Машиностроительный дивизион "Росатома"

«Росатом» напечатал на 3D-принтере элемент для реактора ледокола РИТМ-200

0 15 2 мин
Специалисты Машиностроительного дивизиона «Росатома» успешно внедрили технологию 3D-печати для изготовления элементов оборудования судовой реакторной установки РИТМ-200. Первым серийным изделием, произведенным с помощью аддитивных технологий, стала коробка клеммная для насосного оборудования. Это открывает путь к производству более сложных и ответственных деталей для атомных ледоколов.

Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова (ОКБМ Африкантов, входит в машиностроительный дивизион «Росатома») получило разрешение на применение аддитивных технологий и изготовило первый элемент для реакторной установки. Опытные образцы прошли полный комплекс испытаний и подтвердили свою надежность.

В "Росатоме" внедрена технология 3D-печати элементов оборудования реакторной установки РИТМ-200 / Фото: Машиностроительный дивизион
В «Росатоме» внедрена технология 3D-печати элементов оборудования реакторной установки РИТМ-200 / Фото: Машиностроительный дивизион «Росатома»

К настоящему моменту разработана и утверждена вся необходимая нормативная документация, а также получено первое в России свидетельство Российского морского регистра судоходства на изделие, изготовленное таким методом для судовой ядерной установки.

Как отметил главный технолог «ОКБМ Африкантов» Юрий Вытнов, получение разрешительной документации позволяет в будущем тиражировать технологию 3D-печати для создания различного оборудования как для судовых ядерных энергетических установок, так и для других отраслей атомной промышленности.

«Использование аддитивных технологий в производстве элементов для РИТМ-200 демонстрирует высокий уровень технологической готовности российской промышленности. Применение 3D-печати открывает новые возможности для конструирования и производства. Можно создавать детали с оптимизированной геометрией и улучшенными характеристиками. Это позволяет повысить эффективность и надежность оборудования, а также снизить его вес и стоимость», — прокомментировал директор бизнес-направления «Аддитивные технологии» Топливного дивизиона «Росатома» Илья Кавелашвили.

Элементы реакторных установок на 3D-принтере в российской атомной отрасли изготавливают впервые. Ранее по этой технологии на предприятии создавались детали для стендового оборудования, технологической оснастки и опытных макетов. 

Элемент насосного оборудования для РИТМ-200 был напечатан на отечественном 3D-принтере «Илист-L+», разработанном и изготовленном в «Росатоме» в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Производство элементов осуществили в нижегородском центре аддитивных технологий «Росатома» на площадке «ОКБМ Африкантов», созданном в 2023 году при участи бизнес-направления «Аддитивные технологии» Топливного дивизиона «Росатома».

Реакторная установка РИТМ-200 создавалась с учетом более чем 60-летнего опыта эксплуатации судов атомного флота в сочетании с использованием всех современных достижений в области 3D-проектирования, расчетных программ и суперкомпьютера. В составе атомного ледокольного флота России помимо головного ледокола проекта 22220 «Арктика» уже работают серийные «Сибирь», «Урал» и «Якутия», строятся «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград», заложенный 18 ноября. Реакторные установки РИТМ-200 легли в основу плавучих энергоблоков и атомных станций малой мощности, способных обеспечить электроэнергией отдаленные территории в стране и за рубежом. В результате строится серия плавучих энергоблоков для электроснабжения крупного промышленного потребителя на Чукотке, реализуется проект возведения атомной станции малой мощности с РИТМ-200 в Якутии и в Узбекистане.

Развивая технологии 3D-печати и региональную сеть центров аддитивного производства, Росатом содействует решению государственных задач в укреплении технологического суверенитета. Широкое использование технологий 3D-печати позволит кратно сократить сроки и стоимость производства, поможет преодолеть барьеры в области импортозамещения, сообщает пресс-служба «Росатом Машиностроение».

Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)160
Ширина габаритная (м)33
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22
Марка главного двигателяРИТМ 200
Тип топливаЯдерное
Мощность главного двигателя6000 MW
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22,00
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22
Марка главного двигателяРИТМ-200
Количество главных двигателей2
Мощность главного двигателя60 МВт
ТТХ УРАЛ
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22
Марка главного двигателяРИТМ 200
Количество главных двигателей2
Мощность главного двигателя60000 kW
Водоизмещение (т)33540 т
Длина габаритная (м)173,3 м
Ширина габаритная (м)34 м
Осадка судна (м)10,5 м
Водоизмещение (т)33540 т
Длина габаритная (м)173,3 м
Ширина габаритная (м)34 м
Осадка судна (м)10,5 м



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости