Об этом мы попросили рассказать руководителя компании «Dalian Jointtop Ship Trading Co», Ltd Li Zhanying.
1. Процентное соотношение государственных и частных компаний;
В течении многих лет в Китае государственные судостроительные компании занимали абсолютно превалировали в строительстве судов. Начиная с 2002 года, частные инвестиции бурно потекли в судостроительную промышленность, за очень короткое время основаны многие частные судостроительные компании. В июне 2007 года Clarkson Research Studies опубликовал рейтинг 50 международных ведущих по объему заказов судостроительных компаний, в который включены 19 китайских, среди них 5 частных — машиностроительная «Жуншэн» (19-е место), судостроительная «Неоэпоха» (20-е место), судостроительная «Неовек» (29-е место), судостроительная «Неоянцзы» (30-е место) (все они расположены в провинции Цзянсу), судостроительная «Золотая гавань» (45-е место) (в провинции Чжэцзян). Частные судостроительные компании основываются тремя путями:
1. Приватизация государственных предприятий. Судостроительная компания «Неовек» создана на основе приватизации государственной судоверфи «Цзинцзян»;
2. Совместные инвестиции. Судостроительная компания «Неоэпоха» образована на совместном капитале корпорации «Неовек» с сингапурскими инвесторами; 3. Частные инвестиции. Машиностроительная «Жуншэн» создана на частном капитале шанхайской инвестиционной корпорации «Сонечный луч». По данным статистики, на конец октября 2008 года объем заказов у китайских судостроительных компаний составляет 210 млн. тонн дедвейта, в том числе у государственных компаний 110 млн. тонн, у частных 100 млн. тонн.
В статье «Новая тенденция частных судостроительных компаний» (Гаошэн, журнал «China Business Focus», 2008 г., вып. 6) показаны схемы и таблицы распределения заказов на предприятиях:
Схема 1: Количество частных компаний, входящие в список первых 10, 20 и 30 мест в китайской судостроительной промышленности (2002−2006 гг.)
Ведущая пятерка частных судостроительных компаний в рейтинге всех китайских судостроительных компаний по объему выполнелных работ в 2006 году выглядит так:
- судостроительная компания «Неовек» (5-е место);
- судостроительная компания «Неоянцзы» (9-е место);
- судостроительная компания «Океан» (15-е место);
- судостроительная компания «Парус» (16-е место);
- судостроительная компания «Восток» (17-е место).
Источник вышепредставленных данных — «ежегодник китайской судопромышленности (2002−2007 гг.)»
Представленный анализ зарубежных заказов первых 5 частных и государственных судостроительных компаний (2006 г.):
| Частные компания | Экспорт/выпоненный объем (дедвейт) | Процент экспорта |
| «Неовек» | 988,360/988,360 | 100% |
| «Неоянцзы» | 350,905/350,905 | 100% |
| «Океан» | 153,280/153,280 | 100% |
| «Парус» | 139,900/139,900 | 100% |
| «Восток» | 53,800/133,600 | 40.27% |
| Государственные компания | Экспорт/выпоненный объем (дедвейт) | Процент экспорта |
| «Вайгаоцяо» | 3,115,000/3,115,000 | 100% |
| «Даляньская судостроительная промышленность» | 1,217,900/1,968,900 | 61.86% |
| «Худун-Китай» | 1,136,800/1,158,599 | 98.12% |
| «COSCO KHI» | 1,032,099/1,136,800 | 90.79% |
| «Цзяннань» | 634,300/634,300 | 100% |
Источник данных — «ежегодник китайской судопромышленности (2007 г.)»
Схема 2: Распределение новых заказов по типам судов
Источник данных — «Китаский морской флот» (2007 г., вып. 12)
2. Орган государственного регулирования судостроения в Китае, есть или нет, если есть — какова его структура и обязанности;
Органами государственного регулирования судостроения в Китае считаются Министерство промышленности и информационной технологии, Комитет по развитию и реформе, непосредственно подчиняющий Госсовету, Служба по науке, технологии и оборонной промышленности, непосредственно подчиняющий Министерству промышленности и информационной технологии (Она преобразована из Комитета по науке, технологии и оборонной промышленности, который подчинялся Госсовету и был упразднен в 2008 г. )
3. Есть ли государственные меры стимулирования судостроения?
4-го июня 2009 г. Министерство промышленности и информационной технологии опубликовало «программу регулирования и развития судостроительной промышленности», в которой установлены:
Цели развития: 1) обеспечение устойчивого прироста производства судов; 2) постоянное увеличение рыночной доли; 3) повышение мощности комплектации; 4) улучшение структуры индустрии; 5) повышение уровня исследований и проектирования; 6) улучшение качества развития.
Основные задачи: 1) стимулирование производства предприятий в судопромышленной отрасли; 2) увеличение запросов судостроительного рынка; 3) развитие инфраструктуры оффшорного инженеринга; 4) оказание содействие закупке и реорганизации предприятий; 5) повышение способностей к самоинновациям; 6) стимулирование технологической модернизации предприятий; 7) активное развитие судоремонтной деятельности; 8) развитие международного рынка; 9) укрепление управления предприятиями.
Политические меры:
1) расширение поддержки финансирования и кредитования производственного хозяйствования;
2) расширение кредитования заказчиков при выполнении заказов на экспорт (т.е. китайские банки предоставляют иностранным заказчикам больше кредитов);
3) поощрение покупки брошенного судна;
4) увеличение отечественных запросов — в девятом пятилетнем плане (1996−2000) в целях стимулирования судостроительной промышленности выдвинута политика (срок действия был с 1-го декабря 1999 г. по 31-го декабря 2005 г., теперь продлен по 2012 г.). При выполнения заказов для китайских компаний COSCO, CS, SINOTRANS на строительство судов международного плавания, после сдачи и обложения НДС, государство из бюджетов предоставляют исполнителям субсидии в размере 17% от общей стоимости без НДС;
5) ускорение темпов списания старых судов и однокорпусных танкеров;
6) серьезное ограничение новой производственной мощности:























