ФГУП "Росморпорт" приняло участие в дискуссии "Цифровой транспорт и логистика – 2020: транспортная отрасль России на пути к "цифровой зрелости". Мероприятие прошло при поддержке Минтранса и Минцифры России.
Участники дискуссии обсудили, как скоро может пройти цифровая трансформация в транспортной отрасли России, а также какие существуют барьеры и драйверы полноценного перехода транспорта и логистики на "цифру". В рамках дискуссии, в частности, была поднята тема внедрения беспилотных технологий на транспорте.
Большинство экспертов морской отрасли сходятся во мнении, что внедрение беспилотных технологий в судовождении позволит значительно повысить безопасность и экологичность перевозок с одновременным уменьшением эксплуатационных затрат.
"Конечно, есть барьеры и опасения. Отсутствие нормативного регулирования безэкипажного судовождения и применения элементов систем искусственного интеллекта при организации движения судов. Есть опасения в части кибербезопасности. Но данные вопросы находятся в стадии исполнения. Мы позитивно оцениваем возможность их своевременного решения", - отметил начальник Управления цифровой трансформацией ФГУП "Росморпорт" Павел Босенко.
Представитель ФГУП "Росморпорт" рассказал об опыте предприятия по внедрению безэкипажного судовождения. В прошлом году для отработки технологий автономного управления судами в рамках проекта по внедрению безэкипажного судовождения АНО "Отраслевой центр МАРИНЕТ" Национальной технологической инициативы предприятие выделило под проект связку судов в составе дноуглубительного каравана. Натурные испытания начали в ноябре. Тестирование проходит в Керченском проливе в районе морского порта Кавказ. Предприятие рассчитывает, что в дальнейшем один экипаж на головном судне - земснаряде, сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана. По мнению ФГУП "Росморпорт", это позволит как оптимизировать число персонала на судах, так и улучшить координацию их работы.
В продолжение этой работы ФГУП "Росморпорт" стал инициатором НИОКР "Наутилус" в рамках программы развития отечественного судостроения, курируемой Минпромторгом России. Предполагается, что новая система позволит управлять гидрографическим катером с борта дноуглубительного судна или с берега, а также обеспечить проведение промерных работ без нахождения гидрографа и судоводителя на борту.
Предприятие также тестирует в навигацию беспилотные летательные аппараты. Например, в сложных ледовых условиях есть необходимость в предоставлении капитанам судов дополнительной информации о ледовой обстановке в районе плавания для принятия оптимального решения по маршруту. ФГУП "Росморпорт" ведет эту работу с 2016 года и в будущем планирует продолжить изучать возможность и эффективность использования дронов.