ОАО "Выборгский судостроительный завод": "ВСЗ - по-прежнему самое крупное предприятие в городе"

- A + КомментарииПрочитано 8241 раз   |
«Корабел.ру» продолжает серию материалов, посвященных жизни «Выборгского судостроительного завода» и сегодня расскажет о кадровой политике предприятия, теме  затронутой еще в материале  «Возрождение ледоколостроения в России. Часть 2». Для этого я встретился с Владиславом Ивановичем Бабенко, заместителем директора по персоналу ВСЗ.
Кадровая политика, передача опыта молодым специалистам, для производства сейчас является одним из важных направлений. Если не будет специалистов, то какими бы не были финансирование и объем заказов, нормально функционировать предприятие не сможет. Не говоря уже о качестве, которое зависит не только от современного оборудования, но и от профессионализма  рабочих, мастеров, инженеров всех направлений. Хотим улучшить качество выпускаемой продукции, для этого нужно повышать профессиональный уровень работников.

А если дело касается кадровой политики, то смежным вопросом является социальное направление, тем более Выборгский завод — практически градообразующее предприятие, что накладывает свои обязательства по заботе о школах, детских садах и площадках, деятельности общественных организаций и т. д. Обо все об этом рассказал Владислав Иванович.

Владислав Иванович, расскажите пожалуйста о программах обучения молодых специалистов, которые проводятся у вас на заводе.

Таких программ у нас несколько. Во-первых, мы ведем профориентационную работу в школах в рамках целевого Заказа на подготовку специалистов для предприятий Ленинградской области. Стараемся привлекать молодежь 10-11 классов, которая планирует сдавать экзамены в ВУЗы технического направления.
Те, кто видят себя в судостроении, прежде всего на ВСЗ, по нашему направлению поступают в «Государственный Морской Университет». Мы гарантируем им проведение здесь всех практик, платим, в зависимости от успеваемости, дифференцированную стипендию. Это помимо того, что студенты получают в ВУЗе.

А после окончания университета, они в качестве уже готовых специалистов, должны прийти к нам на завод и отработать определенное время. На ВСЗ по этой программе трудятся несколько человек и более 60-ти проходят обучение, думаю, примем их в ближайшее время.
Естественно этот вариант имеет и свои негативные моменты: мы не можем человека гвоздем прибить к определенному месту. Контракт он подписывает еще юношей, а потом учится, передумывает, находит работу в Санкт-Петербурге, в таком случае выплачивает нам компенсации. Бывали случаи, что кто-то не дорабатывал обговоренный срок, уходил, но большинство остается.

Во-вторых, у нас есть опыт повышения квалификации наших молодых рабочих. Если в специалисте есть желание учиться и определенные задатки руководителя, мы только за. Например, в прошлом году по этой программе десять лучших рабочих заочно прошли обучение в Выборгском политехническом колледже «Александровский», где получили квалификацию «техник сварочного оборудования». Часть из этих людей уже стали мастерами. Сейчас набираем следующую группу.

Наиболее остро на всех промышленных предприятиях, без разницы в какой отрасли, сейчас ощущается недостаток рабочих кадров. Как обстоят дела с ними на ВСЗ, как готовите?

Кадры рабочих специальностей мы готовим сами. У нас функционирует отдел технического обучения, который занимается данным направлением, для этого имеются все необходимые лицензии. Но есть и сложности. Такой вид обучения предполагает занятия в группах. Можно начинать учебу, только если группа набирается из не менее 10-ти человек. Город у нас небольшой, и найти одновременно такое количество желающих проблематично. Если один ушел из группы, то говорить остальным: «Подождите, пока мы найдем еще одного человека», не годится же,  не будут они ждать целый месяц.

Другого рода сложности возникают уже в коллективе. Вот приходит молодой парень, он ничего не умеет, его надо обучать. В цехах есть мастера-наставники, которым в силу возраста трудно выполнять интенсивную работу, они за обучение получают надбавки к заработной плате. Но производство все равно всегда с неохотой относится к неопытным.

С другой стороны, когда спросишь опытного рабочего: «А ты сам как пришел? Все умел, ничему тебя не учили?», оказывается, что он точно также начинал, и точно также набивал себе шишки.

Кстати, в новом Коллективном договоре прописано увеличение зарплаты учеников на 20%.

Целевая подготовка кадров — это здорово, но для того, чтобы они оставались работать, нужен стимул. Как закрепляете кадры на заводе?

Чтобы привлекать молодежь и бороться за скуднеющие рынки рабочей силы, нужно возвращаться к тем же старым методам, только немного обновленным. Самое эффективное средство закрепления персонала - это жилье.

Выборгский завод только год, как снова стал государственными, но буквально месяца не прошло, как к нам приехал один из чиновников высокого ранга ОСК, который в том числе поднимал и этот вопрос. Да, в проекте ОСК планируется строительство жилья для судостроителей, и у нас есть договоренность с местными властями: они готовы пойти нам на встречу, выделить пятно застройки. Но в какой форме все это будет происходить - пока  сказать сложно.

Нужно понимать, что такие вещи очень ответственные, растянутые по времени и нужно иметь определенный запас средств. Следует быть твердо уверенным, что при любом раскладе мы доведем дело до конца, а это выливается в приличные средства, которые пока мы вырвать не можем.
Есть разные варианты реализации стратегии: от ипотечной, до разновидностей кредитной и проч. Можно построить дом, в котором предоставлять служебное жилье или, чтобы служебное жилье через 10-15 лет работы передавалось в собственность человека, можно оплачивать за человека процент в банк по ипотеке и т. д. Но, видимо, схема стратегии придет из ОСК. Мы свои предложения послали, передали списки — у нас много людей желает получить жилье, так что пока ждем.
Другого пути все равно нет, нам ведь по уровню заработных плат с Санкт-Петербургом соревноваться сложно, поэтому остается только жилье.

Сейчас, если молодой специалист, не имея своего жилья, приходит к вам работать, как вы решаете эту проблему?

Понимаете, завод с конца 90-х годов пережил много всего. Он акционировался, перепродавался, принадлежал норвежской компании, потом снова стал российским. Одно время здесь были только охрана и главный инженер, слава Богу, ничего не растащили. Годами не было работы, потом появились заказы от норвежцев на строительство корпусов. Самое дорогое - насыщение они делали сами, а грязная, дешевая работа шла к нам, но мы были и этому рады. Когда нет работы полного цикла, только строительство корпуса, то задействовано всего часть завода.  Те цеха, которые выполняют высокоинтеллектуальную работу: монтаж, наладку, настройку оборудования — оказались не востребованы, поэтому специалисты оттуда разошлись. Было утрачено целое поколение.

Когда пошли заказы полного цикла, то перед службой персонала встала задача поиска кадров. Некоторые из ушедших были уже в возрасте, некоторые нашли более подходящую работу. Молодые, из той же «Корабелки», к нам не шли. В Санкт-Петербурге масса судостроительных заводов, ехать в Выборг никто не хотел. И мы были вынуждены обращаться к ВУЗам, которые находятся в регионах. У нас сложились хорошие отношения с Нижним Новгородом, с Новосибирском, с Астраханью. Сейчас много выпускников этих ВУЗов работают на заводе. Была разработана специальная программа, по привлечению молодежи, лет пять назад она гремела в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, где мы были «первыми парнями на деревне». Потом все выровнялось.

Естественно, для людей, которые едут работать в другой город, жилье — это необходимость. Тогда мы обещали полный поднаем жилья, сейчас в связи с ростом цен, мы частично оплачиваем съем квартиры от 7 до 10 тыс в месяц. Но программа действует только для тех, кого мы приглашаем сами, для лучших специалистов.
Выборгский судостроительный завод / ОАО «Выборгский судостроительный завод»

В маленьких городах такое масштабное предприятие, как «Выборгский судостроительный завод», обычно имеет большой вес и тесную связь с социальной сферой. Расскажите пожалуйста немного поподробнее про социально направленные проекты завода и общие задачи ВСЗ и города.


Да, действительно, мы - самое крупное предприятие в городе. И когда-то весь Южный поселок строил завод, сегодняшний муниципальный Дворец культуры был заводским, как и стадион «Авангард», множество лыжных баз, два детских лагеря, масса общежитий и т. д. Все потом было передано муниципалитету. Но тогда была другая экономика, это было в порядке вещей.

Что касается завода, то у нас существует большая ветеранская организация «Выборгский судостроитель», в которой состоит 1160 человек. В смете на 2013-й год на ее деятельность прописано около 2-х миллионов рублей. В основном эти деньги пойдут на материальную помощь в «День пожилого человека», выплату Ветеранам, жителям блокадного Ленинграда, малолетним узникам, труженикам тыла, поздравления с юбилеями, выплатам по случаю болезней и т. д. Понятно, что такие разовые выплаты для человека, может, и не заметны, но общая сумма накапливается приличная.

Даже в самые трудные годы, мы всегда компенсировали стоимость или часть стоимости путевок в детские лагеря. Есть и молодежная организация, соответственно со своим финансированием: где-то 15-20 тыс. руб. на ее деятельность завод выделяет. Скажем, в этот Новый год «наша молодежь» ходила в качестве Дедов Морозов и Снегурочек с подарками в семьи заводчан, чтобы родители никого не нанимали на стороне.

С 2005 по 2009 год был самый пик благотворительности и социальных проектов для города. Завод оказывал помощь, как материальную, так и стройматериалами, рабочей силой школам, детским садам, театру «Святая крепость», различным творческим коллективам, особенно детским. Мы выделяли средства клубу судомоделистов, когда он выступал на чемпионатах мира, даже спонсировали команду Формулы-1: на болиде Виталия Петрова был логотип ВСЗ. В бюджете на различного рода благотворительность выходило под миллион рублей в год.
В последние года 2 программа сократилась. В прошлом году мы выделили 50 тысяч рублей на городской кинофестиваль «Окно в Европу», 100 тыс. направили на помощь Крымску, но там сам Бог велел помочь.

В этом году мы стараемся помогать не деньгами, а рабочей силой: своими силами покрасить помещения, починить что-то. Например, недавно произвели ремонт в детском садике, куда ходят дети наших работников, помогли 10-ой школе при подготовке к Балтийским юношеским играм, которые недавно проходили в Выборге.

Скорее всего, окажем помощь городу на проведение кинофестиваля. Кроме того, подписан договор о сотрудничестве между ВСЗ и Администрацией муниципального образования «Город Выборг» о взаимодействии, согласно которому мы в этом году своими силами сделаем детскую площадку в одном из южных микрорайонов города, там, где живут судостроители.
В конечном счете, все выливается в деньги, даже если делаем что-то своими силами, просто они по-другому распределяются.

Предполагаете возрождать многотиражку?

Здорово, когда утром идешь на работу, а по радиовещанию музыка играет, кого-то  с Днем Рождения поздравляют, передают новости о жизни завода. Или два раза в месяц люди могут видеть свои лица в газете, почитать о своих достижениях.

В свое время, когда шли сокращения, резали прежде всего то, что не касается производства, попали под него и редакции радиовещания, и многотиражки. Когда нет работы, о чем писать?

Сейчас руководство потихоньку склоняется в сторону многотиражки. Осталось только найти универсального специалиста, чтобы и статью мог написать, и фотографии сделать, и сверстать все. Зарплата у него тоже не особо большая.
Но подвижки в эту сторону есть, будем надеяться, что в скором времени возродим собственную газету.

А все-таки, какие планы по социальной политике на завтра, на ближайшую перспективу?

Ситуация у нас остается сложной, на предприятии висят долги, мы только-только начинаем выходить на приемлемый уровень работы. Вот сейчас сдадим пару-тройку ледоколов, «накопим жирок», тогда можно будет говорить о расширении социальных программ и благотворительности.
Беседовал Владислав Букин
Выборгский судостроительный завод
Бабенко Владислав Иванович
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или