реклама
Морской бизнес за рубежом
Морской бизнес за рубежом
В этом тематическом блоге мы будем публиковать различные материалы посвященные судостроению в различных странах мира.

Как мы ремонтируемся в Китае

25 10192 4 мин
В настоящее время много говорится о китайском судостроении. Однако достоверной информации о нем, по крайней мере, в европейской части России, очень мало. Поэтому мы попросили поделиться впечатлениями об уровне судостроения и судоремонта в Китае ОЛЕГА БОРИСОВИЧА СУРМИНА, инженера-механика, работающего в судостроении и судоремонте почти 30 лет и находящегося около года в командировке на одной из китайских верфей.

Находимся мы на судоверфи Tianjin Xingang Shipyard (район Tanggu). Форма собственности – государственная. Работающих, где-то 8000 человек (со слов нашего переводчика). Спусковых устройств 2. Имеются 2 сухих дока и 1 плавучий.
Судоверфь строит суда, примерно по 8...10 судов в год, водоизмещением около 30 тыс. тонн и имеет судоремонтное отделение. Металлоконструкции и корпуса варят, на мой взгляд, механика, на 3 балла. Технологий никаких нет. Технологов в цехах нет. Рабочих набирают с полей (кто до этого рис выращивал), ставят для начала на судоремонтный заказ, заказчик их обучает, если толковый китаец попался, то следующая ступенька карьеры - судостроение.
Уровень знаний специалистов, с кем я общался, плохой. Образование китайцы получают в основном в Китае, но и в других странах, в частности России и Украине. Кто получил образование в Китае, тех направляют на стажировку в другие страны (в Россию и в Украину тоже). Очень многие проходили стажировку в России и Украине. Кто стажировался в других странах, тот говорит на английском языке.
В техническом отделе (здесь, я очень хорошо изучил) сидят малограмотные "инженеры". Стандарты китайские (у СССР взяты), есть (общемашиностроительные), а судостроительных нет. Строят суда блоками. Комплектующее оборудование и детали закупают на других заводах, а на судоверфи только собирают (конструктор "ЛЕГО"). Чертежи (очень подробные) предоставляет заказчик судна. И как «нарисовано» в чертеже, так китайцы и сделают (ни вправо, ни влево). Всё дело в том, что китайцы очень исполнительный народ. Перед поездкой сюда, мне Андрей Иванович Мирончук, который здесь был до меня, рассказывал такой случай, чему он был свидетель. При дефектации якорного устройства (фрикционные стопора якорной цепи), винт зажима цепи (резьба правая и левая) был согнут. Надо выточить новый винт. Стармех поленился и не сделал эскиза, а отдал китайцу, со словами сделать по образцу. Китайцы и сделали по образцу (как полагается, выточили новый винт и согнули). Так что, вот так.
Но, как известно: "Судостроение - это ремесло, а судоремонт - это исскуство!". Поэтому с нашим заказом они очень сильно влипли. Ведь у нас на пароходе и ремонт, и судостроение (Речной Регистр - использование старого судна при постройке нового). Подробных рабочих чертежей нет, есть только технический проект.
Зарплаты у ведущих специалистов, где-то в пределах 1000...2000USD. У рядовых, не более 1000USD.
На судоверфи, где я нахожусь, река не замерзает зимой. Судоходство круглый год. На этом предприятии, производятся только то, что у нас называется работы верфи. Все комплектующие (по корпусной, механической и т.д. частям), закупаются (как у нас МЗК, межзаводская кооперация). Металл для корпуса поставляется уже обработанный, т.е. прошедший первичную обработку и грунтованный. Резку и гибку металла они делают на месте, то есть на судоверфи.
Трубопроводный участок работает так. Даны чертежи труб с номерами. Рабочие в цеху по этим чертежам изготавливают (режут, гнут, приваривают фланцы, штуцера, патрубки и т.д.) и маркируют трубы. После этого, всё идёт на монтаж в блоки и секции. Эти работы выполняют не высококвалифицированные рабочие. Более и или менее высокая квалификация у сварщиков. В цехах собирают блоки и секции, потом вывозят из цехов, и на открытом месте монтируют, после чего производят насыщение (оборудование, трубопроводы, воздуховоды и т.д.) и красят. Забойных участков труб и воздуховодов нет (видимо чертежи точно сделаны).
По работе отдела судоремонта, (где мы и ремонтируемся и строимся) скажу, что технологов (главная единица в правильном и качественном ремонте и строительстве) нет. Рабочие производят ремонт и строительство, как кому вздумается. Технической политики нет. ОТК работает так - как судовладелец скажет, так и будет. Пытался наладить работу по приёмке выполненных работ, как полагается, поработали месяца два в таком режиме и бросили. Опять же, ОТК само по себе, рабочие сами по себе. Вот и у нас в России уже такое же происходит (ведь строительством и ремонтом начали заниматься все кому не лень, и в основном дилетанты).
На верфи есть и 2-ой технический отдел (который и занимается судостроением), я просил познакомить меня со специалистами этого отдела, но они, улыбаясь, ушли от этой просьбы. Видно, как и у рабочих существует (такая же система) обучение ИТР. Чертежи (рабочие очень подробные) по строительству судов предоставляет заказчик. Завод только подбирает (если проектант ссылается на китайское оборудование) оборудование.
Так как мне пришлось за свою жизнь поработать цеховым технологом и конструктором, в судоремонте и в судостроении, то могу утверждать, что на этой судоверфи, (то есть самостоятельно) качественного строительства, а уж тем более ремонта не будет. Про другие судоверфи не знаю. При этом обращаю внимание, что всё то, что я писал отрицательного, касается отдела судоремонта. Ведь нашим пароходом занимается именно этот отдел.
Предположительный вывод из увиденного: технологию строительства, китайцы выбрали и как-то освоили, а вот ремонта ещё не получается.


Мы прекрасно понимаем, что этот рассказ не дает полного представления о китайском судостроении, это всего лишь взгляд одного специалиста на одну верфь, не более того. Ведь у нас тоже есть разные предприятия – есть СМП и есть РЭБ в Пиндушах Медвежегорского района Республики Карелия, отрасль вроде одна, а «дистанция между ними огромного размера». Поэтому просим всех, кто имеет свое представление о китайском судостроении, рассказать то, что они о нем знают.
Вместе с тем, имеется и информация к размышлению – может кто-то подскажет, есть ли у нас верфь, которая строит в год 8 – 10 судов, водоизмещением по 30 тыс. тонн? Мы таких не знаем, хотя и инженеров у нас готовят, да и рабочие не с рисовых полей набраны, а годами обучались в техникумах и ПТУ.




Комментарии   25.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Алексей, 28.02.2008, 10:12Молодцы! Если бы у нас в советское время при такой численности работающих строили такую программу директору дали бы героя, а прочих завалии бы орденами и званиями. К сожалению приходится только мечтать.
-0+
#Игорь, 28.02.2008, 13:22Мне кажется, что задача специалиста, который писал эту стаью, сводилась к тому, чтобы облить грязью китайский судоремонт. Конечно, у китайцев на этом поприще ещё всё далеко от совершенства. однако цена, которую они предлагают за такого рода услуги, покрывает любые огрехи. Китайцы заняли пустующую нишу низкой цены, они нашли своё место! А нашли ли мы своё место, при полном развале судоремонта? Качество у нас уже далеко не отличное, но цены на судоремонт в России пугают даже тех людей, кто не особенно считает деньги.
-0+
#Владимир, 28.02.2008, 13:32+1 к оратору номер 2. Состояние судостроительных и судоремонтных предприятий бывшего союза настолько обморочно, что Китайцы могут спокойно давать нам фору. Тем более с нашими ценами. Честно работать еще не научились. Откаты кругом. От того и цены высокие. От того все больше заказчиков отдает предпочтение китайцам.
-0+
#Николай Ивакин, 28.02.2008, 14:31Игорю. Мне кажется Вы неправильно поняли автора.
Во-первых, он никого грязью не поливал, а описал то, что ежедневно видит. По-моему это очень похоже на период индустриализации в нашей стране - оборудование закупили, инженеров пригласили и начали работать. При этом автор достаточно уважительно отзывается о китайских коллегах - исполнительные, аккуратные, трудолюбивые, кое-кто даже выученый. Во-вторых, снобизма, по поводу состояния нашего отечественного судоремонта, я у него тоже не увидел. И третье, человек поделился своим видением ситуации - разве это плохо? Что лучше сидеть и ничего не знать? Спасибо ему надо сказать.
-0+
#Никита Грошин, 28.02.2008, 18:10Николай Николаевич, при всем уважении к Вам, как человеку который в судостроении не последнюю роль занимает, надо все же отметить некоторую предвзятость автора статьи.
Например: "Строят суда блоками. Комплектующее оборудование и детали закупают на других заводах, а на судоверфи только собирают (конструктор "ЛЕГО")." это описывается как я понял консольная сборка судовых конструкция , которая широко применяется во всем мире, и в России в частности, более того в рамках дисциплины "Технология Судоремонта"  преподаватель давал  нам этот метод как прогрессивный.
-0+
#Николай Ивакин, 29.02.2008, 09:11Никита, а разве автором сказано, что это плохо, он просто констатировал то, что есть. Понимающий в судостроении, знает, что блочный метод строительства судов - это хорошо. Именно поэтому они в год строят столько, сколько на том же Адмирале за пятилетку.
-0+
#Grossfogel, 29.02.2008, 14:26Есть такая пословица - дайте только срок: будет Вам и белка, будет и свисток. Я думаю, что через год качество у китайцев будет эквивалентно рывку первой пятилетки - вот тогда понятие "российский судостроитель" уйдет в небытие - российский судоремонт будет исправлять и поправлять огрехи китайского судостроения. К сведению - китайцы уже скопировали СУ-27 и отказались от поставки 115 комплектов. На Ваших глазах происходит волшебное превращение отсталых рисоводов в передовых судостроителей - а вы дальше надувайтесь как жидовские жабы и метайте понты по поводу российских "судостроителей" (в больших кавычках).
-0+
#Специалист, 01.03.2008, 22:29ага а у нас есть .. Севмаш . проваливший все контракты, Амурский звод - с тем же результатом...
-0+
#Андрей Власов, 07.03.2008, 11:00Про Китай еще кто-нибудь может рассказать?
-0+
#Никита Грошин, 08.03.2008, 01:58На самом деле по моему расизм господина Гроссфогеля не красит этот сайт......Но дела не в этом....Я так понимаю что через осознание "Китайского Судоремнто-судостроительного чуда" мы все хотим попытаться осмыслить наше русское судостроителное фиаско последних 15 лет.Я как выпускник по судостроительной  специальности могу сказать -что при всем желании работать по специальности я не пойду.у меня просто нет  3-5 лет которые понадобятся мне что бы получить адекватную зарплату.В данный момент я , работая не по специальности , получаю почти в 6 раз больше чем получает молодой специалист на Балтийском заводе.делайте выводы.
ПС:объявление в деканате: Требуются на На Завод "N" выпускники  по  специальности СЭУ.Зарплата на испытательнй срок 4500, посде испытательного срока (3 мес) 9500.........Расценки вполне "китайские".
-0+
#Никита Грошин, 08.03.2008, 02:47мораль: вставляем спички в глаза и едем в китай ....Расклады те же а рис дешевле..
мораль 2: перестаем  задирать нос, засовываем расизм поглубже в Ж..... и начинаем учится.....на чужом опыте
Кстати на наши 300 флоту у китайцев есть 4000 лет эффективному судостроению........
мораль 3: у Tianjin Xingang Shipyard есть 3 слипа!!!!!!!один из которых может принимать суда длиной до 300 метров и детвейтом до 50 тыщь тонн - кто назовет в Росии судоремонтное  предприятие в способное " приниать" суда таких габоритов получит лично от меня ящик пива.=)))
кстати само предприятие было основанно в 1940-м году.
Показателен один из проектов выполненных этим предприятием.
аказчик - холдинг "Blue Wave Shipping". Проект RSD08, проектант - Морское Инженерное Бюро, г.Одесса.Класс Российского Речного Регистра - М-СП 3.5, который позволяет совершать международные рейсы по Черному, Средиземному, Балтийскому и ряду других морей, полностью покрывая т далее...
-0+
#Виталий, 11.03.2008, 10:57По поводу китайского судостроения не могу не соласиться, что действительно "часто и густо" набирают рабочих прямо с рисовых полей на производство. И причём не только на ремонт, но и на судостроение сразу, и разумеется, что без соответсвующей начальной кваоификации. Ну, а что им остаётся делать - заказы есть, желание работать есть, но, к их сожалению, достаточного количества квалифицированных рабочих мало(для справки - по имеющейся информации в Китае находится несколько сотен судостроительных верфей различного масштаба и на всех нужны люди).
А их старанию стоит позавидовать. И такими темпами они о догонят наш уровень и перегонят. А что на наших заводах сечас. Я сам с Украины. Средний возраст рабочего в Украине сейчас составляет 23-25 лет. И что? Почти всё судостроение развалено. Никто не хочет платить нормально, соответственно, никто не хочет работать(разве что наработать несколько лет опыта и за границу). И при всём при этом нам ещё и передовые технологии подавай. А там строят везде и по-разному - и на совершенном оборудовании, и без такового. И продают суда, и люди тянутся в судостроение. далее...
-0+
#Рыжов Владимир, 13.03.2008, 02:40Я отработал в тех.упре ФЕСКО порядка 15 лет, этот завод поднялся именно с ремонта судов пароходства, а сейчас и частные компании стоят в очереди. Завод считается приличным, т.к. Олег еще не был на заводах под Шанхаем, архипелаг Джоушань, которые имеют в наличии док и цеха с землянным полом- и там очередь, но это дело времени, и пол сделают, и станки поставят, и рядом еще два дока выкопают, а мы их только продаем, см. статистику в Приморье. Великий Китай- это наше будущее, особенно с вхождением России в ВТО. Рабочих у нас нет, возраст перевалили к пенсионному, молодежь гайки крутить не хочет- значит работать будут китайцы- без праздников, копаний огородов, запоев и т.д. В 2005 г. наша Компания "ПРБ" начала работать в Комсомольске на АСЗ с еще 22 компаниями- субподрядчиками со всей страны и Украины, заказов вал и военных и гражданских, такую рабочую силищу собрали и потенциал!!! Результат- отказ Заказчиков от начатых судов, срыв сроков, штрафные санкции, неплатежи, все специалисты в разные стороны , уже больше года завод завалили арбитражными исками и встал "мертвый"!  И это с нашим опытом судостроения с советских времен- ведь причина совсем в другом. А зато в Китае- очередь и судовладелец туда пойдет, ему нужны сроки, качество  контролируют суперинтенданты, несмотря на таможенные препоны- флаг сменит, но пойдет, судно работать должно, а не стоять месяцами с накрученной стоимостью. Поэтому мы открыли представительство компании в Даляне, где работают наши инженеры, дизелисты, технологи совместно с китайскими партнерами. Это прекрасное сотрудничество, обеспечивающее гарантиии Заказчику на Дальнем Востоке и помощь, не надувательство- в Китае. Подробно на сайте: далее...
-0+
#olegsurmin, 13.03.2008, 10:31В некоторых вопросах со специалистами работающих или работавших здесь, я полностью согласен. Всем сразу отвечаю. А там разбирайтесь сами. Руссофобом я никогда не был. Китайцев уважаю за их трудолюбие и стремление обучаться и ещё за то, что если есть "возможность в работе сделать фуфло", они сделают, как и во всём мире. Далее. Проект RSD08, который здесь упомянается, веду я, и до завершения ещё очень далеко. Вышла промашка у оппонента. Нормативная база (ГОСТы) наша российская, отвечает международным требованиям. Возьмите и почитайте. У нас расхождения в понимании стандартов не стоит. Вопрос стоит в том, что как правильно ремонтировать и строить.  Что я и пишу, строить китайцы научились по чужим чертежам, а сами ещё полностью разрабатывать с нуля могут, но очень плохо. Самое главное они поставили судостроение на поток. Как я написал на судоверфи, только ведут сборку. Комлектуюшие закупается на других заводах. Как у нас, но у них это получило дальнейшее развитие. И это правильно далее...
-0+
#olegsurmin, 13.03.2008, 10:42Поправка. Расчёт параметров насадки гребног винта на конус гребного вала, далее по тексту.
-0+
#Специалист, 13.03.2008, 22:30Добавлю пару слов..
давайте не забывать, что судоремнт это на немалый процент ремонт оборудования... а значит поставки запчастей или нового оборудования .. причем именно в срок... иначе приется дальше стоять в доке и платить немеряно... ну и??? о чем мы вообще можем говорить, если никто не сможет сказать сколько времени вовремя заказаные и вовремя оьгрущенные в адрес судовладельца ( на СРЗ) оборудования проволяется на таможне?
неделю? месяц? гарантий никаких
твердо убежден , что пока не будет возможности получать как во всем мире  ЗИП и оборудование в адрес судна в режиме таможенного транзита  без проволочек  ничего не получится..
-0+
#olegsurmin, 14.03.2008, 08:55Рыжову Владимиру вопрос. Как с вами связаться в Даляне пока я ещё здесь в Китае. А то что вы пишите по поводу других заводов я согласен. Но наверное увижу. С уважением  Сурмин О.Б.
-0+
#Максим, 14.03.2008, 23:58http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/a/b/7/9/5/ab795636f98588b73f81b7d51440379f_full.jpg
 
чтото в этом есть =)
-0+
#Балёха Павел Степанович, 11.04.2008, 09:19Был я как раз здесь  (Тангу) на ремонте.Вспоминаю как эпопею.Всё так и есть.Кто не верит пусть попробует.Уверяю,запомнит на долго.
-0+
#Дмитрий, 06.05.2008, 17:11Интересные комментарии, особенно по поводу сроков и цены.  Лично я отказался от работы на судне после китайского ремонта, хотя проработал до этого на нем три года. Все хотят минимум убытков, но никто уже не думает о безопасности. И как обычно все сваливается на плечи экипажа. Для информации после докования и сдачи на класс, сроки которых уложили в 12 дней судно - контейнеровоз на 2700 теусов ушлов рейс, чтобы потом 21 день простоять в off hire в Сингапуре в ожидании. Компания попала на хорошии деньги + незапланированный ремонт. Вобщем сэкономили евро, а потеряли сотню. Может быть, это было исключение из правил, но зная отзывы моряков о китайских ремонтах - все-таки закономерность.
-0+
#TOC master, 14.05.2008, 16:35Да и танкера выходили после китайского ремонта без прокладок между фланцами грузовых трубопроводов. Так что представьте фонтаны груза под давлением, соответсвующее состояние экипажа и убытки от простоя.
-0+
#Рыжов Владимир, 19.05.2008, 02:08Ребята, хватит ужастики рассказывать. Ну как дети, поясните: как тогда судовая администрация принимала работу и подписывала премо- сдаточные Акты, которые потом идут в Исполнительную смету на оплату- без прокладок между фланцами и т.д.? Т.е. вообще не опрессовывали систему? О чем судачим? А за задержку срока ремонта завод несет штрафные санкции. Как контролировали работу и принимали, так после ремонта все исправляли. Просто в Китае кроме работы, соблазнов много. Любой спор должен быть в сравнении- сравните с ремонтом сейчас на российском заводе!
-0+
#Валера, 12.06.2008, 11:17Работаю на китайской верфи как представитель класса.
Занимаюсь новостроем. Статью писал не писатель конечно, но в принципе в ней все правда. Действительно довольно грустно все это выглядет.Правда не согласен, что китайцы исполнительные. Если у людей (на государственной верфи) зарплата не зависит от результата труда ,то какая может идти речь об исполнительности. Схемы подробные, но как сказано в статье людей для работы собирают с полей.Так что схемы они не читают (просто не умеют). Полное (или почти) отсутствие коммуникации между дизанерами, продакшн и кволити контролем.Соотношение менеджеров и рабочих (60\40).
И такая ситуация я думаю на 95% верфей. Но есть и хорошие верфи под корейским и японским менеджментом.Но их не более 5 из 200 . Единственное, что очень много денег вкладывается в верфи.Правда пока работать на них некому (ну это пока.) Стоимость новых судов в Китае не намного ниже чем в Корее (так как все оборудование закупается в Европе,Корее и японии).А если учесть что сроки строительства в 2-3 раза дольше корейских (при очень низком качестве) , то судовладельцу выгодней строить в Корее или Японии.Правда 2011 года свободных слотов там нет. далее...
-0+
#Oleg, 14.11.2008, 18:01Летом был на приёмке судна в г. Чонгсан, провинция Кванчжоу. Небольшой пароход типа саплаера. Построечная документация разработана в Сингапуре.
Понравилось производство трубопроводных работ-хорошо сварено и собрано. Хотя когда принимали топливо в первый раз в Гонконге опасения конечно были. Квалификация как у инженеров так и у рабочих низкая. Систему дистанционного замера так и не смогли довести до ума. Шару тоже гонят конкретную-красят только то, что видно и что можно достать не утруждаясь.  Также были на другой судоверьфи на экскурсии в самом Кванчжоу. Так там строят суда из аллюминия (может сплава) и уже стояли два парома для Турков. Как говорят-это две большие разницы. Видны и квалификация и культура производства. Трубы на этих паромах кстати были из медно-никелевого сплава. Так что видно, кто какие деньги готов заплатить за пароход, такое качество и получает. И как сказали сами китайцы, они обеспечаны заказами на постройку
на 5 лет вперёд, по крайней мере на той конкретной верьфи. Пока пароход новый особых проблем не было. далее...
-0+
#Ремез Григорий Анатольевич, 02.02.2009, 14:08вспоминаю свой ремонт в Новороссийском СРЗ с ужасом только отвернёшся поставят чугунную крыльчатку на насос забортной воды или гаек насыпят после ремонта в рейсе доделывали что говорить обидно наше судостроение на боку
Свежие новости
Железнодорожные перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока продолжают расти
11:05 / рыболовство