реклама

В России планируют построить 260 речных судов: сколько из них пассажирских?

По последней информации от Минпромторга РФ на данный момент на российских судостроительных заводах и верфях строится 60 речных судов, при этом к 2028 г. внутренние водные пути нашего отечества должны пополниться аж 260 гражданскими судами. В этом материале посмотрим, какие и где строятся пассажирские речные суда.

Начнем с Нижнего Новгорода и судостроительного завода "Красное Сормово". Именно здесь по проекту 00840 "Карелия" конструкторского бюро "Вымпел" строятся три пассажирских судна для компании "ВодоходЪ" (при поддержке ГТЛК). Интересный факт: при разработке проекта учитывался опыт строительства теплохода "Мустай Карим". Да и, в целом, внешне судно весьма похоже на PV300. Однако в интервью от февраля 2023 г. главный конструктор проекта Алексей Вьюшкин недвусмысленно заявил, что "Считать теплоход "Карелия" оптимизированной версией PV300 неверно, поскольку это совершенно разные суда, спроектированные под разные правила. "Мустай Карим" – под речные правила Российского Речного Регистра (*теперь – РКО), "Карелия" – под морские правила РКО. Теплоход "Карелия" рассчитан на значительно более широкий район эксплуатации от Балтийского и Белого морей, до Каспийского и Черного, включая бассейны рек центральной части России, что делает его полноценным судном смешанного района плавания. Также теплоход "Карелия", по требованию заказчика, рассчитан на особый зимний период эксплуатации в режиме гостиницы со стоянкой в Москве, что расширяет его экономические возможности и повышает рентабельность".

 

Технические характеристики проекта "Карелия":

  • Длина – 131 м;
  • Ширина – 13,8 м;
  • Осадка – 2,9 м;
  • Скорость хода – 22 км/ч;
  • Экипаж – 97 чел.;
  • Пассажировместимость – 183 чел.

 

Какие удобства предлагает "Карелия"? Современный лаконичный дизайн помещений, светлые атриумы с мягкой зоной, лифт, плавные лестницы. Спальные зоны и общественные пространства будут разделены. Прогулочная палуба общей площадью 870 м2 подарит незабываемые впечатления от открывающихся видов и свежего воздуха. К тому же по проекту там расположится солярий с бассейном. 

 

На теплоходе можно будет посетить ресторан с уникальными блюдами (183 посадочных места), при этом будет организована приватная зона на 8 человек и веранда на 24 посадочных места. Бар на шлюпочной палубе подарит возможность продегустировать различные напитки, а музыкальный салон на 76 пассажиров позволит насладиться профессиональной музыкой. Также на "Карелии" будет винная библиотека на средней палубе на 26 персон, СПА-зона на нижней палубе и детская комната. 

 

Список кают на судне:

  • Каюты класса "ДеЛюкс" без балкона (S 20 м2) – 28 шт.;
  • Каюты "ДеЛюкс" с балконом (S 15м2 +5 м2 ) – 46 шт.;
  • Каюты "Гранд ДеЛюкс" с улучшенной планировкой с балконом (S 23м2 +9м2) – 2 шт.;
  • Каюты "Престиж" с балконом (S 33м2 + 4,5 м2) – 10 шт.;
  • Каюты "Гранд Сьют" с панорамным балконом (S 41м2 + 22 м2) – 2 шт.

 

Ожидается, что первый теплоход по имени "Николай Жарков" сдадут в эксплуатацию в 2025 г. 

 

На судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС и ОСК) завершили строительство второго колесного теплохода "Аурум" проекта ПКС-180 (разработчик – "Мета-Ком"). Ожидается что в навигацию судно выйдет в июне 2024 г. Уникальный теплоход поставят на маршрут по Волге и Оке: "Нижний Новгород — Москва СРВ — Москва ЮРВ — Нижний Новгород". Кстати, первый теплоход "Золотое кольцо" проекта ПКС-180, построенный на том же заводе, уже работает на кольцевом маршруте между Москвой и Нижним Новгородом. Что следует из его названия – круиз завязан на посещении городов "Золотого кольца России".

