реклама

Судовое арматуростроение: В числе главных тенденций локализация продукции и импортозамещение

Как российские арматуростроители готовятся к сокращению ГОЗ и за счет чего планируют увеличить
активность на рынке гражданского судостроения? Эти вопросы мы адресовали представителям двух известных отечественных компаний.
Перспективные образцы судовой арматуры КБ “Армас”. При производстве использованы композитные материалы и аддитивные технологии / Фото: АО "ЦТСС"
– Какие тенденции на рынке судовой арматуры вы бы выделили?
 
Куличкова Е. А., к.т.н.,
директор КБ “Армас” АО “ЦТСС”
Фото: АО “ЦТСС”

Куличкова Е. А., к.т.н., директор КБ “Армас” АО “ЦТСС”

– Исходя из ожиданий, что российское гражданское судостроение хоть с отставанием, но все же реализуется в цифровом проектировании и сборке судов большими блоками с уже готовым оснащением, можно предположить, что будет востребована и блочно-модульная арматура. Кроме того, международный опыт свидетельствует об эффективности использования в судовом оборудовании систем интеллектуального мониторинга. Непрерывный контроль технического состояния, выявление отклонений контролируемых параметров от нормативных значений, прогнозирование и рекомендации к дальнейшим действиям - это важные составляющие процесса эффективной эксплуатации и предупреждения аварийных ситуаций. 

Много надежд в отрасли на композитную арматуру и аддитивные технологии. При решении задач радикального снижения стоимости конечного продукта, эти направления имеют огромные перспективы.

Коптяев Е. В., коммерческий директор, АО “Армалит”

– Рынок судостроения по гособоронзаказу (ГОЗ) находится в стадии зрелости, гражданский – на этапе роста и постепенно должен перегнать первый по объему (и валовому, и стоимостному). Все это определяет направление развития отраслей, связанных с судостроением. Имеют значение и мировые тенденции эволюции сложной техники, и внутренние экономические процессы, практики организации и развития бизнеса.
Коптяев Е. В., коммерческий директор АО “Армалит” / Фото: АО “Армалит”
Согласно государственной программе диверсификации ОПК, доля производства гражданской продукции должна достичь к 2025 году 30%, а к 2030 году – уже 50. Это накладывает отпечаток и на судостроительную отрасль, где к 2030 году объем гражданских заказов должен втрое превысить ГОЗ. 

Если проводить параллель с Государственной программой вооружений (ГПВ), то бюджетные ассигнования в развитие российского флота ГПВ-2027 по сравнению с прошлой ГПВ-2020 уменьшатся почти вдвое (с 5 до 2,6 трлн руб.), а на гражданском рынке общий объем инвестиций в строительство судов и морской техники, по оценке российского Минпромторга, уже к 2023 году достигнет 5,4 трлн руб. 

При этом, правила работы на гражданском рынке только формируются, что позволяет вести бизнес различным компаниям и, несмотря на декларируемый приоритет отечественного производителя, часто делает российскую продукцию неконкурентоспособной по отношению к иностранной, прежде всего, азиатской продукции. В нашем сегменте на импорт приходится 70-80% поставок для “гражданки”. Но, с учетом постановлений правительства РФ №№ 719, 616 и др., а также введения балльной системы оценки для подтверждения российской постройки судов, в ближайшие два-три года картина изменится. Локализация импортной продукции и импортозамещение станут одними из главных тенденций, причем, именно в таком порядке. Отсюда тренд на упорядочивание рынка, прежде всего, в сторону нормативно-правовой базы и правил участия.

Кроме прямой цены, при анализе предложений участников на первое место выходит стоимость заказа с учетом его жизненного цикла, опыт и квалификация участников строительства, качественные характеристики продукции, дополнительные услуги и сервис. В свете общемировых тенденций и положительного опыта ведущих отечественных корпораций еще один тренд – на укрупнение и комплексность поставок, работа с лидерами отраслей. 

Они обеспечивают весь объем по своему направлению бизнеса, принимая на себя создание кооперационных, производственных, логистических, сервисных цепочек, полное сопровождение поставки, начиная от участия в разработке и обсуждении оптимальной номенклатуры, отвечающей и экономике, и тактико-техническим характеристикам (ТТХ) проекта, заканчивая сервисным сопровождением и обслуживанием на протяжении всего срока эксплуатации жизненного цикла кораблей и судов. 

В направлении новых разработок основные тенденции – это модульность конструкции, решения, уменьшающие массогабаритные характеристики, и, конечно, цифровизация: создание дистанционно управляемой арматуры с интеллектуальными электроприводами, устройств управления среднего уровня, разработка алгоритмов их работы, а также соответствующего ПО. Это позволит интегрировать управление арматурой судовых систем в единое цифровое пространство судна, создавать мало- и безэкипажные суда.

– Затронет ли компанию сокращение ГОЗ? Планируете ли вы увеличивать присутствие на рынке гражданского судостроения?

Елена Куличкова, КБ “Армас”

– В настоящее время до 80% нашего портфеля обеспечено ГОЗ. Безусловно, его сокращение без реализуемых нами превентивных мер, в значительной мере могло бы дестабилизировать финансово-экономическое положение КБ. Однако, перспектива сокращения ГОЗ возникла не сегодня, мы начали готовится к этому еще несколько лет назад, ведя поиск экономически эффективных для нашего профиля деятельности новых направлений, в том числе на рынке гражданского судостроения. 

Военное судостроение, как часть ГОЗ, отличается своей спецификой. Оно практически не зависит от рыночной конъюнктуры, относительно стабильно и ритмично финансируется государством. Гражданское же судостроение развивается в более конкурентных условиях, и требует оперативного внедрения новых технологий и снижения себестоимости продукции. Отсюда и новые методы решения, казалось бы, сходных задач создания новой судовой арматуры. Для обеспечения диверсификации мы используем задел инновационных решений и рассчитываем существительно укрепить свои позиции, в том числе, в области комплектации судов для освоения Арктики и континентального шельфа.

Евгений Коптяев, “Армалит”

– Конечно, сокращение ГОЗ затронет арматуростроение, как и всю отрасль, и это абсолютно нормально. Мы с самого начала, еще при росте рынка, прекрасно понимали, что нужно развиваться, идти в гражданский сегмент и другие секторы промышленности. Для этого начали работать и в направлении проектирования, и производства новой продукции. Например, оснастили цех и освоили серийное производство трехэксцентриковых дисковых затворов; разработали и успешно поставляем, причем, не только для судо- и кораблестроения, шаровые краны.
Дисковый затвор АО “Армалит” с электроприводом / Фото: АО “Армалит”
С нуля, буквально за пять лет, “Армалит” освоил направление электроприводной арматуры, начав с достаточно простых приводов, устроенных по классической схеме и с минимумом функций. К сегодняшнему дню налажен выпуск высокоинтеллектуальных устройств с двигателями на синхронных магнитах и шкафов управления, которые позволяют настраивать алгоритм работы арматуры, управляющей системами таким образом, что вмешательство человека минимально или вообще не требуется.

Представляет ли для вас интерес крупнотоннажное гражданское судостроение?

Евгений Коптяев, “Армалит”

– Несомненно. Мы активно работаем по всем проектам крупнотоннажного флота: ледоколам, танкерам, газовозам и тому подобным судам. Детально изучаем требования к судну в целом, к системам, активно взаимодействуем с заказчиками, проектантами, строителями – уточняем, советуемся и советуем, подбираем, разрабатываем и дорабатываем, испытываем. Иными словами, любое наше предложение – только вершина айсберга, по сути, итог огромной совместной работы команды специалистов.

Елена Куличкова, КБ “Армас”

– КБ “Армас” занимается разработкой очень широкой гаммы судовой арматуры для всех типов кораблей и судов. Крупнотоннажное гражданское судостроение рассматривается нами, как один из сегментов применения наших изделий.

Если ли шансы у российских производителей потеснить иностранцев в сегменте дешевой чугунной арматуры и попасть на суда зарубежных проектов?

Елена Куличкова, КБ “Армас”

 Попытки производить конкурентоспособную судовую арматуру из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, допускающего применение в судовых системах различного применения, предпринимались не только нами. Однако, практически во всех случаях камнем преткновения становились цена конечного продукта. Даже при максимальном “отехноложивании” и снижении трудоёмкости механической обработки, проблема стоимости и качества литых заготовок осталась нерешенной. Поэтому на сегодняшний день шансы реально потеснить иностранных поставщиков в сегменте дешёвой чугунной арматуры невелики.

Евгений Коптяев, “Армалит”

– Как я сказал ранее, с учетом 719-го и связанных с ним постановлений правительства, для нашего рынка и судов, в том числе строящихся и по иностранным проектам, шансы потеснить зарубежные компании, безусловно, есть. Однако, прежде всего, речь идет о локализации и только потом, при необходимости, о полном освоении и выпуске продукции в полном объеме на собственном производстве. Поставки на иностранные проекты, строящиеся за рубежом, пусть и для отечественных заказчиков, полагаю, будут экономически не целесообразны.

Какие новинки вашей компании заслуживают особого внимания?

Евгений Коптяев, “Армалит”

– Прежде всего, уже упомянутые мной и продемонстрированные нашим предприятием на Международном военно-морском салоне 2021 года новые интеллектуальные электроприводы третьего поколения (“Корабел”, кстати, уже писал об этом).
Элементы системы воздуха высокого давления (ВВД 400) / Фото: АО “ЦТСС”
Елена Куличкова, КБ “Армас”

– Программой инновационного развития АО “ЦТСС” определены важнейшие направления инновационного развития, в том числе разработка и внедрения новых технологий, изделий и услуг, соответствующих мировому уровню и способствующих инновационному развитию всей отрасли. Обладая большим опытом и развивая цифровые векторы, мы получаем очень интересные результаты научных исследований в направлениях улучшения эксплуатационных характеристик арматуры, снижения уровней вибрации и шума, увеличения диапазона и точности регулирования, применения новых материалов и технологий. 

Большая часть наших инновационных разработок уже включена в ведомости и спецификации объектов военной и гражданской морской техники. Сейчас в разработке погружная арматура на сверхвысокие давления, модульные стойки и шкафы с пневматическими распределителями, редукционная арматура для систем воздуха низкого, среднего и высокого давления. 

В АО “ЦТСС” активно развивается направление экспертиз и экспертных исследований трубопроводной арматуры: распоряжением правительства от 12.04.2020 года № 994-р АО “ЦТСС” определено российской научной организацией, имеющей право давать заключения, подтверждающие возможность производства на основе технологий, признаваемых современными технологиями, а также содержащие описание требований к таким технологиям и (или) основным техническим характеристикам этой промышленной продукции (код ОКПД 2 – 28.14 – в части судостроительной промышленности). 

Для обеспечения соответствия современным требованиям мы уже несколько лет занимаемся вопросом актуализации фонда нормативной документации (НД) по судовой трубопроводной арматуре. В рамках решения этого вопроса планируется выполнение работ по оценке соответствия НД современному научно-техническому уровню, требованиям технических регламентов и международных норм, а также работы по пересмотру, изменению, разработке и отмене документов по стандартизации, их актуализации с учетом требований каталогизации. В соответствии с программой актуализации осуществляется подготовка предложений в программу разработки национальных стандартов на 2022 год в области объектов стандартизации в части судовой трубопроводной арматуры.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости