Вместо отправки в утиль, атомоход решили превратить в музей. Его собираются установить на якорях рядом с крейсером "Аврора".
На судоремонтном заводе под Мурманском готовится к утилизации первенец советского атомного флота подводная лодка "Ленинский комсомол". Всего через несколько месяцев некогда грозный корабль мог бы остаться лишь на фотографиях и архивных кинопленках. И в памяти экипажей и конструкторов, которые до сих пор продолжают бороться за живучесть своего корабля. Состоявшийся в Петербурге съезд ветеранов-подводников единогласно поддержал идею конструкторского бюро "Малахит" о превращении атомной субмарины в мемориальный комплекс.
Валентин Поникаровский, председатель ассоциации ветеранов подводного флота: "Было бы очень хорошо к 100-летию подводных сил России такой музей создать".
Все единодушны в том, что памятник атомному подводному флоту должен быть установлен в Петербурге. Спорят только, где именно.
В России всего четыре мемориальных подводных лодки. По одной на каждый из флотов. Своего рода автономные военно-морские музеи. Все они установлены на берегу. На Васильевском острове рядом с дизельной подлодкой 30-х годов "Народоволец", ветераны-подводники хотели бы видеть и первую атомную лодку К-3 - знаменитый "Ленинский комсомол". Но у создателей нового музейного проекта другие планы. Они предпочитают водную акваторию Большой Невки.
Уже проведены все расчеты. Готово техническое обоснование. Определена смета работ и создан макет будущего музея.
Евгений Шанихин, начальник группы исторического пректирования МБМ "Малахит": "Здесь вот стоит "Аврора". Здесь в кильватер "Авроре" поставлена лодка и пришвартована к дебаркадеру, где находятся служебные помещения. Образуется такой центр морской славы".
Остается решить еще массу сложнейших проблем, вырезать из корпуса реакторный отсек и провести экологические экспертизы. Отбуксировать лодку в Петербург, определиться с ее будущим хозяином и экипажем. Хлопоты того стоят, - говорят в "Малахите". Ведь речь идет не о рядовой субмарине. Лодка К-3 занимает первое место в истории современного флота.
Радий Шмаков, главный конструктор МБМ "Малахит": "Лодку строила вся страна. 135 заводов, НИИ, КБ, были привлечены лучшие научные силы. Лодка проектировалась при непосредственном наблюдении первых лиц государства".
Секретное распоряжение о создании первой АПЛ подписано лично Сталиным. Ее построили в рекордно короткие сроки. К моменту ввода в строй она уже по всем параметрам превосходила субмарины вероятного противника. К-3 первой совершила подледный переход в Арктику и всплыла на Северном полюсе. Первая крупная подводная катастрофа тоже произошла на ее борту. Из первого ее экипажа, который в полном составе был включен в подразделение особого риска, до сегодняшнего дня дожили лишь 12 человек.
Николай Мормуль, член первого экипажа К-3: "Люди тогда работали, а не думали о страхе. Самое главное - старались все освоить, как не допустить аварии, как избежать радиоактивности".
На судоремонтном заводе под Мурманском готовится к утилизации первенец советского атомного флота подводная лодка "Ленинский комсомол". Всего через несколько месяцев некогда грозный корабль мог бы остаться лишь на фотографиях и архивных кинопленках. И в памяти экипажей и конструкторов, которые до сих пор продолжают бороться за живучесть своего корабля. Состоявшийся в Петербурге съезд ветеранов-подводников единогласно поддержал идею конструкторского бюро "Малахит" о превращении атомной субмарины в мемориальный комплекс.
Валентин Поникаровский, председатель ассоциации ветеранов подводного флота: "Было бы очень хорошо к 100-летию подводных сил России такой музей создать".
Все единодушны в том, что памятник атомному подводному флоту должен быть установлен в Петербурге. Спорят только, где именно.
В России всего четыре мемориальных подводных лодки. По одной на каждый из флотов. Своего рода автономные военно-морские музеи. Все они установлены на берегу. На Васильевском острове рядом с дизельной подлодкой 30-х годов "Народоволец", ветераны-подводники хотели бы видеть и первую атомную лодку К-3 - знаменитый "Ленинский комсомол". Но у создателей нового музейного проекта другие планы. Они предпочитают водную акваторию Большой Невки.
Уже проведены все расчеты. Готово техническое обоснование. Определена смета работ и создан макет будущего музея.
Евгений Шанихин, начальник группы исторического пректирования МБМ "Малахит": "Здесь вот стоит "Аврора". Здесь в кильватер "Авроре" поставлена лодка и пришвартована к дебаркадеру, где находятся служебные помещения. Образуется такой центр морской славы".
Остается решить еще массу сложнейших проблем, вырезать из корпуса реакторный отсек и провести экологические экспертизы. Отбуксировать лодку в Петербург, определиться с ее будущим хозяином и экипажем. Хлопоты того стоят, - говорят в "Малахите". Ведь речь идет не о рядовой субмарине. Лодка К-3 занимает первое место в истории современного флота.
Радий Шмаков, главный конструктор МБМ "Малахит": "Лодку строила вся страна. 135 заводов, НИИ, КБ, были привлечены лучшие научные силы. Лодка проектировалась при непосредственном наблюдении первых лиц государства".
Секретное распоряжение о создании первой АПЛ подписано лично Сталиным. Ее построили в рекордно короткие сроки. К моменту ввода в строй она уже по всем параметрам превосходила субмарины вероятного противника. К-3 первой совершила подледный переход в Арктику и всплыла на Северном полюсе. Первая крупная подводная катастрофа тоже произошла на ее борту. Из первого ее экипажа, который в полном составе был включен в подразделение особого риска, до сегодняшнего дня дожили лишь 12 человек.
Николай Мормуль, член первого экипажа К-3: "Люди тогда работали, а не думали о страхе. Самое главное - старались все освоить, как не допустить аварии, как избежать радиоактивности".