 

Что представляют из себя колесные теплоходы проекта ПКС-180? Это трехпалубные суда, способные перевозить до 180 пассажиров, а, главное, способные работать на мелководье глубиной до 1,2 м и высаживать отдыхающих на необорудованном берегу. Высота палуб позволяет теплоходам пройти под всеми мостами Москвы-реки.

 

Технические характеристики проекта ПКС-180:

  • Длина габаритная – 81,6 м;
  • Ширина – 13,8 м;
  • Высота – 8,6 м;
  • Осадка – 1,2 м;
  • Мощность ГД – 3х320 кВт;
  • Скорость экономического хода – 9,7 узлов;
  • Пассажировместимость – 180 чел. при 2-х, 3-х местном размещении;
  • Экипаж – 12 чел.

 

Удобства на колесных теплоходах: просторные сьюты с террасами и джакузи (26 м2), уютные делюксы с балконами (16 м2), полулюксы для маломобильных пассажиров, солярий на солнечной палубе, ресторан, лобби-бар, панорама-бар, тренажерный зал, спутниковое ТВ, wi-fi, сувениры, барная карта для кают с возможностью заказа в каюту, детский и юниорский клубы, СПA-зона.

 

На Средне-невском судостроительном заводе строят два пассажирских судна проекта А45-90.2, предназначенных для обеспечения транспортной доступности жителей Енисея от Красноярска до Дудинки. Головное судно "Андрей Дубенский" планируется спустить на воду весной 2024 г. По "Виктору Астафьеву", заложенному 30.07.2021 г., на предмет спуска пока что новостей нет. Проектант судов – "Агат Дизайн Бюро". 

Проект пассажирского судна А45-90.2 / Фото: Корабел.ру
Проект пассажирского судна А45-90.2 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта А45-90.2:

  • Длина наибольшая – 98,2 м;
  • Ширина габаритная – 14,6 м;
  • Скорость хода – 12,4 узла;
  • Расход топлива на круговой рейс – 40 тонн;
  • Автономность – 15 суток;
  • Пассажировместимость – 245 чел.;
    Экипаж – 41 чел.
     

Суда проекта А45-90.2 оснащены носовым трапом-сходней на необорудованный берег и катером на 12 человек в кормовой части на случай, если теплоход не может подойти к берегу. Каюты созданы по современным стандартам комфорта, есть даже VIP-каюты и одна каюта для лиц с ограниченными возможностями. На судах устанавливают отечественное оборудование сточной системы и водоподготовки, щитовое, судовую арматуру, обстройка интерьеров проекта также будет закрыта силами российских предприятий.

"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру
"Форт Кроншлот", проект "Котлин" / Фото: Корабел.ру

Также на СНСЗ продолжается строительства пассажирских катамаранов проекта "Котлин" (репортаж с первого рейса), часть из которых этим летом уже начала работу на линии Санкт-Петербург – "Остров Фортов", и "Соммерс" (заказчик – "Нева Тревел", разработчик – "Форсс Технологии").  На выставке "НЕВА 2023" от той же компании был представлен макет нового судна проекта "Тютерс". 

"Чайка 250" / Фото: Корабел.ру
"Чайка 250" / Фото: Корабел.ру

"Корабел.ру" в прошедшем году на Костромской верфи совершенно случайно встретил знаменитую "Чайку", но не на СПГ, а "Чайку 250". Это первое серийное судно, которое специально было передано заводу для модернизации под плавучий ресторан. Судно оснащено двумя дизельными двигателями от ЯМЗ. Вероятнее всего отправится работать в Москву. Непосредственно про "Чайку" на СПГ, построенную АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", можно посмотреть в нашем видеосюжете.

Посмотрим на электросуда, строящиеся по заказу компании АО "ВодоходЪ". Речь, конечно же, пойдет о судостроительной верфи "Эмпериум". Во-первых, нужно отметить, что заказчик уже активно эксплуатирует два катамарана проекта Ecocruiser: "ЭкоходЪ" и "ЭкоходЪ 2".

 

Первое работает на пассажирских перевозках в Красноярском крае, второе в Нижнем Новгороде. На запуске в рейс "Экохода 2" побывала наша команда: репортаж читайте по ссылке.

"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру
"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта Ecocruiser:

  • Длина – 31.3 м;
  • Ширина – 9.2 м;
  • Высота надводного борта – 3.6 м;
  • Осадка – 1.4 м;
  • Главные двигатели – 2х400 кВт;
  • Батареи – до 1200 кВт/ч
  • Дальность хода в крейсерском режиме – до 14 часов / до 180 км;
  • Крейсерская скорость – 7 узлов;
  • Максимальная скорость – 22 узла;
  • Пассажировместимость – 120 чел.;
  • Экипаж – 3 чел.
Ecobus'ы у причала / Фото: Корабел.ру
Ecobus'ы у причала завода "Эмпериум" / Фото: Корабел.ру

Во-вторых, АО "ВодоходЪ. Пассажирский Порт" (дочерняя компания ООО "ВодоходЪ") в 2023 г. получило заказанные на верфи Ecobus’ы (подробности читайте в материале "21 судно за два года: такое возможно?"). Суда, как известно, уже ходят по Москве-реке и предназначены для того, чтобы разгрузить дороги столицы.

Виктория Корабеловна лично тестирует трап / Фото: Корабел.ру
Морской блогер Виктория Корабеловна лично тестирует трап Ecobus'а / Фото: Корабел.ру

В-третьих, и это самое интересное, на верфи "Эмпериум" приступили к строительству судна "Москва 2.0" (электрическая версия знаменитого теплохода "Москва").

Спуск запланирован на конец 2024 г. или весну 2025 г. Планируется, что инновационный электроход будет работать на туристических маршрутах Санкт-Петербурга.

Так будет выглядеть "Москва 2.0" / Фото:
Так будет выглядеть "Москва 2.0" / Изображение: "ВодоходЪ. Пассажирский Порт"

Технические характеристики судна "Москва 2.0":

  • Длина наибольшая – 32,8 м;
  • Ширина наибольшая – 8 м;
  • Высота надводного борта – 2,05 м;
  • Осадка – 1,2 м;
  • Крейсерская скорость – 10 узлов;
  • Мощность ВРК – 2х200 кВт;
  • Батареи – до 1000 кВт/ч.;
  • Пассажировместимость – 130 чел.;
  • Экипаж – 10 чел.

 

Универсальные круизные суда класса "О-ПР" проекта ООО "Р-Флот Дизайн" МПКС по заказу ГТЛК строят на судостроительном комплексе "Р-Флот", а также на ЗАО "Нефтефлот". Суда предназначены для обслуживания местных и пригородных водных путей и прибрежных районов.

 

Технические характеристики проекта МПКС:

  • Длина габаритная – 31,95 м;
  • Ширина габаритная – 8,14 м;
  • Осадка по КВЛ около – 1,4 м;
  • Мощность ГД – 2х225 кВт;
  • Пассажировместимость – 240 чел.;
  • Экипаж – 3 чел.;
  • Обслуживающий персонал – 3 чел.

 

Пассажирские прогулочные суда проекта PV20S (разработчик – конструкторским бюро "МИБ-Дизайн-СПб") строятся на судостроительном заводе "Ростр" и ЗАО "Нефтефлот" в количестве пяти единиц: два на "Ростр" и три на ЗАО "Нефтефлот". В конце октября 2023 г. в Новой Ладоге состоялся первый спуск на воду судна этого проекта.

 

Технические характеристики проекта PV20S:

  • Длина – 29,50 м;
  • Ширина – 7,20 м;
  • Осадка – 1,50 м;
  • Дедвейт – 34 тонны;
  • Водоизмещение – 162,5 тонны;
  • Пассажировместимость – 200 чел.;
  • Экипаж – 3 чел.

