стороны ученых-полярников назвать в честь участников ГЭСЛО ряд географических объектов Северной Земли. Если такая инициатива будет поддержана и множество гор, речек, мысов и распадков на карте архипелага обретут имена, тогда экспедиция перестанет быть "исчезнувшей".
 
Архивные фотографии участников экспедиции ГЭСЛО / Фото предоставил Владимир Непевный


Из экспедиции в эмиграцию

— Физически эта экспедиция, конечно, никуда не исчезала, — поясняет корреспонденту "Корабел.ру" название своей картины режиссер Владимир Непевный. — Более того, можно сказать, что это самая успешная и благополучная российская экспедиция того периода. Но она исчезла из истории, поскольку в 1917 году произошла революция, дальше началась Гражданская война, а почти все офицеры, участвовавшие в этой экспедиции, были не на стороне большевиков.

Обычно, когда заходит речь о замалчивании ГЭСЛО, всегда где-то рядом всплывает фигура Александра Колчака, морского офицера, полярного исследователя, будущего главкома Черноморского флота, а после революции одного из лидеров белого движения. В первом рейсе ГЭСЛО, прошедшем в 1910 г., он был командиром ледокола "Вайгач". После возвращения судна во Владивосток, Колчака вызвали в Санкт-Петербург. Службу он продолжил уже в Морском генштабе. Именно его участием в ГЭСЛО объясняют негативное отношение советской власти к экспедиции. Однако в реальности все сложнее.

— Безусловно, в советские времена его имя было табуировано. Но он не участвовал в последующих плаваниях, и если бы дело было только в Колчаке, то при вычеркивании его имени сама экспедиция не должна была сильно пострадать. Вполне возможно было бы о ней рассказывать, даже обходя упоминанием Колчака. Проблема в том, что под запретом оказалось и большинство остальных офицеров, которые после революции выбрали сторону белых. Часть из них была расстреляна, часть эмигрировала. В том числе за границу был вынужден уехать и руководитель экспедиции Борис Вилькицкий. Поэтому имена их, данные новооткрытым островам, были стерты с карты, — говорит Владимир Непевный. — Переименован был и сам архипелаг. Современное название Северная Земля было официально дано в 1926 году. А в 1930 году даже сняли фильм "К белому пятну Арктики", где инсценировалось открытие Северной Земли, хотя российский флаг там был поднят еще в 1913 году.

Фильм Владимира Непевного по сути как раз и посвящен возвращению в отечественную историю этих людей. Взявшись за картину, режиссер с головой погрузился в изучение личных дневников, воспоминаний участников ГЭСЛО, многие из которых еще не опубликованы. Кроме того, в фильм вошли уникальные фотографии — несколько тысяч снимков, сделанных во время экспедиции. Пока перед зрителями сменяются раритетные кадры, актеры читают подлинные записи офицеров, плававших на "Таймыре" и "Вайгаче".
 
Архивные фотографии участников экспедиции ГЭСЛО / Фото предоставил Владимир Непевный

— Весь фильм основан на архивных материалах, которые я изучал. Они все обладает уникальной ценностью. Когда держишь их в руках, ты становишься сопричастным всей этой истории, произошедшей больше века назад, — рассказывает он. — Ты хочешь, чтобы эти люди не были забыты, чтобы их голоса вновь прозвучали и мы услышали о том, что они совершили. Это был один из главных стимулов к созданию фильма. Вывести из забвения конкретных людей с их судьбами — лучшее, что я могу сделать.

В фильме "Исчезнувшая" экспедиция" Владимир Непевный прослеживает эти судьбы вплоть до 1915 года, оставляя за рамками то, что произошло с ГЭСЛОвцами дальше. Не потому, что ему интересен только дореволюционный, "полярный" отрезок их жизни. Напротив, он уверен, что дальнейшая история участников экспедиции была бы для зрителя не менее увлекательной. Но в рамках одной картины все это уместить невозможно.

— Это требует отдельного исследования и отдельного фильма. Николай фон Транзе, оставивший очень любопытные, подробные и во многом полемичные мемуары о ходе ГЭСЛО, эмигрировал, например, в Америку и стал там... одним из основателей ЦРУ! Уйдя на пенсию, он получил медаль Эйзенхауэра. А капитан одного из ледоколов Новопашенный, оказавшись в Германии, стал в итоге работать на немецкую разведку во время войны, был взят в плен нашими и, по-видимому, погиб в лагере. Информация о его жизни, правда, весьма отрывочна и требует серьезного изучения, — говорит Владимир Непевный. — Сложная судьба и у самого руководителя экспедиции Бориса Вилькицкого. На премьере была его внучатая племянница, она рассказала, что Вилькицкий скончался в Бельгии в доме для престарелых.
 
Борис Вилькицкий / Фото предоставил Владимир Непевный

Будет ли режиссер снимать продолжение, пока неизвестно. Помимо горячего желания, на такой проект требуются немалые деньги и время для проведения серьезных исследований в архивах разных стран. Сейчас Владимир Непевный сосредоточен на прокатной судьбе "Исчезнувшей" экспедиции". Фильм был показан на Международном кинофестивале "Море зовет!" и отмечен вне рамок конкурса специальным призом оргкомитета "Морская столица".

— Впереди и другие кинофестивали. Есть предложение от петербургского кинотеатра "Родина", переговоры об этом ведет продюсер. Показ в "Родине", скорее всего, состоится осенью. Пройдет фильм и на телевидении, но я бы советовал все-таки найти возможность посмотреть его именно в кинозале. Там много уникальных фотографий, которые сделаны участниками экспедиции, и на большом экране это дает максимальный эффект погружения, — говорит режиссер.
 



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 25.05.2016, 14:56Спасибо за хорошую статью!
-0+
#Бояркин Павел, 26.05.2016, 10:04Радует сам факт, что фильмы такого жанра снимаются в современной России.
Свежие новости
Руководители Жатайской судоверфи примут участие в "Морском конгрессе - Дальний Восток"
01:00 / события