По словам министра экономического развития и промышленности Архангельской области Евгении Шелюк, Поморье является одним из лидеров отрасли судостроения, в том числе в сфере гражданского судоремонта.
"С 2020 года компании региона, занимающиеся гражданским судоремонтом, утроили объемы производства. Вдвое выросли выручка и заработная плата сотрудников предприятий, а налоговые поступления увеличились почти втрое", — отметила Евгения Шелюк.
Сегодня судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области объединяет 89 участников различных направлений судостроения, судоремонта и морской отрасли, из них 78 — это коммерческие предприятия.
По мнению директора Ассоциации "Судостроительный кластер Архангельской области" Сергей Смирнов, именно коммерческому судоремонту предстоит стать важной составляющей функционирования транспортной системы Российской Арктики.
Он рассказал, что в России работают около 150 судоремонтных предприятий, ключевые из них находятся в Архангельской и Мурманской областях. Кроме того, на рынке присутствуют компании Санкт-Петербурга, Калининградской и Ленинградской областей. В этих регионах в общей сложности только порядка 18 судоподъемных средств могут быть использованы для ремонта и технического обслуживания арктического флота. Их грузоподъемность составляет от 860 до 35 600 тонн. Сергей Смирнов внес предложение о необходимости разработки на государственном уровне целевых мер поддержки развития отечественного арктического судоремонта, в том числе в части строительства новых судоподъемных устройств на судоремонтных заводах, расположенных в Арктической зоне РФ.
В ходе двухчасовой судоремонтной сессии участники форума детально обсудили пути развития ремонтно-эксплуатационной базы флота в Арктике, а также вопросы модернизации и переоборудования судов, строительства доков с целью снижения очереди на ремонт, внедрения новых, в том числе импортозамещающих, технологий для судостроительной промышленности. Опытом проектирования плавучих доков с участниками форума поделился руководитель проектов ЦКМБ "Алмаз" Объединенной судостроительной корпорации Александр Рогачев.
Он рассказал, что благодаря внедрению цифровых технологий удалось ускорить процесс проектирования плавучих доков, а также повысить качество этой работы. Главный акцент при проектировании плавучих доков делается на использовании отечественного оборудования.
Подводя итоги конференции, генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин подчеркнул значимость состоявшегося диалога в целях становления арктического отечественного судоремонта и дальнейшего развития Северного морского пути, сообщает министерство экономического развития и промышленности Архангельской области.