 

Отличительная особенность проекта PV20S – инновационная экологичная гибридная система электрического движения, которая должна позволить теплоходу продолжительное время идти именно за счет электроэнергии. 

"Метеор 120Р" / Фото: Корабел.ру
"Метеор 120Р" / Фото: Корабел.ру

Суда на подводных крыльях. За последние несколько лет активно строятся как на "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева", так и на АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького". В первом случае речь идет о несколько переработанном и обновленном проекте 03580 старых СПК "Метеор 120Р", а также о "Валдаях 45Р", во втором случае проекте 03830 "Метеор-2020" разработки ГК "Си Тех". Обе "машины" весьма интересны и достойны внимания. О "Метеоре 120Р" можно прочитать в нашем репортаже. Кстати, 7 декабря 2023 г. на заводе-строителе спустили очередной "Метеор 120Р" (строительный № С-704) и передали заказчику "Водолет".

 

О "Метеорах 2020" рассказать предоставим возможность генеральному директору СК "Ак Барс" Ренату Мистахову.

В завершение нашего обзора вспомним про круизный лайнер "Владимир Жириновский" (ранее "Петр Великий") проекта PV300VD, строящийся на судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС и ОСК). В августе 2023 г. судно ушло на АСПО для достройки и прохождения необходимых испытаний. Проект весьма похож на знаменитый "Мустай Карим", на котором "Корабел.ру" неоднократно успел побывать и написать не одну статью.

Первый заход лайнера "Мустай Карим" в Выборг / Фото: Корабел.ру
ВодокотЪ – талисман компании "ВодоходЪ" / Фото: Корабел.ру

Например, прошлым летом, наша команда выезжала в Выборг, чтобы встретить знаменитый лайнер. Однако "Владимир Жириновский" имеет и внешние и внутренние отличия, и другого заказчика – "Мостурфлот".

Первый заход лайнера "Мустай Карим" / Фото: Корабел.ру
Первый заход лайнера "Мустай Карим" в Выборг / Фото: Корабел.ру

Лайнер будет перевозить более 300 пассажиров. Он сможет ходить в отличие от "Мустая Карима" как по речным, так и по морским акваториям, располагает несколько иными мощностями и нюансами в обстройке, но, в целом, это всё тот же пятизвездочный отель на воде, как и его собрат.

 

Технические характеристики проекта PV300VD:

  • Длина габаритная –141 м;
  • Ширина габаритная – 16,82 м; 
  • Осадка по КВЛ – 3,25 м; 
  • Мощность ГДГ – 4х1140 кВт (на "Мустае Кариме" – 3х760 кВт);
  • Высота борта на миделе – 5,5 м; 
  • Скорость эксплуатационная – 22,5 км/ч; 
  • Пассажировместимость – 310 чел.; 
  • Экипаж и обслуживающий персонал – 90 чел.

 

На борту есть и бары, и рестораны, джакузи, СПА-салон, бассейны, тренажерный зал, детские комнаты, театрально-музыкальный салон на 250 мест. Для комфортного перемещения между палубами предусмотрен лифт.

Первый заход лайнера "Мустай Карим" в Выборг / Фото: Корабел.ру
Первый заход лайнера "Мустай Карим" в Выборг / Фото: Корабел.ру

А на этом все. Если мы вдруг пропустили какие-то интересные и важные проекты, обязательно пишите в комментарии – добавим про них информацию.

"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Нефтефлот", ЗАО
Самара
+7 (846) 276-33-50
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Нариманов
+7(851)222-00-10
"Эмпериум", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 602-11-25
"Р-ФЛОТ", ГК
Нижний Новгород
+7(831) 417-79-49
"Судоверфь "Кострома", ООО Кострома
+7 (4942) 55-09-63
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Зеленодольск
+7(84371) 2-12-75
"Лотос", ООО Сыктывкар
+7 (8212) 21-45-86




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости