реклама

Ректор нового Университета встретился с журналистами

3 6114 12 мин
Будоражившее отрасль несколько лет объединение двух ведущих ВУЗов отрасли - Государственной Морской Академии им. адм. Макарова и Государственного университета водных коммуникаций - свершилось на основании приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2012 года. “Была создана единая системы подготовки специалистов морского и речного флота”. 22 января этого года в новом учебном заведении был избран Ученый Совет, решения которого отныне определяют образовательную политику ГУМРФ им. Адм. Макарова. На пресс-конференции ИТАР-ТАСС присутствовали Сергей Олегович Барышников, ректор нового университета, и Николай Андреевич Алексеев, первый проректор ВУЗа, к.т.н, профессор. Оба они, наконец, рассказали о ключевых пунктах объединения собравшимся представителям прессы.

Пресс-конференция ГУМРФ им. адм. Макарова в пресс-центре ИТАР-ТАСС. Сергей Олегович Барышников и Николай Андреевич Алексеев. Автор - Дмитрий Волков. / www.itartass.spb.ru

Первый важный вопрос касался формата слияния учреждений с разными формами подготовки.

В ГУВК на лекции ходили студенты, а в Академии — курсанты. Как быть теперь?
Барышников: Курсантами мы будем называть учащихся Морской академии в составе университета. В соответствии с современным законодательством проживание, питание и обмундирование мы обязаны обеспечить учащимся эксплуатационных специальностей. Именно они называются курсантами.
Раньше у нас было право отнести еще какие-то группы к курсантам, теперь же законом четко определено, какие специальности могут относиться к этой категории.
Что касается формы, мы не будем делать обязательную форму, но будем стремиться к определенному дресс-коду, поскольку форма, дисциплина - это все взаимосвязано. Если мы говорим, что работа транспорта возможна только при наличии дисциплины, то понятно, что эти элементы важны и при обучении. Для студентов ношение формы будет не обязательно, но желательно и рекомендовано. Примером для нас будет “Горный институт”.

По студентам. Суммарный набор в этом году будет больше прошлых показателей?
Барышников: Контрольные цифры набора арифметически складываются. Площадка набора для приема заявлений должна быть одной, потому что по правилам мы должны подать заявления с указанным количеством принятых в заведение студентов в день приема.
Перед приемом в новый Университет им. адм. Макарова мы проводим большую работу по привлечению абитуриентов, организуем выезды “агитационных команд” с концертами. В регионах есть люди, которые заранее работают как наши представители, готовят такие встречи. Приезжают наши деканы, зав.кафедрами, рассказывают о заведении, о наших специальностях и дальнейших возможностях.
В принципе, почти ничего не изменилось, схожие специальности сложились, и в этом году необходимо заполнить как минимум 2000 бюджетных мест, так что мы продолжаем работы во всех направлениях, чтобы выполнить эти планы. Идет вторая волна демографического спада, и в этих условиях приходится работать.

Подскажите, пожалуйста, ранее сообщалось, что в обоих вузах исчезнут непрофильные специальности. Юристы, экономисты, логисты — что будет с ними?
Барышников: Не бывает непрофильных специальностей. Даже экономисты в нашем университете связаны с водным транспортом.
Бытует мнение, что экономистов должны готовить экономические ВУЗы, юристов - юридические. Но у последних есть отдельное ответвление - морское право, которое преподают именно у нас. Что касается экономистов: практика показывает, что чистые экономисты, закончившие учебные заведения с громкими названиями, не приживаются в отрасли. Они не знают транспорта, его процессов, хотя бы терминологии, не понимают что считают и часто делают ошибки от незнания. Даже реклама - это реклама на водном транспорте, с определенной спецификой и ее надо учитывать.
Теперь мы будем выпускать небольшое число подобных специалистов, потому что кафедры двух ВУЗов объединились, непосредственно под спрос в отрасли.
От кардинально непрофильных специальностей - например, от культурологии, - мы уже избавились, уже два года не объявляем набор на эти специальности. Поэтому сейчас я предпочел бы избежать этого термина. Действительно непрофильные специальности, которые появились в 90е как способ выживания учебного заведения, удаляются, но удаляются аккуратно, потому что мы обязаны доучить тех, кто поступал на эти кафедры, мы должны соблюдать их права.
Профессорский состав, который обслуживает эти специальности, мы хотим переориентировать на другие факультеты. Кто-то уйдет, это естественный процесс, но основной кадровый состав мы рассчитываем переподготовить и сохранить.

По поводу персонала. Согласно приведенным вами цифрам, сейчас в университете работают 860 преподавателей. Это окончательное число, или кадры еще сменяются?
Барышников: При объединении мы не уволили ни одного человека. До 1 сентября никто не уйдет, потому что учебная нагрузка уже распределена, да и потом - с чего бы увольнять преподавателей, если студентов меньше не стало? Контрольные цифры набора же не уменьшились. Поэтому когда кто-то заволновался, что будут увольнения, я был удивлен. Есть нормативы нагрузки на одного преподавателя, которые мы должны соблюсти, поэтому мы будем следить, чтобы наши штатные преподаватели никоим образом не пострадали. Половину заработной платы наших сотрудников обеспечивает бюджет, половину мы зарабатываем сами: за счет курсов, программ переподготовки.

В новом вузе у эксплуатационников будут единые дипломы? Раньше в Академии им. Макарова давали диплом штурмана дальнего плавания,а в речном, соответственно, были свои стандарты. И признаются ли наши дипломы за рубежом?
Алексеев: В 2002 году Еврокомиссия проводила аккредитацию России на предмет признания дипломов, то есть системы подготовки кадров для работы в соответствие с Международной конвенцией правил подготовки дипломированных моряков и несения вахты. Прошло десять лет, и эта же комиссия в мае месяце будет проверять организацию системы подготовки как со стороны администрации в России, так и со стороны учебных заведений. И мы к этому готовы.
Что касается уровня подготовки, то уровень в университете в новом, объединенном, чрезвычайно высок. Достаточно сказать, что рабочий диплом ГУМРФ им. адм. Макарова признается всеми странами Евросоюза. Выпускники могут не только нести вахту и посещать порты этих стран, но и занимать должности старшего механика и капитана, что не позволяется кадрам из ряда других стран. Курсант получает диплом вахтенного помощника, или вахтенного механика, дальнейший карьерный рост возможен после определенного срока работы и прохождения переподготовки.
Диплом выдается единый, утвержденного государственного образца, и в него уже вписывается то направление, по которому курсант проходил специализацию.

Барышников: Я позволю себе дополнить, что по стандартам третьего поколения - а мы работаем в соответствии с этими стандартами - если взять штурмана, то 75% нагрузки едины, что у моряков, что у речников - это судовождение. А вот дальше 25% занимает специализация.
Не нужно думать, что это совершенно разные курсы. Морякам тоже нужно уметь проходить в узкостях, например, в проливах.
Сейчас есть три направления специализации - «морское», «морское и на внутренних водных путях» и «на внутренних водных путях» судовождение. Так называемые «штаны». В ГУВК раньше тоже получали дипломы “морское судовождение”. Желающие дополнительно получали квалификацию для работы по внутренним водным путям и устраивались на суда смешанного плавания, хотя также могли пойти на крупные лайнеры. Чисто речников почти никогда мы не готовили, они не были востребованы. Поэтому не случится того, чего опасаются некоторые сомневающиеся: моряков и речников не свалят в кучу. Даже если будет потребность в чистых речниках - появятся отдельные группы, но до определенного курса они будут учиться вместе со всеми, потому что базовая подготовка у всех одна.

И все же наиболее, на мой взгляд, выгодно направление «смешанного плавания». Потребности в таких специалистах велики — речных судов такого типа десятки тысяч, представьте сколько нужно офицеров. Но зарубежные компании также с удовольствием берут наших выпускников, хотя хотелось бы, чтобы большинство оставалось в России, благо потребности есть.

Академия и университет всегда славились тем, что следили за тенденциями и открывали новые специальности, новые факультеты. как обстоит работа сейчас?
Действительно, и у Академии, и у Университета было заключено много договоров, в том числе с «Газпромом». Понятно, что сейчас годы не совсем легкие, но «Газпром» на подъеме, многие проекты планируется реализовать на севере страны, в том числе полупогружные, плавучие буровые установки. Наше учебное заведение единственное обладает тренажерами, которые позволяют отрабатывать навыки судовождения именно в этих суровых условиях.

