Беседовала Виктория Корабеловна

– Предлагаю начать с истории предприятия
– Мы занимаемся выпуском судовых вспомогательных, аварийных дизель-генераторов и дизель-редукторных агрегатов. Основной костяк нашего предприятия – выходцы с Барнаульского завода транспортного машиностроения ("Барнаултрансмаш"). С начала его работы (сентябрь 1942 г.) на данном заводе выпускались не только двигатели, но и установки, в том числе судовые.
Предприятие "Барнаултрансмаш" имело широкую номенклатуру изделий гражданского и военного назначения. Однако с середины 90-х годов в связи с увеличившимся импортом востребованность данной продукции начала постепенно снижаться, а после смены собственника (2001 г.) на предприятии произошли радикальные перемены, вынудившие покинуть предприятие значительное число специалистов, среди них были и мы. Организовался филиал фирмы "Президент-Нева" из Санкт-Петербурга. Профиль данного предприятия был схож с прежней работой: выпуск различных промышленных дизель-генераторов.
Изначально предприятие "Президент-Нева" не занималось выпуском продукции судового направления. Но нам удалось убедить руководство в перспективе данного рынка. Спустя некоторое время коллектив почувствовал в себе силы к самостоятельной работе, и в 2008 г. было организовано предприятие "Алтайский завод дизельных агрегатов".
Основным направлением нашей деятельности был и есть выпуск судовой номенклатуры, однако наших компетенций достаточно для выпуска любых промышленных дизель-генераторов, которые мы и производим при наличии свободных мощностей. И как истинные патриоты, при выпуске изделий мы используем основные комплектующие производства России или Беларуси (двигатель, генератор, система управления).

– Какое образование у ваших сотрудников?
– Практически весь руководящий и инженерный состав имеет техническое образование, полученное в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова, а также специализацию по своему профилю. Рабочие специалисты проходили обучение в специализированных учебных заведениях Барнаула и Алтайского края.
– С каких заказов начинала компания?
– В основном это были замены выработавших свой ресурс дизель-генераторов и дизель-редукторных агрегатов на речных судах.
– Вы продолжаете выпускать дизель-генераторы и дизель-редукторные агрегаты. На каких комплектующих?
– Дизельные двигатели – ПАО "АВТОДИЗЕЛЬ" (Ярославский моторный завод), ПАО "ТМЗ" (Тутаевский моторный завод), ОАО "Управляющая компания холдинга "МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД".
Силовые генераторы – АО "ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ" г. Курск, Обособленное Подразделение Баранчинский электромеханический завод ОАО "Егоршинского радиозавода".
Для дизель-редукторных агрегатов до последнего времени в нашем мощностном ряду практически отсутствовали реверс-редукторные передачи Российского производства. Поэтому мы вынуждены были использовать реверс-редукторы производства ФРГ, Южной Кореи и Китая. Однако о разработке и начале выпуска отечественных реверсов заявляет группа компаний "Р-Флот". Я надеюсь, что в ближайшее время мы наладим контакты по комплектованию наших реверс-редукторных агрегатов продукцией "Р-Флот".

– Вы говорили о том, что ваши агрегаты полностью российские. А что вы сами для них производите?
– При кажущейся простоте дизель-генератора или дизель-редукторного агрегат, ему требуется доработка систем промышленного двигателя, а именно, топливной, масляной, системы охлаждения, электрооборудования. Крупными мазками: для топливной системы необходима замена топливных трубопроводов высокого давления на трубопроводы в защитных экранах, установка переключаемых топливных фильтров, установка датчика утечки топлива; для масляной установка переключаемых масляных фильтров, водомасляного теплообменника; для системы охлаждения установка водо-водяного теплообменника, насоса забортной воды; для электрооборудования переделка стартера, зарядного генератора, кабельных сетей на двухпроводную систему (минус изолирован от общего корпуса).
– Чью автоматику используете?
– Изначально мы использовали системы управления наших земляков из Барнаула, но, как известно, с ростом компетенций растут потребности и желания сделать полностью свое изделие. Так было и у нас. Группа инженеров-электриков разработала и реализовала собственную систему управления двигателем для дизель-генератора и дизель-редукторного агрегата. При проектировании изначально было одно из основных требований – максимально возможное количество комплектующих российского производства, что и было реализовано. Наша система одобрена Российским морским регистром судоходства и Российским Классификационным Обществом. Выпуск систем осуществляется на собственных производственных мощностях.

– Сколько всего нужно деталей для вашего самого большого дизель-генератора?
– Количество деталей и комплектующих практически не зависит от размера и мощности, так как количество систем и деталей, необходимых для работы изделия, практически одинаковое. Честно скажу, таким точным подсчетом не занимался, но в первом приближении несколько сотен.
– Как долго собирается изделие?
– Все зависит от размера заказа, мощности изделия, дополнительных опций. При наличии всех комплектующих сборка изделий малой мощности занимает 2-3 дня. Мощные изделия, например, дизель-генератор 500 кВт, занимают примерно 10 дней: вес и габариты начинают влиять на сроки. Это цифры без учета испытаний и упаковки.
– Давайте расскажем нашим читателям, почему все ваши двигатели светлой расцветки.
– Тут все просто. Мы использовали традиции и опыт предыдущих поколений. При окраске изделий в светлые тона (слоновая кость) в случае появления различных неисправностей (потеки, утечки, перегревы и т.п.) все отлично видно.
– Чьей краской пользуетесь?
– Отечественной и той, у которой есть Регистр. У нескольких предприятий заказываем. Качество достойное и примерно на одном уровне.
– Давайте тогда уже назовем, что именно вы сегодня производите.
– Это дизель-генераторы от 8 до 500 кВт и главные судовые двигатели от 30 л.с до 630 л.с.

– На какие типы судов подходит ваша продукция?
– Наша продукция может устанавливаться на суда, соответствующие требованиям правил Российского морского регистра судоходства и Российского Классификационного Общества. А на какие именно – это решает заказчик и проектировщик судна.
– С военным сектором, выходит, тоже работаете?
– С тех пор как в 2017 г. получили признание от РС, начали работать и с гособоронзаказом.
– Бывают рекламации?
– К нашему счастью, комплектующие, которые мы используем, достойного качества, и рекламации носят единичный характер, а если они выявляются – пытаемся устранить их в самые кратчайшие сроки. Влияет и человеческий фактор. Мы к этому относимся с пониманием, стараемся и идем навстречу потребителю, а также устраняем поломки в кратчайшие сроки, одновременно консультируя клиента для предотвращения подобных неисправностей в будущем.
В любом случае сервисная бригада, при необходимости, выезжает по заявке и устраняет неполадки.

– Насколько вы загружены?
– В настоящий момент от общей мощности загрузка предприятия составляет ориентировочно 40-50 %.
– Серийность есть?
– Надо принять как факт, что в судостроении серийности как таковой нет. Практически каждое изделие – уникально. Но если размещается заказ на серию судов, к примеру, 12 штук, то соответственно, дизель-генераторы на эти суда будут идентичными.
– Экспортируете свою продукцию?
– На сегодняшний день – нет. Но когда мы занимались не строго судовой тематикой, а поставкой дизель-генераторов общепромышленного назначения, экспорт был.

– Кадровый вопрос. Хватает ли вам людей, как в этой области развиваетесь?
– В этом году планируем заключить договор на целевое обучение трех конструкторов с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, для усиления технического отдела, а также с профессионально-техническими учебными заведениями на подготовку кадров рабочих специальностей.
– Сколько времени на обучение такого специалиста уходит?
– Сотрудники рабочих специальностей от 3 до 6 месяцев, инженерных от 6 месяцев до 1 года. А вообще-то все зависит от человека.
– Зарплата у ваших специалистов какая?
– Порядка 50 000 руб. Для Алтайского края она небольшая, но и немаленькая.
– Сколько сейчас человек работает на заводе?
– Среднесписочный состав – 45 человек.
– Девушки на предприятии есть?
– Есть. Трудятся наравне с другими.

– У вас есть свое проектное бюро?
– У нас есть технический отдел, занимающейся сопровождением выпускаемых изделий, поддержанием технической документации, разработкой новых изделий, а также перспективной технической политикой нашего предприятия.
– Вернемся к продукции. Испытание своих изделий вы же тоже проводите?
– Конечно, у нас есть специальный испытательный стенд, позволяющий испытывать наши изделия. Прежде чем продукция попадает к заказчику, она обязательно проходит обкатку, заводские и стендовые испытания по программе и методике, соответствующей требованиям Российского морского регистра судоходства и Российского Классификационного Общества. На основании результатов испытаний принимается решение о годности изделия к эксплуатации и его отгрузке.
– Говорили про дизель-генераторы, как основную вашу продукцию. Такой вопрос. А какое количество энергии нужно вырабатывать на какой-нибудь пассажирский теплоход?

– Все зависит от количества потребителей энергии, установленных на судне. Это могут быть киловатты, а могут быть десятки мегаватт (как на ледоколе проекта 22220).
– Кто сейчас основной заказчик?
– "Нефтефлот" из Самары, чему мы очень рады и стараемся показать достойный уровень. Помимо этого, речники наши традиционно обращаются, а ещё для ледокола, строящегося на "Верфях братьев Нобель", собираем заказ.
– Не думали расширять список судов и добавлять туда промысловые? Они довольно активно ведь строятся в России.
– На данный момент как-то не сложилось. Хотя у нас было и есть довольно-таки хорошее решение. Однако рыбаки все ещё надеются на параллельный импорт или китайские двигатели.
– Но после того, как ушли европейские коллеги, стало ведь больше обращений от судостроителей?
– К нам стали относиться терпимее. Однако и мы слово "импортозамещение" не вчера узнали.

– Каким транспортом вы доставляете изделия заказчику?
– Любым доступным. А вообще способ доставки (самовывоз, транспортной компанией – ж/д, авто, водный), тара согласовываются на этапе подписания договора. Иногда бывают сложные схемы. Это связано с огромными пространствами и климатическими условиями. География поставок распространяется по всей России: и в Калининград, и в Находку, и в Петропавловск-Камчатский, южные регионы.
– Технологии не стоят на месте, в связи с чем интересно узнать, стала ли ваша работа как-то со временем легче?
– Не сказал бы. Мы повысили наши компетенции, которые, понятно, нам помогают в выпуске продукции, однако поиск компромиссных решений, отвечающих современным требованиям, как и сто и двести лет назад, был процессом творческим и трудным.

– Планы на ближайшую пятилетку?
– Такие дальние перспективы мог планировать только Госплан СССР, наши планы значительно ближе и скромнее. В настоящее время идет согласование проектов на поставку оборудования на суда с горизонтом выпуска 2025-2028 гг. Будем надеяться, что все получится: будет финансирование, будут свободные мощности у верфей.
– Расширяться намерены?
– На данный момент тех площадей, которыми располагаем, достаточно. Однако если все будет так, как я сказал в ответе на предыдущий вопросе, мы с удовольствие приступим к расширению предприятия.
