В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Одним из таких вызовов является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Новейшая форма конкуренции – конкуренция за людей или, как сейчас принято говорить, за человеческий капитал – перешла с национального на уровень мирового масштаба. Отечественная же образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, продолжает сохранять внутри себя проблемы и противоречия. Изменения сетей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования ведут к принципиальной модернизации российской образовательной модели, в которой в чистом виде ведомственный подход становится явно недостаточным.
В сложившейся ситуации новая редакция федеральной целевой программы «Мировой океан», ориентированная на комплексный подход к развитию морской деятельности, позволяет в рамках одного из программных направлений предложить системное решение для реализации морского образовательного потенциала страны.
Соответствуя тенденциям развития системы образования в целом, морское образование характеризуется сегодня рассогласованием номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, отсутствием эффективных устойчивых прямых и обратных связей между производителями и потребителя образовательных услуг. Это приводит к снижению эффективности морской деятельности в России, а также к низкому уровню влияния морского образования на социально-экономическое развитие приморских субъектов Российской Федерации и страны в целом.
В случаях, когда базовые виды хозяйственной деятельности Российской Федерации, к которым относится морская деятельность, оказываются одновременно важными с экономической точки зрения, политической, идеологической, социальной – подготовка к ним, ориентация в них не могут и не должны выстраиваться по принципу «средней температуры по палате» – на основе общих подходов и унифицированных требований. Современное внешнеполитическое и экономическое состояние России настоятельно запрашивает оценки и участия высококвалифицированных специалистов в решении таких стратегических вопросов, как:
Внешнеполитические аспекты:
· Преодоление отставания государства в освоении шельфовой зоны, в том числе в Арктике, в Охотском море и Курильских островах, Черном и Каспийском морях.
· Необходимость демонстрации флага и поддержки политических союзников в зоне государственных интересов на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
· Расширение сотрудничества в рамках АТЭС, БРИКС.
Экономические аспекты:
· Осуществление добычи углеводородов в шельфовой и морской зоне Арктики, Дальнего Востока, Каспийского моря.
· Осуществление добычи минеральных ресурсов в прибрежной и шельфовой зоне, в первую очередь Арктического региона.
· Эффективное использование биоресурсов и преодоление отставания государства в освоении арктических, дальневосточных и каспийских акваторий.
· Развитие морского транспорта и новых транспортных путей:
- Северный транспортный коридор (с включением Северного морской пути),
- транспортны коридоры Север-Юг и Восток-Запад.
· Поддержание технического состояния морских платформ и трубопроводов.
· Создание предприятий, вложение инвестиций и организация совместной деятельности со странами Латинской Америки (Венесуэла, Бразилия, Куба), Юго-Восточной Азии (Вьетнам – интересы в сфере нефтедобычи, Индонезия – внешнеторговая деятельность в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества), Океания – сотрудничество в области космических программ и использования плавучего космодрома), Индийский океан (Индия и Иран – внешнеторговая деятельность в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества, интересы в энергоресурсной сфере, включая атомные технологии).
· Создание системы контроля за использованием шельфовой и прибрежной зон:
- охрана экономических интересов (за которую, в том числе, отвечает ВМФ),
- охрана окружающей среды (пример аварии в Мексиканском заливе и потенциальная угроза Арктическому региону).
· Изучение и геологоразведка шельфовых и прибрежных зон (проектирование и эксплуатация новых типов судов).
Кроме того, из-за объективных обстоятельств любая научная, оборонная, транспортно-производственная морская деятельность может эффективно осуществляться только с плавучих средств, конкурентоспособно совершенствуемых под воздействием передовых достижений научно-технического прогресса, в первую очередь в области судостроения.
В этой связи береговому кадровому составу, обеспечивающему деятельность морепользования, также должно уделяться особое внимание, ибо развитие судостроения оказывает исключительное влияние на повышение уровня технологической базы всех наукоемких производств.
Весь указанный комплекс задач, определяющий собою политическую и экономическую безопасность государства, должен быть обеспечен соответствующей кадровой поддержкой на всех уровнях принятия решений. В данном случае требуется не только четкое понимание запросов от соответствующих отраслей, но также их активное внимание, поддержка и участие. Это те случаи, когда образование должно быть погружено в контекст профессионального пространства не виртуально, а реально.
* * *
Многие века Россия была привязана к воде своею основной хозяйственной деятельностью. Традиции, навыки, практика морской деятельности принесли государству и великую славу, и добрую память, и мощнейший задел на будущее. Однако морская культура в ее материальном, духовном, производственном, военном и научном потенциалах после проведенной Петром I масштабной политики по модернизации государства уже никогда не рассматривалась в качестве единого пространства, работающего на формирование морского сознания нации.
Очевидно, что состояние флота России, ее судостроительной отрасли, а также всего морского хозяйственного комплекса, в первую очередь, зависит от того, будет ли учитываться богатейший исторический опыт России, консолидировано морское самосознание государства, а также сформирована база для профессионального и патриотичного отношения к морской деятельности россиян, в особенности молодежи.
Быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии государства, предъявляют принципиально новые требования к системе российского образования. Заявленная Правительством Российской Федерации программа модернизации системы образования должна обеспечить условия для гибкой адаптации этой сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды; создать механизмы развития системы образования в соответствии с требованиями общества, а также ее собственными целями и задачами; сделать образование более качественным, доступным и эффективным.
Однако фактический уровень состояния отечественного образования как в целом, так и в направлении подготовки кадров для морехозяйственной и военно-морской сфер деятельности в частности, пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Так в последние годы недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие учреждений морской направленности с профессиональными морскими сообществами. Персонал учебных заведений морского профиля сталкивается с проблемами, которые возникают из-за несовершенства законодательной базы в вопросах разработки моделей и механизмов инновационных взаимодействий учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования; неопределенности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Система дополнительного образования школьников, в компетенцию которой входят детские морские классы, школы и клубы, в настоящее время не рассматривается в качестве начальной ступени подготовки к службе во флоте и работе связанной с морехозяйственной деятельностью. В то время как система морского дополнительного образования школьников в первую очередь должна быть направлена на популяризацию морской деятельности, а также мотивацию и ориентацию молодежи к получению морской профессии, привлечению школьников в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, ведущие подготовку кадров для судостроения, судоремонта и судоходства и других морских специальностей.
На данный момент при наличии широкого спектра возможностей в рамках профессионального образования:
· Отсутствует нормативная база в сфере морского образования и воспитания на морских традициях учащихся общеобразовательных учебных заведений. Нет единой системы работы внешкольных организаций, занимающихся дополнительным морским образованием детей и подростков.
· Отсутствует система методического обеспечения морского образования и воспитания в рамках работы профильных морских и кадетских классов в общеобразовательной школе.
· Нет системы организации морской практики воспитанников морских классов, школ, клубов юных моряков – детских морских центров, отсутствует типовое положение об учебных судах клубов юных моряков – детских морских центров.
· На федеральном и региональном уровнях отсутствуют программы работы с молодежью по морскому воспитанию, укреплению российских морских традиций. В настоящее время понятие «морское воспитание» не имеет юридического определения и не используется в законодательном поле.
· Отсутствуют механизмы материальной поддержки системы популяризации морской деятельности в молодежной среде и мотивации к осознанному выбору морской профессии со стороны заинтересованных в кадровом резерве участников морской деятельности.
Из итоговой резолюции круглого стола «Создание системы популяризации морской деятельности в молодежной среде для формирования мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности», СПб, 26 мая 2009 г.