Флот: SHTANDART
Проекты: PV300, PV300VD, RSD49, RST54
- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 15875 раз   |
В рамках круглых столов и панельных сессий, где проходили обсуждения насущных проблем ВВП России и их возможные решения, было много интересных докладов и выступлений. Специалисты обменивались мнением о речных перевозках, о работе портов, о реках как о драйверах социального развития.
Однако мы хотели бы остановиться на тезисах и цифрах доклада "Пассажирские и грузовые суда речного транспорта в XXI веке", с которым на форуме выступил генеральный директор "Морского инженерного бюро", доктор технических наук Геннадий Егоров. 

Речь пойдет преимущественно об отечественном судостроении последних 18 лет, а конкретно - о речных грузовых и пассажирских судах проектов "Морского инженерного бюро", строящихся и уже построенных на российских верфях.

О грузовом речном транспорте

Согласно докладу, с 2000 по 2018 год было построено 353 грузовых судна смешанного, внутреннего и морского ограниченного района плавания. Из них: 210 танкеров и комбинированных судов и 143 сухогруза.
 
"Морское Инженерное Бюро", ООО
 
Сегодня еще 42 судна находятся в постройке. Это 31 сухогруз и 11 танкеров.
 
В процентном соотношении танкера составили 60% от общего количества построенных и 26% от находящихся в постройке. Сухогрузы же 40% и 74% соответственно.
 
Отсюда следует вывод, что очевидно первоначальное заметное доминирование в судостроении нефтеналивных судов, химовозов и комбинированных судов до 2017 года и изменение вектора интереса в сторону сухогрузных судов примерно с 2016 года.

Стоит подчеркнуть, что из этого числа российские верфи обеспечили поставку 244 судов (+ 36 находятся на разных стадиях постройки). Это означает, что суда этого типа, в отличие от исключительно морских, действительно строились (70%) и строятся (86%) на отечественных судостроительных заводах.
 
"Морское Инженерное Бюро", ООО

Что в в случае с другими странами? В Турции было построено 51 судно (14%) + 2 строятся, в Китае - 42 (12%) +1 в постройке, в Украине - 14 (4%) + 1 строится. 
 
"Морское Инженерное Бюро", ООО

По мнению Егорова, интерес до 2016 года к танкерам был обусловлен заметно более высокой рентабельностью и наличием больших объемов нефтепродуктов на перевозку. Поэтому "Волго-Дон максы" среди новых танкеров составили 161 судно (77%), а среди сухогрузов - только 40%. Постройка новых танкеров на замену старых "Волгонефтей" будет оправдана к 2022 году.
 
"Морское Инженерное Бюро", ООО

Что касается строящихся сухогрузов, то уже 68% из них - это "максы". По сути, это отразило рост ставок на перевозку сухих грузов. Причем главными драйверами роста являются зерно и щебень.
 
Не уходя далеко от темы танкеров, стоит подчеркнуть, что сегодня особенно заметна в отрасли массовая постройка "сверхполных" танкеров смешанного река-море плавания проекта RST27 и созданных на их базе комбинированных судов (танкеров-площадок) проекта RST54, танкеров-химовозов проектов RST27M и RST12C. В докладе Егорова подчеркивается, что с 2012 года  54 судна этих проектов были переданы заказчикам. Такие темпы и серийность были характерны для лучших периодов советского судостроения.
 
Судно проекта RST27 , танкер"RINA" / "Красное Сормово" Завод", ОАО

Изменение цен на фрахт на сухогрузном рынке заставила судовладельцев использовать все возможные способы увеличения доходности от работы флота. При этом особое место отвели негабаритным грузам. Именно такие грузы, появление которых на рынке происходит сугубо по своим законам, заметно улучшают экономические показатели современных сухогрузов, таких как, к примеру, теплоходов серий "Каспиан Экспресс" проекта 003RSD04 с одним трюмом длиной 59 метров и "Нева-Лидер" проекта RSD49 со вторым трюмом  из трех длиной 52 метра.
 
Для наглядности, семь многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD49 типа "Нева-Лидер" Северо-Западного пароходства с конца 2012 года выполнили 14 рейсов с негабаритным оборудованием, а в период с января по сентябрь 2014 года - 7 отправок оборудования из портов Южной и Северной Европы на Каспий, Поволжье, Санкт-Петербург.

Помимо этого, генеральный директор "Морского инженерного бюро" в своем выступлении подчеркнул, что для перевозки сухих грузов, опасных сухим смещением, например, зерновых, на RSD59 применяется всего лишь одна съемная переборка. Местоположение этого устройства было определено моделированием загрузок зерном, с целью минимизации количества переборок (на других судах такого типа требуются, как правило, не одна, а две съемные переборки) и уменьшением прогиба с выполнением требований по остойчивости при перевозке зерна.
 
Сухогруз проекта RSD49 "Пола Севастиана" / "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО

Сопоставление технико-эксплуатационных характеристик проекта RSD49 с соответствующими характеристиками судов класса "Волго-Дон Макс" показывает, что новый коцепт по энергозатратам на единицу транспортной производительности лучше, чем проекты RSD49 и 006RSD05, которые выполнены на основе обводов "Армад", и заметно лучше, чем сухогрузные суда типа "Волга" и "Русич".
 
Если к этому добавить и существенный рост абсолютного значения дедвейта (и с ним коэффициента утилизации дедвейта по водоизмещению) причем как на полной осадке, так, что еще более весомо, в реке (прибавка от 800 тонн в сравнении с "Невой-Лидером" и до 1495 тонн в сравнении с "Волгой"), при примерно одинаковой массе порожнем и пакете оборудования, то преимущество нового концепта RSD59 типа "Пола Макария" становится подавляющим.
 
В некоторых случаях, например, для массовых перевозок серы из Бузана Геннадий Егоров рекомендовал возобновление строительства серии сухогрузных судов проекта RSD44, но уже с двигателями, которые работают на СПГ и при условии устройства бункер-станций СПГ в Ростове и в Астрахани.
 
Общее расположение сухогрузного судна проекта RSD44 на СПГ / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Помимо этого, глава МИБ представил составные суда смешанного река-море плавания в виде модифицированного сухогруза-толкача RSD59 с толкаемой баржей общим дедвейтом от 10 000 до 14 000 тонн, со сцепом морского типа, работающим на волнении до 6-7 м, как суда, существенно меняющие экономику перевозок зерна на рейдовые комплексы.

За счет незначительного снижения скорости, подобное судно при сохранении экипажа и двигателей обычного RSD59, сможет перевезти на рейд Кавказа в два раза больше груза.
 
Общее расположение сухогрузного судна проекта RSD59. Вариант с использованием газового топлива / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Наконец, удачное сочетание грузоподъемности (6000 тонн) и малой осадки (2,75 м) новых нефтеналивных барж проекта ROB20, позволило предложить их сухогрузный (трюмный) вариант в виде барж проекта RDB20 с сохранением указанных основных характеристик.
 
Погрузка зерна на танкер проекта RST25 / "Морское Инженерное Бюро", ООО
Погрузка зерна на танкер проекта RST25 / "Морское Инженерное Бюро", ООО

В выступлении генеральный директор "Морского инженерного бюро" рассказал об успешном эксперименте Московского речного пароходства и МИБ по погрузке-выгрузке зерна на танкер проекта RST25, который позволил проверить предлагаемые технические решения компаний по перевозке зерна на танкерах без изменения их основного назначения.
 
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25 / "Морское Инженерное Бюро", ООО
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25 / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Часть по теме грузовых речных судов докладчик завершил прогнозом. Для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на ВВП России и прибрежных перевозок в Азово-Черноморском бассейне потребуется построить около 130-140 новых сухогрузов "Волго-Дон макс" и других классов (проекты RSD49, RSD44, RSD59, RSD62, RSD79, RSD32M), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей.

О пассажирских судах
 
Важным моментом в выступлении Егорова стала тема отечественного пассажирского судостроения. По мнению докладчика, в России приступили к реальному строительству круизных судов смешанного река-море плавания и речных.
 
Наглядными примерами могут служить первое судно "Штандарт" проекта PV09 (оператор Мостурфлот), которое уже сдано, а также суда проектов PV300VD для Мостурфлота, рассчитанный на 310 пассажиров, и PV300 для "Водохода", рассчитанный на 342 пассажира, строятся. 
 
Круизный лайнер проекта PV300VD / Корабел.ру

Напомним, что 31 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось крещение первого построенного в XXI веке круизного пассажирского судна смешанного река-море плавания "Штандарт" проекта PV09.
 
Круизное судно смешанного река-море плавания проекта PV09 стало прототипом для концепта PV300VD. Это, по сути, начало той "линейки" круизных теплоходов, к постройке которых приступили СЗ "Лотос" и завод "Красное Сормово".

По мнению Геннадия Егорова, новые концепты - это не только новые теплоходы, но и новый туристический продукт. Например, перспективный каспийский круиз привлекает как граждан прикаспийских стран, так и туристов из США, Австралии, Европы и Китая.
 
Материалы по теме:
Как идет строительство круизного лайнера в Астраханской области (репортаж с хода строительства круизного лайнера проекта PV300VD)
Наш танкер в топ-50 лучших судов мира! За что? (статья о танкере проекта RST27M)

Второй одесский герой - сухогрузное судно проекта RSD49 (статья о проекте RSD49)
Обновление отечественного флота. Суда проекта RST27 (статья о судах проекта RST27)
А Баба-Яга все ворчит и ворчит (размышления о современном флоте).
Сводная статистика по новым грузовым судам
Диаграмма постройки на российский судостроительных
Сводная статистика по новым грузовым судам
Погрузка зерна на танкер проекта RST2
Сводная статистика по новым грузовым судам
Погрузка зерна на танкер проекта RST2
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25
Диаграмма постройки на российских судостроительных
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25
Общее расположение сухогрузного судна проекта RSD5
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25
Выгрузка зерна из танкера проекта RST25
Общее расположение сухогрузного судна проекта RSD5
Речной флот XXI века. Как обстоят дела с грузовыми
Сухогруз проекта RSD49
Судно проекта RST27 , танкер
Круизный лайнер проекта PV300VD
Общее расположение сухогрузного судна проекта RSD4
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью
"Завод "Красное Сормово", ПАО
Россия, Нижний Новгород+7(831)229-61-27, +7(831)229-61-05
"Судостроительный завод Лотос", АО Россия, Нариманов+7(8512)29-00-34
"Морское Инженерное Бюро", ООО Украина, Одесса+38(0482)347-928, +38(0482)748-06-96, +38(0482)714-92-72
"Московский туристический флот", ОАО Россия, Долгопрудный+7 (495) 221-72-22

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 15.11.2018, 18:05Егоров как всегда на высоте и правильный анализ развития нашего река море флота он видел и видит , делает оптимальные проекты для наших районов работы и берет лучшие наработки по системам  копирует это на свои проекты и все работает.единственное с чем не согласен .так это с массовым использование винто-рулевых колонок , если перекроют доступ к зап.частям из-за санкций -все суда встанут .

Предыдущая новость