Вот вы представьте себе, что такое ППБУ? Она никак не закреплена на дне, она должна сама себя позиционировать, и эта установка во всех направления должна двигаться, для чего и нужны судоводители. Платформа должна использовать ГЛОНАСС, чтобы четко определять свое позиционирование, и судно, которое приходит туда перезагружаться, могло в условиях до шестибалльного шторма причаливать и выполнять погрузку. И вот у нас в комплексе есть тренажеры, которые позволяют выработать навыки работы в таких условиях.

Наиболее актуальны сейчас тренажеры по судовождению во льдах. В университете есть арктический факультет, сейчас работа его сотрудников наполняется новым содержанием. Мы по-другому смотрим на север и те условия работы, строится другой флот. И надо отметить, что «Газпром» собирается строить актуальные суда, и, понимая проблемы с прохождением практики у курсантов, они прорабатывают идею закладывать на вновь строящихся единицах определенное количество мест для практикантов.

Сегодня на судно чаще берут всего 2-3 человека, потому что их просто негде разместить. Здесь же в проекте будет отдельно прорабатываться, сколько человек можно комфортно разместить на судне, какое оборудование нужно добавить в проект. Речь идет преимущественно о танкерах.
В США есть «Плавучий университет» - огромный лайнер, постоянно находящийся в движении, на котором проходят практику их студенты.

А у нас такой проект есть?
Алексеев: Есть. Технический проект такого судна мы представили в Федеральное агентство по морскому и речному флоту.
Барышников: И будет здорово, если он будет воплощен в жизнь. Я хотел бы обратить внимание, что транспорт касается практически всех, и все мы хотим, чтобы число взлетов и посадок судна совпадали, чтобы судно, выйдя из порта, вовремя приходило в пункт назначения. Бесперебойная работа транспорта - касается всех нас.

У Академии Макарова есть прекрасный, постоянно обновляющийся тренажерный центр, у Университета водных коммуникаций есть прекрасные лаборатории и бассейны. Теперь они объединились. Но тенденции в судоходстве меняются, и значит, меняются требования к будущей работе ваших курсантов. Какой планируется процесс модернизации лабораторий, тренажерной базы и программа переподготовки преподавателей, что тоже очень важно?
Барышников: Здесь я бы сначала подошел к тому, что вообще дает это объединение. Прежде всего, нашу объединенную материальную базу мы теперь можем использовать совместно. В противном случае, пришлось бы в обоих заведениях закупать дорогостоящее оборудование, организовывать лаборатории для подготовки наших курсантов и переподготовки работающих кадров для обеспечения потребностей отрасли.
Теперь нам требуется скорее не модернизация, а расширение, благо студентов стало больше. Но в то же время, помимо судоводителей и механиков, в ВУЗе есть гидротехники, портовики, достаточно сильный факультет информационных технологий. Они тоже получают доступ к оборудованию и могут помочь в создании тренажерного оборудования. Мы прекрасно понимаем, что только штурман, только механик судном управлять не может. И судно само себя возить не будет.
Сейчас в университете собраны все специальности, что обеспечивают работу флота.

Подскажите, пожалуйста, а нет ли у вас программ для дистанционного обучения, например, людей, находящихся на воинской службе?
Барышников: Нет, но есть подобные программы в другом аспекте.
Я давно продвигал идею дистанционного обучения для тех, кто не может приехать к нам, из-за работодателей, или по другим причинам. И мы уже организовали подобные, удаленные курсы.
В том числе, не то что в армии, я предлагал уже организовать обучения в местах заключения - для тех, кто захочет потом работать на транспорте. Это достаточно интересный социальный проект. Ведь многие сидят за незначительные проступки, невольные нарушения, и за такое нельзя на человеке ставить крест.

На нашем сайте мы создали образовательный портал, где каждый учащийся по своей записи может войти, найти методические материалы и лекции по интересующему предмету, и на расстоянии выполнять задания. Работа над порталом продолжается, и после полного насыщения начнется регулярное обновление материала. Но мы хотели бы, чтобы ребята, уходя на практику, не теряли контакта с головной организацией, и судовладельцы нам готовы в этом помочь: обеспечить сеансы связи с организацией, с тьюторами.

Проект, как любая медаль, имеет две стороны. Рейсы судов, не секрет, не совпадают с рамками учебного процесса. Теперь курсанты смогут придти на сессию более подготовленными. И мы не потеряем связь с ними, увидим их состояние на практике. Компания компании рознь, отношение к курсантам различное, и мы хотим знать, как проходит практика в разных компаниях, с которыми мы сотрудничаем.

Подскажите, пожалуйста, как обстоят дела с трудоустройством девушек-выпускниц?
Алексеев: В этом году мы выпустим первых девушек с дипломом третьего механика. У нас очень тесные контакты с различными зарубежными компаниями. И у них правило - до 30% экипажа могут составлять девушки. Та же Stena Bulk заявил, что с удовольствием будет принимать наших выпускниц. Судоводителей, и механиков, и электромехаников. Сегодня они ведь стоят вахту, а не крутят цилиндры. Так что девушки, получившие должное образование, могут прекрасно справиться с этой работой

Речные крюинги и судовладельцы много говорят, что не хватает молодых спецов с двумя профессиями. Будут ли подвижки в этом направлении?
Алексеев: Раньше, давно, в стране выпускали специалистов с совмещением “судоводитель-судомеханик”. Люди такой профессии работают только на речных судах и в акватории порта. В 90е годы практиковалось, что человек, имея какую-то специальность по морскому или речному флоту, заканчивал училище, и получал в итоге два диплома. Сейчас, в прошлом году прошло утверждение федеральных стандартов образования третьего поколения. Но Федеральное агентство морского и речного транспорта поставило задачу разработать учебные планы по выпуску специалистов сдвоенных профессий именно для речного флота, потому что они крайне востребованы. Мы разработали соответствующие документы, и уже передали их на рассмотрение вышестоящие органы.

То есть есть надежда, что уже через год-два Университет запустит столь нужные речникам программы?
Алексеев: Однозначно они появятся.

По поводу НИОКР. Они проводились в обоих учреждениях, но коллективы, которые за них отвечали, объединились. Какие у ВУЗа перспективы в области научной работы?
Алексеев: Там и там был проректор по научной работе, теперь он один. Но ученые — индивидуалисты, каждая кафедра занимается своим направлением. В ГУВК работали гидротехники, в Академии — эксплуатационники. Теперь этому объединенному коллективу предстоит выполнить работы на общую сумму в 70 млн рублей.

Кроме того, у нас есть договора с «Газпромом», с «Лукойлом». «Газпром» в рамках этого договора активно работает над привлечением судоходных компаний, которые потом будут работать на построенных корпорацией судах и участвовать в подготовке кадров. Греческая судоходная компания построила нам современную сварочную лабораторию.
Суда «Газпрома» - стотысячники и более, работают с электростанциями высокого напряжения, и «Газпром», совместно с «Транзасом» поставила нам оборудование отличный тренажер по работе с этой сложной техникой. Еще «Газпром» построил огромную центральную лабораторию-тренажер по отработке грузовых операций.

Знаете, многие судовладельцы, берущие курсантов на практику, жалуются что первый поход те проходят на парусниках и в реальных судах толком ничего не понимают. Нет ли вероятности, что среди учебного флота появятся, например, грузовозы, чтобы студенты осваивали более приближенные к реальности типы судов?
Алексеев: Вот я уже сказал, что мы подготовили техзадание на учебное судно. Плавучий факультет, если он появится, сможет решить многие проблемы. Опыт предыдущего учебно-производственного судна показал, что на таких судах можно «спрессовать время». Рота курсантов погружается на это судно, и на неделю делилась на две части - одна занималась теорией в аудитории, другая - практикой на реальном судне. Потом группы меняются. После такой учебы ребята к учебному процессу относились по-другому. С утра в 8 подъем флага, до 10 вечера на учебе, постоянно рядом преподаватели и члены экипажа, все наглядно, очевидно - удобно.

А давно ли было подано это техническое задание?
Алексеев: Как раз недавно, когда в Федеральном агентстве было принято решение о создании двух центров для развития морского образования. В рамках этого проекта мы разработали техническое задание на суда. Теперь оно обсуждается, и будет принято решение, какое появится судно.
Компания «Газпром» предусматривает места на курсантах в проекте нового фидерного танкера, серию которых они собираются строить. Там будет место для практикантов, руководителя практики - что очень важно для первого похода. Не меньше 10-12 мест.

Вы обмолвились, что некоторые судовладельцы считают, что парусники - это не практика. Все хотят получить готового матроса, моториста, с международным свидетельством, для которого надо получить теоретическую подготовку и не менее двух месяцев плавания. Поэтому мы приняли решение, которое, надеюсь, будет поддержано Агентством, чтобы чтобы наш «Мир» находился в рейсе не менее 10 месяцев, и все курсанты по два месяца проводили на борту, чтобы к третьему курсу обзавестись свидетельством для возможного трудоустройства.

Сергей Олегович, вопрос персонально для вас. Вы долгое время руководили одним ВУЗом, теперь руководите, по сути, двумя, и уж точно должны знать ответ. Зачем сегодня молодые люди и девушки идут на флот?
Барышников: Если раньше был определенный экономический интерес - виза, весь мир тебе открыт.... То теперь, пожалуй, первое - это романтика. Понимаете, море, что бы мы не делали, мы стремимся в воде в любом ее проявлении - отдыхать, пить, жить. Где вода, там есть жизнь. наверное это самая романтическая специальность.
Второе - на флоте всегда заработки были приличными. Идя на флот, мы гарантированно шли на хороший заработок. Даже в кризис порты и моряки получали прилично.

Но такие деньги можно заработать на берегу, поближе к дому.
Барышников: Не скажите. Конструктор сегодня после выпуска получает около 15 тысяч. А у нас даже практикант получает тысячу долларов. А специалистом, после - и больше. Уровни все же не сопоставимы. На флоте и рядовые получают нормальные деньги, а на берегу нужно быть либо начальником, либо работать в "Газпроме", а он не резиновый.
Так что, пожалуй, людей влекут большая востребованность в кадрах, хороший заработок и романтика, конечно. 



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К., 18.03.2013, 20:19Что тут скажешь. Ректор говорит оптимистично, потому как ректор иначе говорить не должен. При этом он не упомянул возможные проблемы. Это несколько настораживает. Что решили, то решили, обратного хода уже нет, поэтому обсуждать хорошо это или плохо - смысла нет. Я бы посоветовал (понятно, что без советчиков обойдутся) обратить внимание на практику вузов -инъязов, там один язык основной, второй дополнительный. Может и на флоте такая практика прижилась бы? море - река, река-море. Потому как в жизни многое меняется, и всегда получается так как задумано. Различия потом снивелируются по жизни. Конечно же, это не для 100% специальностей.
Если бы я начинал свой путь, то захотел бы изучать морской бизнес, потому как рассчитывать только на работу в качестве "винтика"  не всем хочется. Этого -то в новом вузе пока не проявляется, именно комплексного подхода к развитию морского бизнеса, все идет по наработанному фарватеру. Конечно же, СПБГУВК от этого только выиграет, но речная от далее...
-0+
#Абрамова Анна Александровна, 19.03.2013, 10:48Могу лишь отметить, что у нас вообще слабо намечен комплексный подход к развитию морского бизнеса, не удивительно, что образовательный процесс не сбалансирован. Лично меня порадовала новость о возвращении двойных профессий - точнее упрощения процесса получения такого специфического образования - уж слишком часто речники о них говорили.
 
Впрочем, по моим наблюдениям, Сергей Олегович вообще не любит говорить о нововведениях до их собственно "введения". То ли сглазить боится, то ли что...
-0+
#Михаил К., 19.03.2013, 11:56Судя по структуре кафедр нового университета, пока что не заметно каких-либо серьезных изменений.
Свежие новости
"Пролетарский завод" временно возглавил гендиректор "Северной верфи"
18:59 , 08 Мая 2024 / судостроение