Святые воды и стальные гиганты: Церковные традиции и духовная опора в мире судостроения

Почему освящение кораблей имеет значение для отрасли; как судостроительные компании взаимодействуют с церковью; И какие традиции, унаследованные флотом, вновь возродились. Настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Алексей Скляров пролил свет на многогранные отношения, связывающие религиозные обряды и судостроение, открыл двери для новой перспективы в оценке духовного влияния на морскую индустрию в интервью Корабел.ру.
Алексей Скляров / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора
Алексей Скляров / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора

– Отец Алексей, как вы попали на службу в Николо-Богоявленский морской собор?  

– В собор меня направили в январе 2023 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, после кончины предыдущего настоятеля, протоиерея Богдана Сойко.  

До этого служил в разных местах: с 2000 года в храме святого великомученика Георгия Победоносца в Купчино, в 2003 был назначен настоятелем в возрождающийся Приход в Рыбацком, где в 2006 году был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже, когда позволили условия, мы стали служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

– Николо-Богоявленский собор является первым морским храмом в России. Расскажите, как он связан с отраслью?

– Вблизи того места, где стоит собор, раньше селились моряки, корабелы и те, кто созидал российский флот. Однако изначально здесь располагался лишь небольшой деревянный храм святителя Николая. Со временем количество морских служителей росло и число прихожан начало значительно превышать его вместимость. Так, по повелению Елизаветы Петровны, 16 июня 1752 года в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского началось строительство Николо-Богоявленского собора. Впоследствии он стал главным храмом гвардейского морского экипажа. С его кафедры зачитывались различные указы и постановления.  

Моряки очень полюбили собор. Когда суда приходили в Петербург, они приносили сюда в дар икону Николая Чудотворца, поэтому сейчас их насчитывается более 30. Самая главная святыня старше храма – она датируется XVII веком. Эта икона стояла еще в первоначальном деревянном здании.  

– Какие святые считаются покровителями морского флота?

– Святитель Николай Чудотворец считается основным покровителем моряков. Согласно его жизнеописанию, судно, на котором он находился, едва не было уничтожено штормом, однако молитвой ему удалось утихомирить волны.  

Кроме того, моряки почитают святого Фёдора Ушакова, покровителя российского военно-морского флота. Недавно частица его мощей была передана в наш храм митрополитом Варсонофием.

Николо-Богоявленский Морской собор / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора
Николо-Богоявленский Морской собор / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора

– Многим известно, что существует традиция освящать суда. Когда она появилась? И для чего проводится этот обряд?

– Эта традиция была возрождена отцом Богданом и существовала еще до революции, а так как наш собор морской изначально, мы просто продолжаем ей следовать. 

Освящают суда для того, чтобы посвятить Богу результаты наших усилий, поблагодарить за то, что есть возможность строить такие сооружения, а также чтобы благословить людей на достойное совершение своего труда. Поэтому и были возрождены обряды освящения. Надеюсь, эта традиция сохранится навсегда.

– Насколько это важно для самой отрасли?

– Отрасль – это в первую очередь люди, большое количество инженеров, рабочих и других специалистов. А такие мероприятия уже стоят наряду со спуском на воду или поднятием флага. Они объединяют, причем не только физически, но и духовно, поэтому, я думаю, прежде всего это имеет значение для людей. Корабль можно построить и без освящения. И, конечно, он будет ходить, но для человека верующего эта молитва имеет особое значение. 

Это может быть кому-то непонятным, однако те, кто однажды уже вышел в плавание и столкнулся со стихией, с тем, с чем большинство никогда не имело дела, понимают необходимость этой традиции. Однажды, когда мы освящали корабль на заводе "Алмаз", капитан сказал мне, что за всю свою трудовую деятельность он не встречал ни одного судна, которое бы не окропили, поэтому его тоже должно поучаствовать в этом обряде. Для меня это было очень важно услышать. Кроме того, моряки рассказывали, что часто вдали от суши сложные ситуации решались каким-то чудесным образом. Отчасти они связывают это с тем, что судно было освящено. 

– Можете привести пример такого случая?

– Однажды в шторм судно было практически в аварийном состоянии. Тогда моряки, точно не понимая, что нужно делать, начали молиться. И только это, по их мнению, помогло найти правильное решение и выжить.  

– Расскажите о вашей работе по освящению судов. Давно вы этим занимаетесь?  

– Посещать заводы и освящать суда я начал с тех пор, как пришел в Николо-Богоявленский морской собор, то есть с 2023 года.

– Как готовитесь к этому событию?  

– Во-первых, наша задача как священнослужителей молиться обо всех моряках и тех экипажах, чьи суда освящали. Мы это делаем ежедневно. Во-вторых, когда нас приглашают, узнаем, что именно нужно будет освятить: закладку судна, спуск на воду или подъем флага. В зависимости от этого подбираем определенный богослужебный чин, который будет необходимо совершить.  

Кроме того, я стараюсь обязательно быть на репетициях, чтобы все прошло красиво, четко и достойно. Но если, например, скажут, что сегодня нужно ехать и что-то освящать, то на сборы понадобится всего полчаса.

– По вашему мнению, что является наиболее важным в процессе подготовки?

– Перед освящением я всегда стараюсь подробно узнать: что это за судно, в честь кого оно названо, кто является покровителем, например, того или иного города, если корабль носит его имя. Считаю это очень важным. Такая подготовка позволяет понять, что мы можем включить в богослужебный чин – песнопение, посвященное покровителю этой местности или еще что-то другое.

– Вы затронули вопрос о проведении самого обряда освящения. Можете рассказать о ритуалах и молитвах, которые вы осуществляете перед отправкой судов?

– В первую очередь, конечно, читаем молитву, после окропляем судно. Сначала освящаем его закладку, потом уже перед спуском на воду, но бывает и третий раз, когда поднимают флаг на корабле. Иногда в этот момент служим и водосвятный молебен. Однако бывает и так, что судно уже спустили, но по каким-то причинам его не освятили, тогда мы это делаем при подъеме флага. Тут нет каких-то жёстких правил. Главное, чтобы эта молитва прозвучала. Но, конечно, лучше вначале, чтобы получить благословение от Бога на постройку и потом уже на эксплуатацию судна. 

Алексей Скляров на освящении судна / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора
Алексей Скляров на освящении судна / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора

– Какие существуют обычаи, связывающие морской флот и религию?

– У нашего собора есть очень хорошая традиция: когда мы освящаем судно, то обязательно командиру дарим копию иконы Николая Чудотворца, тем самым благословляя экипаж. Обычно после она находится в кают-компании. Если, оказавшись на корабле, вы увидите эту святыню, то знайте, что это судно освятили мы.

Также существовала традиция торжественного служения в день памяти Чесменской битвы и во все памятные даты, связанные с победами, проходил благодарственный молебен.

В настоящее время возобновлен обычай проводить панихиды по тем, кто погиб в море. Для этого у нас есть свой скорбный календарь. Кроме того, наш собор первый, где появились доски с именами павших моряков. Их родственники до сих пор приходят к ним и молятся, ставят цветы. Такая внутрихрамовая традиция. 

Помимо этого, мы освящаем кортики выпускникам военно-морских училищ, или, как было в прошлом году, военным морякам-медикам, окончившим обучение в академии.

У нас хорошие отношения с морским собранием Санкт-Петербурга, духовником которого я являюсь, с администрацией района, военкоматом, поэтому мы проводим много совместных мероприятий. Так, в прошлом году мы благословляли наших призывников, которые сейчас служат на флоте в Калининграде. Наше сотрудничество также является давним обычаем.

Конечно, есть те традиции, которые ещё предстоит вернуть, но они не должны быть мёртвой формой. Например, перед отправлением экипажа нужно служить молебен, который сегодня совершается только частным образом, когда моряки сами приходят в храм. 

– Отец Алексей, что вы испытываете, когда посещаете заводы и освящаете суда? Вам нравится заниматься этой деятельностью?

– С одной стороны, это мой долг. А с другой – каждый раз это особое и удивительное событие, которое наполняет меня радостью. Трепетно и от той мысли, что ты становишься сопричастным к титаническому труду людей, что наше государство обретает еще одну единицу флота. Корабелы и моряки могут даже ничего не говорить, но эта радость и праздничная атмосфера будут чувствоваться. Думаю, каждый, кто был на таком мероприятии, испытывал эти эмоции.

– С какими судостроительными заводами и компаниями вы сотрудничаете? Расскажите о вашем взаимодействии.

– За это время я освящал суда разных предприятий. Среди них, конечно, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, "Алмаз", "Русский краб", Северная верфь и другие. Также получилось наладить хорошие отношения с теми, кто проектирует суда: ЦКБ "Рубин", СПМБМ "Малахит".

Обычно ко мне, как к настоятелю собора, организации сами обращаются с просьбой провести чин освящения. Я с радостью это делаю, так как деятельность морского флота – это большой, очень серьезный труд, который важен для нашего государства. Прежде всего у нас именно такое взаимодействие. 

– Что думаете о перспективах развития отношений церкви и морских компаний?

– То, что сейчас есть, уже замечательно. Церковь освещает все сферы человеческой жизни, а морская отрасль является особенно важной и для страны, и для города. Поэтому моя задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы укреплять наши отношения, не растерять их. Считаю, необходимо, чтобы они были и развивались, крепли. 

– А как вы относитесь к развитию судостроения и появлению новых технологий в отрасли?

– Церковь никогда не была на позициях отрицания прогресса. Любые инновации, направленные на созидание, это всегда хорошо. Главное использовать их во благо человека, а не для разрушения, и, конечно, новые технологии не должны вредить природе. Радует, что сегодня этому уделяется особое внимание.

Алексей Скляров на освящении судна / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора
Алексей Скляров на освящении судна / Фото: пресс-служба Николо-Богоявленского Морского собора

– Это влияет на религиозную жизнь моряков?  

– Технологии – это инструмент. Если мы используем его на пользу себе, обществу, окружающей среде, то это духовно укрепляет нас. Если нет – уничтожает. Человеку важно с разумением пользоваться тем, что ему дается, а где-то даже с осторожностью. Это выбор каждого из нас: строить суда и на них исследовать море, добывать что-то необходимое и так далее. Такое применение новых технологий нужно развивать, оно может быть духовно полезно. А когда в этом запутываешься и становится трудно, можно прийти к священнику и посоветоваться, как лучше поступить, или обсудить любой иной вопрос. 

– Часто ли к вам обращаются за благословением, советом или поддержкой?

– Наш храм в первую очередь морской, поэтому люди стремятся сюда и приходят регулярно. Кроме того, среди моряков много верующих: это и капитаны, и обычные матросы, и корабелы. Помимо них, обращаются и те, кто уже в силу возраста посвящает себя какому-то другому делу, но с морем, безусловно, связан. Мы принимаем всех и всем рады помочь добрым словом, напутствием. 

– Какой совет можете дать морякам, в том числе неверующим, которые сталкиваются с духовными трудностями во время длительных плаваний?

– Верующему человеку могу сказать, чтобы не забывал о молитве, старался вести достойную жизнь, благочестивую. В длительном путешествии нет возможности сходить в храм, поэтому всегда можно открыть священное писание и не забывать свою связь с Богом. А неверующим пожелаю попытаться открыть свое сердце и дать возможность Богу в него войти, чтобы его наполнить. Но самое главное для всех – это честно выполнять свой труд. Об этом нужно обязательно помнить. 

"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 388-35-90
"Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 713-51-32
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Морской завод "Алмаз", ОАО Санкт-Петербург
+7(812)350-28-66
"Русский Краб", ГК Владивосток
+7 914 680 03 62, +7 914 700-26-17, +7 984 190-10-26, +7 914 680-01-52



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
19.04.2025, 19:55
О какой-такой "отрасли" и "мире судостроения" в статье идет речь?
 
"Первый образ в молитве освящения ладьи, который приводит церковь, — это Ноев ковчег. Поскольку ковчег всегда спасительный, судно, над которым проводится обряд крещения, должно уподобиться ему и тоже стать для людей спасительной ладьей. В момент освящения священнослужитель просит Бога приставить к судну ангела-хранителя, призванного хранить на всех путях и само судно, и пребывающих на борту людей." (с) протоиерей С.Григорьянц.
 
Судостроение это составная часть судоходства или мореплавания.
 
У тех корабелов которые это осознают, и от мира мореплавания себя не отделяют, получаются суда, которые действительно могут стать ковчегом.
А те, кто с понтом причисляет себя к "отдельной отрасли" или "миру кораблестроения" и для которых моряки - непонятные и неприятные заказчики, выдают такую продукцию, что впору экзорцистов вызывать.
-0+
#Панин Михаил Михайлович
22.04.2025, 16:57
Попробовала бы какая -то поповская морда приблизиться к к моему РПКСН 30 лет назад!
Свежие новости