реклама

Институты Российского и Украинского морского права имеют одинаковые положения, обусловленные общей историей и влиянием норм международного права, однако имеются и отличия

0 345 10 мин
История показала, что Россия и Украина являются великими морскими державами, имеющими одни из самых протяженных морских границ, использующими грузовой, пассажирский и рыболовный флот, располагающими большим числом портов и их инфраструктурой. Оба государства также имеют хорошо развитое и постоянно совершенствующееся морское законодательство. Во многом его положения схожи, что обусловлено едиными историческими процессами, осуществлявшими свое влияние на эти страны, но также имеются и различия.
В связи с обострившимися в данное время отношениями между этими некогда братскими государствами следует осветить эти законодательные противоречия.
 
Морские порты
 
В Кодексе торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) содержатся лишь самые общие положения, относящиеся к морским портам. Это обусловлено тем, что их деятельность осуществляется в соответствии с законом о морских портах РФ, который был принят в 2007 году. В украинском же Кодексе торгового мореплавания (далее – КТМУ) отведен отдельный раздел, посвященный морским портам. Интересно в этой связи отметить, что согласно ст. 73 КТМУ морские порты Украины являются государственными транспортными предприятиями. Вместе с тем на их территории могут действовать предприятия и организации всех форм собственности, целью и видом деятельности которых является обслуживание судов, пассажиров и грузов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Согласно ФЗ "О морских портах РФ", о котором упомянуто выше, морские порты России являются собственностью государства, но на их территории возможно присутствие индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере регулирования и владения объектами инфраструктура морского порта, и, в отдельных случаях, земельными участками в границах территории морского порта, принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
 
Судно
 
Согласно ст. 12 КТМ РФ, суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц; РФ, субъектов РФ; муниципальных образований. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться только в государственной собственности.

Аналогичное положение содержит ст. 16 КТМУ, только сформулировано оно более широко: суда Украины могут находиться во всех формах собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Ядерное судно должно находиться только в государственной собственности.

Примечательно, что КТМУ (ст. 18 "Судовой иммунитет государственных судов") устанавливает, что на суда, находящиеся в государственной собственности, не может быть наложен арест либо взыскание без согласия органа, который осуществляет управление имуществом, находящимся в государственной собственности, если эти суда используются исключительно для несения государственной службы. В законодательстве же РФ положение о судовом иммунитете государственных судов отсутствует, арест его обусловлен едиными правилами ареста морского судна. Концепция некоего иммунитета государственных судов, безусловно, подразумевается, но законодательно она не закреплена.
 
Государственная регистрация
 
Согласно ст. 33 КТМ РФ Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее – реестры судов):


1) Государственном судовом реестре;
2) реестре маломерных судов;
3) бербоут-чартерном реестре;
4) Российском международном реестре судов;
5) реестре строящихся судов.


Согласно же ст. 26 КТМУ регистрация морского судна в Украине осуществляется согласно Порядку ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 1997 г. N 1069 и означает внесение сведений о нем в одной из соответствующих регистрационных документов: Государственного судового реестра Украины или Судовой книги Украины. Данный Порядок устанавливает требования к регистрации и учета именно торговых судов в Украине и не распространяется на: военные корабли и суда; катера, шлюпки и другие плавсредства, принадлежащие любому судну; спортивные суда; весельные суда, которые используются без двигателя, длиной до 2,5 метра. Общее руководство и контроль над регистрацией и ведением учета судов в Украине осуществляет Инспекция Главного государственного регистратора флота. Этим регистрация судов в Украине в существенной мере отличается от регистрации их в России. Так как не подлежат государственной регистрации только суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
 
Маломерные суда
 
К маломерным судам, согласно украинскому законодательству относятся:
 
  1. Гребные лодки (пластиковые, металлические, деревянные) грузоподъемностью 100 кг. и более;
  2. Надувные гребные лодки (без мотора) грузоподъемностью 225 кг, и более;
  3. Моторные лодки любого типа в независимости от грузоподъемности с двигателем мощностью до 75 л.с. (55 кВт.).

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины, маломерные судна подлежат обязательной регистрации с присвоением регистрационного номера, занимаются этим Инспекция Головного государственного регистратора флота (ИГГРФ), которая осуществляет государственную регистрацию судов согласно порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.1997 N 1069.

В свою очередь, согласно российскому законодательству к маломерным судам относятся:
 
  1. Самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок - более 150 килограммов и надувных безмоторных судов - более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
  2. Прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками - менее 150 кг и надувными судами - менее 225 кг.

То есть в законодательстве РФ положения, касающихся маломерных судов, гораздо полнее обширны, не включают в себя совсем мелкие плавучие объекты, а лодкам, некогда зарегистрированным под украинским флагом, регистрация в РФ не потребуется.
 
Государственный флаг
 
Право плавания под Государственным флагом РФ предоставляется судам, находящимся в собственности: граждан РФ; юридических лиц в соответствии с законодательством РФ; РФ, субъектов РФ; муниципальных образований. На основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта или рыболовства право плавания под Государственным флагом РФ может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). Причем, право плавания под Государственным флагом РФ может быть предоставлено судну на срок не свыше срока действия бербоут-чартера, что указано в ст. 15 КТМ РФ. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

Ст. 32 КТМУ в этой связи устанавливает, что право плавания под Государственным флагом Украины имеет судно, являющееся государственной собственностью или находящееся в собственности физического лица - гражданина Украины, а также юридического лица в Украине, основанного исключительно украинскими владельцами, или судно, которое находится у этих лиц на условиях договора бербоут-чартера. Украинское законодательство в этой области имеет более строгий подход к регистрации судов, нежели российское, не имеющее положения о том, что у компании-собственника должно быть 100% долей от исключительно российских учредителей. 
 
Судно, пропавшее без вести
 
 Согласно КТМ РФ (ст. 48) судно считается пропавшим без вести, если от него не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, а в условиях военных действий - не более чем шесть месяцев.

В соответствии же с КТМУ (ст. 270) судно считается пропавшим без вести, когда о нем не поступило никаких сведений в течение трех месяцев, а если получение сведений могло быть задержано вследствие военных действий, - в течение шести месяцев.
 
Экипаж
 
 Требования к экипажу судна в РФ и Украине, в целом, характеризуются единым конвенционным подходом (Конвенция ПДНВ 78/95, Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года и т.п.). Однако, КТМ РФ (ст. 56) предусматривает более жесткие ограничения в части гражданства членов экипажа. Так, в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Требования КТМУ (ст.53) более либеральны и устанавливают, что только капитан судна не может быть иностранцем.
 
Капитан
 
Законодательство обоих государств предусматривают, что на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Также четко и недвусмысленно установлена обязанность капитана оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море; после столкновения судов; а также неотложную медицинскую помощь. Одинаковые требования содержатся в отношении обязанности в случае военных действий или иных случаях военной опасности, когда капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества. Тут, однако, необходимо лишь добавить, что КТМУ в ст. 62 предусматривает выполнение указанных обязанностей капитаном и в случае пиратских действий.
Российский КТМ уже не содержит нормы, которая присутствовала в КТМ СССР 1968 года и предусматривала право капитана судна в случае недостатка продовольствия произвести реквизицию. Однако это положение содержит ст. 68 КТМУ.

Важнейшей новеллой, которая содержится в статьях 63 КТМУ, является право капитана на владение огнестрельным оружием. Согласно указанным положениям капитан судна имеет право на владение табельным огнестрельным оружием и применение его для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, находящихся на судне, в порядке и пределах, установленных действующим законодательством. Представляется, что было бы целесообразным внести аналогичные положения и в КТМ РФ.
 
Лоцманская служба
 
В РФ предусмотрена возможность функционирования как государственных, так и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов (ст. 87 КТМ РФ). Между тем КТМУ (ст.92) устанавливает, что лоцманская проводка судов осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами.
 
Лизинг морских судов
 
Еще одним отличием между российским КТМ – с одной стороны, и украинским – с другой, является наличие у последнего положений, касающихся договора лизинга судна.  Согласно ст. 215 КТМУ по договору лизинга судна владелец судна (лизингодатель) обязуется передать фрахтователю (лизингополучателю) судно без экипажа для использования в целях торгового мореплавания на определенное время, по истечении которого к лизингополучателю переходит право собственности на судно. Лизингополучатель обязуется уплатить лизинговую плату, в которую включаются плата за пользование судном и его стоимость по договору морского лизинга.

В КТМ РФ лизинг вообще не упоминается. В России существует  ФЗ "О финансовой аренде (лизингу)", но в данном законодательном акте определены лишь общие положения. Представляется целесообразным перенять практику Украины в данном вопросе, чтобы больше конкретизировать данную область.
 
Морской круиз
 
Аналогично ситуация обстоит и договор морского круиза. В законодательстве РФ он не обозначен, а в ст. 195 КТМУ дается следующее понятие: "по договору морского круиза одна сторона - организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определенной программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.д.), а другая сторона - участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату". В РФ морской круиз регулируется общими положениями о морской перевозке пассажиров, в связи с чем именно по этому типу правоотношения изменений не требуется.
 
Лицензирование судоходства
 
Согласно законодательству РФ лицензирование осуществляется только в отношении перевозок морским и речным транспортом пассажиров и опасных грузов. В отличие от этого, в рамках хозяйственной деятельности Украины по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов морским и речным транспортом подлежат лицензированию:
 
  1. Предоставление услуг по перевозке пассажиров морским, речным (смешанного плавания) транспортом;
  2. Предоставление услуг по перевозке грузов морским, речным (смешанного плавания) транспортом;
  3. Предоставление услуг по перевозке пассажиров морским транспортом;
  4. Предоставление услуг по перевозке грузов морским транспортом;
  5. Предоставление услуг по перевозке пассажиров речным транспортом;
  6. Предоставление услуг по перевозке грузов речным транспортом;
  7. Предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов маломерными судами;
  8. Предоставление маневровых и буксировочных услуг.

Даже лицензионные условия для перевозки пассажиров и опасных грузов Украина определяет значительно шире, они включают требования к багажу и перевозкам маломерными судами.

Процесс лицензирования в РФ гораздо проще, нежели в Украине, что обусловлено наличием лишь определенных основных  требований, которые объективно требуют наличия у перевозчика лицензии на перевозку. Также немаловажно отношение к лицензированию перевозок, осуществляемых маломерными судами: как уже было указано, Россия не обязывает лицензирование данного вида перевозок.
 
Что касается остальных положений Кодексов торгового мореплавания России и Украины, то они в основном базируются на соответствующих международных морских конвенциях и в достаточной степени представляются унифицированными.

Естественно основополагающей Конвенцией, на которой базируется морское законодательство обеих стран, является Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, регулирующая положения, касающиеся территориального моря и прилежащей зоны, внутренних вод, портов, делимитации морских пространств в целом, правил мирного прохода и это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. Также ратифицированная Россией и Украиной Конвенция о морских залогах и ипотеках от 1993 года, отражающая положения о морских залогах, суброгации и уступке. Вопросы загрязнения, вызываемого утечкой и сливом нефти из судов, ответственность собственника за это регулируется Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1976 года.  Международная Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских  судов от 1952 года. регламентирует урегулирование положений об аресте морского судна, общей аварии, буксировки судна, лоцманской проводки, морских требованиях, ратифицирована Российской Федерацией в 1999г., Украиной в 2011г. Пополнили правовое поле Гамбургские правила (Международная Конвенция ООН о морской перевозке груза 1978г.) в отношении морской перевозки грузов, ответственности перевозчика, ответственности грузоотправителя, транспортных документов и т.п.

Таким образом, проанализировав данные положения, можно говорить о достаточно большой схожести в регламентации и регулировании отношений в сфере морского права в Российской Федерации и Украине, что очевидно обусловлено влиянием международного морского законодательства и некой обобщенности суждений в подходах к решению юридически значимых вопросов. Но есть и различия, которые объективно будут присутствовать в связи с тем, что вектор отношений между двумя странами сместился в настоящее время. Между тем, перевод украинских судовладельцев в лоно российского морского права, очевидно, не будет слишком сложным, так как в РФ требования по множеству основных положений закона определяются куда менее строго, чем в Украине.  
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости