Экспредиция продлится около двух месяцев, за которые судно преодолеет около 9 тыс. километров преимущественно по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Организатором выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

Экспедиция стартует в середине августа из порта Мурманска. Ротация будет выполняться по комбинированной схеме, с привлечением вертолетов. Помимо снабжения станции и ротации экспедиционного состава и экипажа судна, планом предусмотрена передислокация НЭС "Северный полюс" и повторное развертывание ледового лагеря. Аналогичная операция проводилась в августе 2023 года, в период работы дрейфующей станции "Северный полюс-41".
Руководит экспедицией заместитель начальника высокоширотной арктической экспедиции Кирилл Фильчук — опытный полярник, в течение 20 месяцев успешно управлявший работой дрейфующей станции СП-41. Именно эта экспедиция стала первым проектом нового формата, реализованным при поддержке уникального научно-экспедиционного судна — ледостойкой платформы "Северный полюс".
По маршруту следования НЭС "Академик Трешников" дополнительно посетит остров Большевик архипелага Северная Земля – на научно-исследовательский стационар "Ледовая база Мыс Баранова" будут доставлены снабжение и смена научного состава.
"Прошло десять месяцев с момента старта дрейфа — это примерно половина полного цикла экспедиции. За этот период станция преодолела 2600 километров. С начала марта станция продвигалось преимущественно на северо-восток в районе северной периферии поднятия Менделеева. В первых числах апреля СП-42 пересекла 85-й градус северной широты и затем вошла в Западное полушарие. В научном плане траектория дрейфа очень интересна, ученые оказались в районах, в которые крайне редко попадали наши экспедиции. Это представляет огромный научный интерес и ценность. Однако местоположение станции серьезно осложняет для нас логистику и транспортные операции", — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Регулярное обеспечение дрейфующих экспедиций — залог успеха программы комплексных научных исследований в центральной части Арктики. Своевременная ротация полярников, доставка снабжения и научного оборудования — необходимые условия эффективной работы долгосрочных экспедиций. В настоящее время специалисты ААНИИ прорабатывают возможность развития транспортно-логистической схемы снабжения экспедиций "Северный полюс" с опорой на авиационную поддержку и взлетно-посадочную площадку на НИС "Ледовая база Мыс Баранова".
"Для логистической поддержки дрейфующих станций планируется создание в приполюсном районе сезонной ледовой базы, позволяющей упростить авиасообщение с ледостойкой платформой "Северный полюс". Площадка будет функционировать на протяжении нескольких месяцев, станет одновременно топливным терминалом и дополнительной научно-исследовательской платформой для проведения синхронных экспериментов во взаимодействии с научными группами на ЛСП. Проект будет запущен весной 2026 года силами Арктического и антарктического научно-исследовательского института", — уточнил Александр Макаров.
Дрейфующая экспедиция "Северный полюс-42" начала свою работу 30 сентября 2024 года. Экспедиция дрейфует при поддержке уникального научно-экспедиционного судна — ледостойкой платформы "Северный полюс". На борту судна работает 32 ученых и 16 человек экипажа. Организатором экспедиции выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Исследования дрейфующей станции "Северный полюс-42" проводятся по семи научным направлениям: атмосфера, морской лед, океанография, геохимия (химический анализ проб вод, льда, донных осадков и атмосферы), гидробиология (изучение флоры и фауны), геология морского дна и геофизика (изучение ионосферы). Восьмое направление — прикладные исследование прочностных характеристик ледостойкой платформы в условиях переменных нагрузок, создаваемых льдом.