Проекты: А40-2Б-ЯР
- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 687 раз   |
Это история о том, как наша редакция задалась амбициозной целью описать весь сданный в 2017 году флот и рассказать о нем как можно подробнее. Очевидно, что статья о судне, которое мы сами могли посетить, выглядит гораздо живее, понятнее. Можно даже сказать - эксклюзив. Но наша редакция столкнулась с вопросом: что делать с флотом, который находится вне досягаемости от Петербурга? Если, к примеру, до Калининграда мы доедем, то до Владивостока добраться уже проблемно.

Значит, надо описывать дистанционно. Так и родился подобный формат.
Спуск на воду катера-бонопостановщика  "Капитан Оходов" проекта А40-2Б-ЯР / Фото: "Росморречфлот"

2017 год для Ярославского судостроительного завода вышел продуктивным на сдачу бонопостановщиков проекта А40-2Б-ЯР. Предприятие передало "Морспасслужбе", о флоте которого, кстати, мы уже писали, три судна подобного проекта - "Капитан Оходов", "Капитан Мишин" и "Спасатель Алексюк". Все они отправились на Дальний Восток: "Капитан Оходов" служит в порте Корсакова, "Капитан Мишин" - в Петропавловске-Камчатском, "Спасатель Алексюк" - в Ванино.
 
"Спасатель Алексюк" / Фото: "Ярославский судостроительный завод", ПАО

Бонопостановщики типовые, на каждом стоит одно и то же оборудование, участвовали одни и те же контрагенты, что явно облегчило нашу задачу при подготовке статьи.

О проекте А40-2Б-ЯР

Изначально за разработку проекта взялась компания "Агат Дизайн Бюро". И буквально на начальном этапе работ фирма передала его в руки Ярославскому КБ при заводе. Об этом свидетельствует и название самого проекта.

Катера-бонопостановщики строятся на класс КМ Iсe2 R3 RSN Aut 3 oil recovery ship (>60°) РМРС. Они специализируются на транспортировке средств ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов в прибрежных морских, речных и озерных поисково-спасательных районах, а также в других акваториях. Помимо этого, бонопостановщики с помощью постановки боновых заграждений и построения нефтесборных ордеров локализуют распространения пролитых нефтепродуктов и ликвидируют разлив нефти. Могут производить поиск и подъем с воды плавающих людей и объектов.
 
"Капитан Оходов" / Фото:"Росморречфлот"

Отметим, что в портовых условиях катера-бонопостановщики могут работать самостоятельно, а при разливе нефтепродуктов в море работают в связке с другим судном или катером.

Характеристики проекта А40-2Б-ЯР:
  • Длина корпуса габаритная - 20,97 м;
  • Ширина габаритная - 5,70 м;
  • Осадка - 1,17 м;
  • Скорость - около 20,0 узлов;
  • Дальность плавания - 250 миль;
  • Автономность - 3 суток;
  • Количество и мощность ГД - 2х588 кВт;
  • Водоизмещение - 51,6 т;
  • Экипаж - 6 человек (капитан, старший механик, матрос и три специалиста ЛРН)

Что внутри бонопостановщиков ЯСЗ

Ярославские бонопостановщики проекта А40-2Б-ЯР в основном имеют импортное оборудование. В целом, игроки, принимающие участие в строительстве судов, довольно знамениты на рынке, и это далеко не первые их проекты. Но все же остановимся на отдельных контрагентах, которых сам завод назвал самыми активными.

Грузовое устройство и оборудование ЛРН

Три судна проекта А40-2Б-ЯР для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов были оборудованы продукцией финской компании Lamor Corporation Ab: восемь единиц бонов постоянной плавучести FOB высотой 900 мм секциями по 25 м на гидроприводной катушке Н1917 длиной 200 м, нефтесборщик LAM50 производительностью 50 м3/ч со встроенным винтовым насосом GTA70, гидравлический силовой агрегат LPP35 мощностью 35 кВт, а также плавающую баржу LSB вместимостью 25 м3 для временного хранения нефти.

Как отмечают представители компании Lamor, уникальным элементом поставленного комплекта оборудования является именно нефтесборщик LAM50, который оснащен жесткими щеточно-цепными конвейерами, способными, благодаря запатентованному очистителю щеток двойного действия, вращаться как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Производитель подчеркнул, что это инновационное техническое решение обеспечивает возможность сбора нефти и нефтепродуктов любой вязкости и высоковязких выветренных нефтяных эмульсий. При этом LAM50 может работать не только в стационарном, но и в мобильном режиме в составе судовой системы сбора нефти.

Заметим, что в качестве грузового устройства катера имеют складной гидравлический судовой кран-манипулятор PALFINGER типа PC2700MA с грузовой лебедкой. Кран имеет грузоподъемность 250 кг при вылете стрелы на 3,7 м.

Энергетическая установка

Силовая энергетическая установка на ярославских бонопостановщиках работает на двух гребных винтах с фиксированным шагом (ВФШ). Она представлена двумя дизель-редукторными агрегатами (ДРА), каждый из которых состоит из судового дизельного двигателя  DI 16 42 M 10-73 шведской фирмы Scania мощностью 588 кВт при 2200 об/мин, реверс-редуктора фирмы Twin Disk (США) типа MGX 5136А с эластичной муфтой между двигателем и редуктором. Поставщиком выступила петербургская компания "СПБ Марин", которая заключила контракт на поставку двигателей еще в июне 2015 года

К слову, на ГД навешены два генератора постоянного тока мощностью 3,9 кВт.

Помимо двигателей, на судах-бонопостановщиках установлен вспомогательный дизель-генератор EM28RDS мощностью 28 кВт, который поставила латвийская компания Rigas Dieselis.
 
На судах проекта А40-2Б ЯР начали работу двигатели Scania / "СПБ Марин", ООО

В качестве вспомогательной установки на ярославских А40-2Б-ЯР стоит автоматизированный водогрейный котлоагрегат типа B-35 тепловой мощностью 29 кВт с дополнительным контуром фирмы Kаbola. Поставщиком выступила компания "Штандарт", которая как раз модернизировала оборудование под требования РМРС. Специалисты фирмы оказывают услуги по гарантийному ремонту, сервису и пусконаладочным работам по всей России.

Навигация и связь

За навигационное оборудование на бонопостановщиках "Морспасслужбы" отвечают два гиганта отечественного производства - компании "Транзас" и  "Навис". Первые заключили договор с ЯСЗ на поставку комплекта оборудования в конце 2015 года.

По контракту "Транзас" поставил радио-, навигационное оборудование, пульты судовождения и внутрисудовой связи. Каждый бонопостановщик оснащен приемоиндикатором "ТРАНЗАС Т-701" и спутниковым компасом "ТРАНЗАС Т-702". Приемоиндикатор предназначен для круглосуточного всепогодного определения навигационных параметров и времени по открытым для потребителей радиосигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.  А "ТРАНЗАС Т-702" - это комбинированный компас с системой позиционирования на базе GPS, который предназначен для навигации и использования в качестве дополнительного источника сведений о курсе, кроме магнитного или гирокомпаса.
 
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"

Установленное на судах проекта радиооборудование "Транзас" ГМССБ  (Глобальная морская система связи при бедствии) для морского района А1 и А2 обеспечивает различные способы аварийной связи с использованием самых современных наземных, спутниковых и судовых систем радиосвязи. 

Как объяснили нашей редакции представители "Транзаса", уникальность данного проекта заключалась в том, что, принимая во внимание ограниченные размеры ходового мостика на судах такого класса, потребовалась тщательная конструкторская проработка, позволяющая установить интегрированный пульт судовождения, который включает в себя все системы управления судном для обеспечения безопасности судовождения с сохранением эргономики судна.

"Транзас" отметил, что оборудование уже установлено и сдано в эксплуатацию на четырех судах проекта, а оснащение двух судов будет завершено в течение 2018 года. Успешное долгосрочное сотрудничество между "Транзасом"  и Ярославским судостроительным заводом послужило основанием для заключения в декабре 2017 года договора на оснащение радионавигационным оборудованием "Транзас" еще двух судов-бонопостановщиков. Таким образом, "Транзас" оборудует все восемь судов проекта  А40-2Б-ЯР.

Другая петербургская компания "Навис", которая сотрудничает с Ярославским СЗ более 10 лет, поставила для бонопостановщиков рулевую машину с системой управления, авторулевой Navis AP3000 и судовой машинный телеграф СМТ-11. Причем представители фирмы назвали наиболее важным элементом в отгрузке именно рулевую машину и авторулевую: "Наиболее важным элементом в нашей поставке на проекты А40-2Б-ЯР была поставка рулевой машины с системой управления и авторулевым. Особенностью продукции "Навис" является интеграция систем различного назначения между собой на уровне приборов, что приводит к реальному уменьшению состава оборудования, а значит - экономии средств судовладельца". 

Вентиляция и кондиционирование

За эту часть на ярославских бонопостановщиках отвечало российское представительство польского производителя "Teknotherm". Компания может похвастаться достойным референс-листом и участием во всех ключевых стройках за последние годы. 

На проектах А40-2Б-ЯР установлены система кондиционирования воздуха, вентиляторы, канальные нагреватели воздуха и противопожарные воздушные захлопки. Как отмечают представители "Teknotherm", несмотря на то, что суда небольшие, там представлена почти вся номенклатура фирмы.

Сотрудничество компании "Teknotherm" с Ярославским судостроительным заводом началось сравнительно недавно - с поставок продукции для проекта 745МБ в 2011 году. Следующим витком стал контракт на отгрузку оборудования СКВ для трех танкеров проекта RT18, а затем шести бонопостановщиков "Морспасслужбы". Заметим, что для этих заказов "Teknotherm" специально провела комплексную сертификацию производства и оборудования на класс РРР.

На связи капитан

Мы связались с капитаном бонопостановщика "Капитан Оходов" Алексеем Приходько и расспросили его о судне. Так как теплоходы серийны, уверены, что замечания и пожелания можно примерить на каждый.
 
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"

Алексей не имел раньше в оперативном управлении суда подобного типа, но нареканий по работе с катером "Капитан Оходов" у него нет. По словам Алексея, у теплохода безупречная управляемость, хорошая мореходность, а маневренность не поддается критике. Он отметил, что при полной загрузке по запасам и установленном штатном оборудовании ЛРН использовать катер на максимальной скорости невозможно, потому что идет заваливание на корму.
 
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"

На бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР установлено преимущественно импортное оборудование, но это не вызывает трудностей в работе с ним у экипажа, который держит круглосуточную вахту в дежурстве АСГ (аварийно-спасательная готовность). Как нам рассказал капитан судна, в рамках исполнения основных функций бонопостановщик Сахалинский филиал "Морспасслужбы" использует не постоянно - больше периодически. 

Но все же за год работы на "Капитане Оходове" Алексей выявил некоторые конструктивные пожелания к проекту. На катерах не хватает помещения для переодевания и просушки спецодежды, а также перегородок в цистернах (успокоителях), потому что при 50% запаса наблюдается валкость судна. По словам капитана, на катере плохая изоляция корпуса и надстройки судна, которая особенно ощущается в зимний период, а вспомогательный котел для отопления очень прожорлив. И последнее замечание Алексея Приходько касается недостаточных размеров рубки.

Что же касается кают, то они просторные, правда, недостаточно места для хранения документации и личных вещей. Алексей поделился, что крайне необходимо дооснащение бонопостановщика холодильной камерой для замороженных продуктов, потому что тот, что уже на борту, может вместить продукты на 2-3 дня. Если помимо экипажа на судне размещен спецперсонал, то все питаются сухим пайком и то недолго.
 
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"
Фото: ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"

Причем капитан бонопостановщика настаивает, что есть острая необходимость в изменении цвета главной палубы: сейчас она покрашена в светлый цвет, очень маркая и трудно отмываемая. 
 
"Капитан Оходов" / Алексино порт Марина, ООО

Сейчас на стапелях Ярославского судостроительного завода строятся еще два бонопостановщика проекта А40-2Б-ЯР, которые были заложены 30 ноября 2017 года, правда, для другого заказчика - для компании "Транснефть-Прикамье". С мнением "Морспасслужбы" наша редакция познакомилась, и любопытно было бы узнать, что про работу с оборудованием и катерами скажут представители фирмы из Казани.
Уважаемые читатели, пользователи и все, кто интересуется темой отечественного флота! Вы - полноценные участники отрасли, поэтому просим вас оставлять в комментариях названия судов, с которыми хотели бы поближе познакомиться через призму наших материалов! 
 
 
Материалы по теме:
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин - статья о спасательном катамаране "Игорь Ильин");
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги - статья о новом лоцместерском судне постройки Сосновского СЗ.
 
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью
"Транзас Навигатор", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)325-31-31
"Ярославский судостроительный завод", ПАО
Россия, Ярославль+7(4852)28-88-88
"СПБ Марин", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)335-68-20
"Rigas Dizelis DG", SIA
Латвия, Рига+37(16)738-16-26, +37(16)739-17-81
"Навис", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)322-67-15
"Штандарт", ООО Россия, Москва+7(495)575-67-23
"Teknotherm Marine HVAC", Ltd Польша, Щецин+7 48 (91) 433-18-00
"Морспасслужба Росморречфлота", ФБУ Россия, Москва+7(495)626-18-08
"Ламор Корпорэйшн", ООО Финляндия+358 20 765 0100

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!
II Конференция «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России»

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость