реклама
Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

"Фортуна" улыбнулась "Росморпорту". Какое новое судно будет работать в Калининградском порту

В середине октября Онежский судостроительно-судоремонтный завод передал "Росморпорту" лоцмейстерский катер "Фортуна" проекта 02780М (строительный №53). Новое судно, недавно спущенное со стапелей предприятия, ожидает перехода в Калининград - к порту приписку, где будет нести службу. Фортуна оказалась на нашей стороне, и мы успели застать "Фортуну", пока она стояла в морском порту Санкт-Петербург.
Сестра "Юрия Романченко"

Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М предназначено для обеспечения навигационной обстановки в порту и для работы с буями. Помимо этого, катер обслуживает средства навигационного оборудования (СНО), обеспечивающие безопасность мореплавания в акваториях морских портов страны.
 
Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Основные характеристики проекта 02780М:
  • Класс судна - КМ Ice3 R3-RSN AUT3;
  • Длина наибольшая, м - 22,2;
  • Ширина наибольшая, м - 6,6;
  • Осадка габаритная, м - ≈1,5;
  • Скорость, уз. - 10;
  • Экипаж/спецперсонал, чел. - 2/5, однако на практике необходимо три человека на вахте - капитан, судовой механик и матрос;
  • Дальность плавания, морских миль - 650;
  • Суммарная мощность главных двигателей, кВт - 824.

Есть еще одна функция судна - пересадка лоцманов. 
 
Александр Линкевич, капитан судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Александр Алексеевич работает в Калининграде, подобный тип лоцмейстерского судна - это его профильное направление. Именно он занимался приемкой "Фортуны". Всю свою жизнь отдал морю, начинал с контрактов на больших судах немецких судоходных компаний. Вот уже 10 лет работает в "Росморпорте", из них 6 - капитаном.

По прогнозам Александра Линкевича, "Фортуна" в первую декаду декабря должна отправиться к порту приписки. Переход займет около трех дней. Пока теплоход ожидал перехода, мы попросили капитана познакомить нас с катером поближе. Скажем сразу, замечаний у заказчика и капитана в частности к заводу-строителю нет. Все-таки судно серийное, основные замечания уже отработаны.

Что внутри лоцмейстерского катера "Фортуна"

В строительстве катеров проекта 02780М, как и в строительстве рабочих катеров проекта ST23WIM, о которых мы писали подробную статью, принимала активное участие ГК "Морская Техника". Она же разработала РКД к судам. Поэтому все суда проекта 02780М оборудованы продукцией фирм-партнеров "Морской Техники". 

Энергетическая установка

Энергетический комплекс "Фортуны" представлен двумя главными двигателями фирмы MAN модели D2876LE402 мощностью 412 кВт 2100 об./мин., двумя дизель-генераторами МТ ВДГ-50ВСт и двумя реверс-редукторами марки ZF W650.
 
Главный двигатель MAN D2876LE402 судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Топливная система "Фортуны" представлена насосом перекачки топлива производительностью 1 м3/ч 0,1 МПа марки BT-MB25D-F компании Azcue вместе с двойным фильтром-сепаратором с датчиком наличия воды в топливе модели Separ SWK-2000/18/UMK.
 
Машинное отделение лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

В отличие от ярославских бонопостановщиков и служебных катеров проекта ST23WIM на судах проекта 02780М за вентиляцию машинного отделения отвечает другой производитель - компания ALWO, которая для "Фортуны" произвела вентилятор приточный осевой 7500 м3/ч 200 Па марки WMOR 400/280 и вентилятор канальный вытяжной 150 м3/ч 150 Па модели WMR 100/L.

А за общесудовую систему кондиционирования, вентиляции и отопления отвечала компания Webasto.
 
Машинное отделение лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Фирма Azcue, помимо насоса перекачки топлива, произвела для судов проекта 02780М осушительный насос производительностью 15 м3/ч 0,18 МПа и пожарно-осушительный насос производительностью 25 м3/ч 0,32 МПа. Вместе с ними на "Фортуне" установлен насос сточных вод марки CA-50-2 производительностью 3 м3/ч 0,2 МПа.

Навигация и связь

Наше знакомство с "Фортуной" началось с капитанского мостика. Здесь все устроено удобно, места для работы экипажа вполне достаточно. Рубка оборудована специальным кормовым пультом управления, откуда можно следить за работой подруливающего устройства, главных двигателей, УКВ-станции и корректировать ее.

- Это очень удобно организованная работа, - рассказывает капитан "Фортуны". - Обычно все процессы на лоцмейстерском судне происходят около борта. Мы подходим к бую, матрос его привязывает, приподнимает, проверяет состояние. Поэтому нам необходимо постоянно стоять вне зависимости от погоды и ветра, чтобы обеспечивать навигационную обстановку в порте. Именно этому помогает решение с кормовым пультом управления. 
 
Мостик лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Оборудование ГМССБ на "Фортуне" представлено двумя УКВ-радиоустановками с ЦИВ модели VH-770, радиостанцией Sailor 6310 ПВ/КВ, блоками питания Sailor 6080 AC-DC мощностью 300Вт/=28В и одним блоком питания Sailor 6081 такой же мощности.
 
Мостик лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Помимо этого, на судне есть радиобуй SAILOR SE406-II и поисковый и спасательный радиолокационный ответчик SAILOR SART II от компании Thrane & Thrane. В комплекте ГМССБ на "Фортуне" установили приемник NAVTEX Samyung SNX-300 и речные УКВ-радиостанции СРС-303 и СРС-300.
 
Мостик лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Вместе с оборудованием ГМССБ "Фортуна" имеет приемоиндикатор KGP-925 (ГЛОНАСС/GPS и ДГЛОНАСС/DGPS) от японского производителя Koden, АИС класса А "Транзас Т105" в прошлом отечественной компании "Транзас". Это не единственное оборудование "Транзаса" на "Фортуне" - катер имеет картографическую систему Navi-Sailor 270 ECDIS.

Судно оснащено магнитным компасом MR-150 (SAURA), современным навигационным комплексом NAVNET от Furuno и системой приема внешних звуковых сигналов СПВЗС-201 от "Морсвязьавтоматики".
 
Мостик лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Вдогонку к навигации

Своеобразным бонусом к материалу может послужить фотография кают-компании "Фортуны". Потому что с капитанского мостика мы спустились в жилые помещения экипажа. Фото несет исключительно ознакомительный характер, не более.
 
Кают-компания лоцмейстерского судна "Фортуна" проекта 02780М. Здесь экипаж может пообедать. Рядом с кают-компанией располагается каюта капитана. Все довольно комфортно и компакто организовано / Корабел.ру

Стоит заметить, что все двери и люки на судне "Фортуна" произвел Ломоносовский завод судового оборудования. 

Подруливающее устройство

Лоцмейстерские катера проекта 02780М оборудованы подруливающим устройством фирмы Fluidmecanica модели HMH-250-10CV-F (в комплекте с оборудованием) с внутренним диаметром трубы 250 мм, тягой около 1,5 кН и двумя гребными винтами фиксированного шага левого и правого вращения от компании Eliche Radice, произведенные из стали AISI316. 

Палуба "Фортуны"

Суда проекта 02780М выделяют краны-манипуляторы. Эти катера оборудованы гидроприводными кранами с дистанционным управлением от компании Fluidmecanica. Максимальный грузовой момент крана составляет 18,2 тм, максимальный вылет 6,5 м, поворотный момент 6,42 тм, поворотный угол 400 градусов, рабочее давление 160 бар. По словам Александра Линкевича, экипаж задействует кран в работе практически каждый день - для обеспечения навигационной обстановки, снятия-постановки буев и перевозки грузов.
 
Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру
 
Помимо этого, испанское предприятие произвело горизонтальную электроприводную лебедку с барабаном для троса (в комплекте с оборудованием) с тяговым усилием 80 кН.
 
Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

"Фортуна" оснащена спасательным плотом ПСН–10МК ТУ 38-1051782-2003 производства компании УЗЭМИК. Помимо него, судно имеет на борту рабочую моторную лодку, которая необходима экипажу для выполнения вспомогательных операций, таких как: высадка персонала на необорудованный берег, осмотр объектов, расположенных на мелководье и пр. 

Слово проектанту

Формат подобных материалов о флоте обязательно должен иметь блок, где высказывается КБ, проектировавшее судно. Мы в очередной раз обратились к руководителю конструкторского отдела "Морской Техники" Александру Попову с вопросами и просьбой рассказать о судне и его перспективах:
 
- Расскажите поподробнее о "Фортуне" проекта 02780М. Что это за судно, чем примечательно, какие особенности имеет? Для каких задач предназначено?

- Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М сделано под нужды ФГУП "Росморпорт" для эксплуатации в морском порту города Калининграда с учетом доработки функционала до возможностей лоцманского судна. Изменено общее расположение по требованиям местных эксплуатантов.  Помимо этого, был предусмотрен усиленный носовой упор для толкания определенного типа судов.
 
Проект 02780М / "Верфь братьев Нобель", ООО
 
- Сколько судов насчитывает серия? Я так понимаю, что это такое же судно, как и "Крутояр". Или "Фортуна" - последнее в серии?
 
- Строительный номер 53 -  третий в обновленной серии. Имея неплохие технические характеристики, серия остается перспективной для дальнейшей модернизации.
 
Руководитель конструкторского отдела "Морской техники" Александр Попов / Корабел.ру

- Расскажите о перспективах данного проекта. Может, он будет как-то модернизироваться или на базе 02780М будет создан какой-нибудь иной проект?

- Мы не исключаем дальнейшую модернизацию судна: увеличение грузоподъемности/площади открытой палубы для экономически более эффективной работы.

Богиня удачи

Кто-то не обратит внимание, а для нас - это символично: знакомились с "Фортуной" в день, когда ярко светило солнце. А этот гость в Петербурге, как все знают, не самый частый. 
 
Лоцмейстерское судно "Фортуна" проекта 02780М / Корабел.ру

Как судно назовешь, так оно и поплывет - ведь не нами это придумано. И несмотря на дефицит подобного флота в портах России, мы уверены, что "Росморпорт" приобрел для себя бесценную и надежную "подругу", которая будет не только решать важные навигационные задачи в Калининграде, но и приносить удачу!

Материалы по теме:
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04);
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин (статья о катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18)
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго" компании "Нева-Чартер")
Ярославские бонопостановщики "Морспасслужбы" (статья о бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР)
"Мурманск" для Петербурга: каков ледокол проекта 21900М? (статья о ледоколе "Мурманск" проекта 21900М)
Служебный флот карельских судостроителей (статья о катерах проекта ST23WIM).
"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31
"ЕВРУС", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 647-70-25, +7 (800) 222-70-25
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Bебасто Рус", ООО Москва
+7 (495) 777-02-47, +7(495)777-02-48
"Fluidmecanica", S.A.U. Ла-корунья
+34 (9) 86-213-329



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости