Как отметил глава Республики Саха (Якутия), морской порт Найба выполнит ряд стратегических задач, которые направлены на укрепление экономики Якутии и стабильное развитие потенциала всей Арктической зоны.
«Между морскими портами Сабетта и Певек нет круглогодичного глубоководного морского порта как для захода атомного, торгового, военного флота, так и способного принимать грузы и суда на отстой и ремонт. Новый порт Найба в Якутии заполнит критический пробел между этими портами. Его можно использовать не только для гражданских, но и для военных нужд — для базирования кораблей ВМФ и пограничной службы ФСБ», — отметил Айсен Николаев.
По его словам, морской порт Тикси в Якутии может быть востребован как базовый пункт управления инфраструктурой в восточной части Севморпути, обеспечивать надежность и безопасность судоходства. Развитие порта сыграет большую роль в обеспечении национальной безопасности и обороны, национальных интересов России в Арктике. Также он может стать опорной точкой в развитии Восточной Арктики и имеет потенциальный статус морского порта двойного назначения.
«Учитывая роль морского порта Тикси в развитии Севморпути, разрабатывается проект расширения его границ со строительством глубоководного морского порта в селе Найба. Также мы видим порт точкой роста для Якутии и драйвером для развития ряда смежных отраслей — промышленное освоение Арктической зоны РФ, развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализация крупных проектов, таких как Кючусский кластер и атомная станция малой мощности. Кроме того, сам проект несет важное социальное значение, поскольку он улучшит качество жизни местного населения. Он расширит экономические возможности республики и будет стимулировать интеграцию северных районов Якутии в общероссийскую экономику», — подчеркнул глава республики.
В долгосрочном плане комплексного развития агломерации Тикси — Найба общий объем финансирования всех мероприятий оценивается более чем в 34,7 млрд рублей. Туда вошло также обустройство до 2031 года автозимника продленного действия. Ожидается, что «Восточный меридиан» объединит в единый комплекс месторождения серебра, золота, цинка и вольфрама с формируемым в Арктике новым Кючусским кластером, передает ТАСС.
Ввод в эксплуатацию нового порта намечен на 2029 год. К строительным работам планируется приступить в 2027 году.
«В настоящий момент идет активная совместная работа с проектными организациями по разработке технико-экономического обоснования проекта. Одновременно необходимо обновление декларации, которая утверждена в 2021 году, с учетом изменений грузовой базы и текущей ситуации в стране. Чтобы определить оптимальное местоположение будущего порта, Якутия сотрудничает с госкорпорацией „Росатом“ по выполнению гидрографических исследований в Хараулахской бухте в Булунском районе. Завершение всей подготовительной стадии намечено на 2027 год, после чего начнется непосредственное строительство порта», — рассказал глава Якутии.
















