Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина) разработали технологию мониторинга морской поверхности и провели эксперимент по отработке радиолокационных методов, а также оценку батиметрических параметров (рельефа подводной части водных бассейнов) акватории в геленджикской Голубой бухте. Научный проект может быть интересен как государственным службам, которые занимаются обслуживанием судоходных путей, предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, так и управляющим структурам объектов повышенного риска ― портовых и транспортных комплексов, нефтеналивных терминалов, нефтегазодобывающих платформ. Первые результаты исследования опубликованы в журнале Remote Sensing.
На безопасность судоходства могут влиять гидродинамические процессы, происходящие в мелководных акваториях и вызывающие постоянное смещение грунта и эрозию морского дна. Они приводят к изменению рельефа и, соответственно, карты глубин. Решить проблему может оперативный мониторинг ветро-волновой обстановки в сложных для навигации акваториях. Об этом сообщает Минобрнауки.
|
Мониторинг судов / Фото: Минобрнауки России |
Научная группа молодых ученых НИИ систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций "Прогноз" и кафедры радиотехнических систем Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" предложила новую технологию, которая поможет в реальном времени осуществлять радиолокационный мониторинг морской поверхности, корректировать навигационные карты и планировать дноуглубительные работы в районах прохождения фарватеров в прибрежных зонах судовождения.
Технология дистанционного мониторинга основана на использовании спектрально-флуктуационных характеристик радиолокационных сигналов, рассеянных морской поверхностью. "Разрабатываемые радиолокационные методы позволяют осуществлять гидрографический мониторинг морской поверхности (волнения, поверхностные течения), а также проводить батиметрические измерения в мелководных акваториях дистанционно, охватывая при локальных замерах область радиусом до 1–1,5 км. Это помогает значительно сократить время и стоимость работ по сравнению с применяемыми технологиями измерений, что, в свою очередь, дает возможность проводить оперативную корректировку информации о состоянии дна после наводнений, сильных штормов, ледохода и других природных явлений, оказывающих определяющее влияние на кратковременную донную эрозию", ― рассказывает директор НИИ "Прогноз" Владимир Веремьёв.
Результаты исследований могут представлять интерес как для государственных служб, занимающихся обслуживанием судоходных путей, предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, так и для управляющих структур объектов повышенного риска ― портовых и транспортных комплексов, нефтеналивных терминалов, нефтегазодобывающих платформ.