реклама
Туризм и отдых
Рекомендации, инструкции, мнения специалистов - для комфортного отдыха на воде

Доклад П.М.Ермолаева «Совершенствование государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте»

2 3369 6 мин
Форумы и конференции хороши тем, что дают возможность встретиться  и побеседовать самым разным представителям отрасли и рынка. К сожалению, слишком редко проходят события, способные собрать действительно "весь цвет". А значит, информация к размышлению, которой пестрят подобные мероприятия, доходит далеко не до всех непосредственных адресатов. Форумы и конференции хороши тем, что дают возможность встретиться  и побеседовать самым разным представителям отрасли и рынка. К сожалению, слишком редко проходят события, способные собрать действительно "весь цвет". А значит, информация к размышлению, которой пестрят подобные мероприятия, доходит далеко не до всех адресатов.



Предлагаю ознакомиться с текстом доклада начальника Управления государственного морского и речного надзора П.М.Ермолаева «Совершенствование государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте», который был зачитан на  на IV Международном форуме «Морской туризм».
Уважаемые участники форума!

От имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта позвольте приветствовать собравшихся участников и пожелать плодотворной работы по выработке мер направленных на становление индустрии водного туризма в Российской Федерации, прежде всего в области обеспечения безопасной перевозки пассажиров.

Проблемы безопасности перевозок пассажиров в круизных и туристических рейсах на водном транспорте особенно отчетливо обнажились после одной из самых тяжелейших аварий - затопления пассажирского судна «Булгария» 10 июля 2011 г., унесшем жизни 122 человек.
Комиссия Ространснадзора при расследовании этой тяжелой аварии сделала вывод о том, что несмотря на возраст судна, оно вполне могло безопасно эксплуатироваться, если бы судовладельцем и экипажем судна соблюдались требования в области обеспечения безопасности судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса.

По итогам расследований ряда аварий комиссиями Ространснадзора получено подтверждение многолетней отечественной статистики, что в 93 % аварийных случаев на ВВП их причиной является «человеческий фактор». Причем, в настоящее время проявления этого «человеческого фактора» качественно изменились. Если в Советском Союзе основными причинами тяжелых аварий были грубые ошибки судоводителей (1983 год т/х «Александр Суворов» на полном ходу зашло под не судовой пролет Ульяновского моста через р. Волга. Погибло 176 человек; 1986 год, столкновение т/х «Адмирал Нахимов» с балкером «Петр Васев», погибло 423 человека), то в настоящее время это сознательное нарушение требований и норм в области обеспечения безопасности судоходства, низкая квалификация и недисциплинированность экипажей судов. При такие же причины существуют и в других странах.

Вспомним недавний аварийный случай, связанный с затоплением океанского круизного судна «Коста Конкордия» (2006 г.п.) в январе этого года (13.01.2012 судно стоимостью 450 миллионов Евро потерпело крушение. Погибло 30 человек, ещё 2 числятся пропавшими без вести. Более 4 тысяч человек было эвакуировано). Несмотря на то, что это судно было оснащено современными средствами навигации и обеспечения безопасности мореплавания, не дисциплинированность капитана, так же как и на устаревшем судне «Булгария», унесла жизнь людей и погубила современное судно. По этой причине проблемы Российской Федерации по обеспечению безопасной перевозки пассажиров аналогичны общемировым и требуют комплексного подхода. Неслучайно, что проблемы обеспечения безопасности на водном транспорте рассматривает Международный форум здесь в Санкт-Петербурге – морской столице России.

Такие тяжелые аварийные случаи, по нашему мнению, свидетельствует о серьезных рисках, накопившихся в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров как на речном, так и на морском транспорте. Именно по этой причине деятельность государства и международного сообщества должна быть направлена на снижение к минимуму влияние «человеческого фактора» на безопасность судоходства. В целях повышения уровня безопасности судоходства усилия государства должны быть, прежде всего, направлены:на совершенствование системы подготовки экипажей судов;
  • повышение технической надежности судов, в том числе пассажирских;
  • совершенствование системы обеспечения безопасности судоходства, внедрение современных информационных технологий;
  • совершенствование коллективных и индивидуальных средств спасения пассажиров в целях максимального количества сохранения находящихся на аварийном судне людей;
  • создание эффективных аварийно-спасательных сил и формирований;
  • повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях своевременного выявления и пресечения возможных нарушений.
Именно на повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности я хочу остановиться более подробно.
Государственный морской и речной надзор в прошлом году еще до аварии с пассажирским судном «Булгария» осмотрел более 12 тысяч судов, при этом 1200 судов было остановлено в связи с выявленными нарушениями представляющих угрозу безопасности судоходства.

В ходе многочисленных проверок и расследования аварийных происшествий Ростраснадзор еще в 2010 году сделал вывод о сознательном нарушении отдельными судовладельцами требований в области безопасности судоходства. На ряде уже проверенных судов в начале навигации 2011 года, где нарушений не было или они были оперативно устранены, в ходе массовых проверок пассажирских судов обнаруживались недостатки, в том числе серьезные. Поэтому в 190 случаях Госморречнадзор вновь принимал решение о запрете движения таких судов. Основанием для запрета движения стали:
  • нарушения правил пожарной безопасности -30.2%;
  • отсутствие (неисправность спасательных средств - 19.6%;
  • нарушение правил плавания - 10.9%;
  • отсутствие судовых документов - 10.5%;
  • отсутствие дипломов у членов экипажей - 6.2%;
  • не укомплектованность экипажей -3.3%;
  • превышение установленной численности пассажиров - 2.9%.
Всего в 2011 году в ходе 26 тысяч осмотров судов движение приостанавливалось более 3-х тысяч раз (11%).

С апреля 2012 года началась комплексная программа сплошной проверки всех судов внутреннего водного транспорта после зимнего отстоя перед их принятием в эксплуатацию совместно с органами прокурорского надзора. В результате по настоящее время было осмотрено около 9 тысяч судов внутреннего водного транспорта. Недостатки, которые могли бы негативным образом повлиять на безопасность судоходства, представлять угрозу жизни и здоровью пассажиров и членов экипажей, угрозу загрязнения окружающей среды, своевременно выявлялись и устранялись до ввода судов в эксплуатацию. Такие недостатки были выявлены на более чем 600 судах. (6.7%). Однако такого количества инспекторов государственного морского и речного надзора для того, чтобы охватить проверкой все 100% вводимых в эксплуатацию судов после зимнего отстоя, просто нет, поэтому проверялись в первую очередь пассажирские суда, нефтеналивные суда, а также имеющие значительный дедвейт.

Сегодня основная цель отдельных судовладельцев – получение максимальной прибыли при минимальных затратах на обеспечение безопасности и улучшение качества обслуживания пассажиров.
Административная ответственность за нарушения транспортного законодательства несопоставима с получаемой выгодой, что толкает недобросовестных судовладельцев на осознанное и умышленное нарушение с целью извлечения максимальной прибыли.
Так, судовладелец «Булгарии» с одного рейса мог иметь прибыль в размере 400 тысяч рублей, а размер штрафа, наложенный судом, который он понес за работу без лицензии составил всего 50 тысяч рублей.

Наиболее эффективным инструментом, который бы свел до минимума риск тяжелых аварий и катастроф и заставил бы судовладельца заботиться о безопасности судоходства – крупные денежные штрафы, а виновные могут быть заключены и под стражу. Так это действует в иностранных государствах. Если добросовестный судовладелец соблюдает все положенные требования – надзорные органы эти проверки могут осуществлять значительно реже.
Предложения по увеличению ответственности судовладельцев и членов экипажей судов за нарушения в области обеспечения безопасности судоходства в виде значительного повышения штрафных санкций одобрены и, надеюсь, в скорм времени будут приняты на законодательном уровне.

В настоящее время количество судовладельцев, по сравнению с бывшим СССР увеличилось в сотни раз примерно с 80 до 7000. Именно небольшие судоходные компании, эксплуатирующие 1-3 судно являются в основном потенциально опасными, т.к. в этих организациях все поставлено на извлечение прибыли в ущерб безопасности. Пассажирские перевозки с одной стороны прибыльный бизнес, но требует вложения достаточно больших средств на поддержание судна в технически исправном состоянии, достойную зарплату экипажу и другие мероприятия. Далеко не все компании могут это сделать без ущерба в области безопасности.

Введения обязательного требования по наличию системы управления безопасностью судоходных компаний, эксплуатирующих суда на внутренних водных путях Российской Федерации по нашему мнению позволит решить эту задачу и заставит укрупнить компании.
С августа прошлого года вступили поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта позволяющие проводить проверки судоходных компаний не 1 раз в 3 года, а ежегодно. Основанием для проведения проверок является ввод судов в эксплуатацию после зимнего отстоя.

С 25 мая этого года регистрация судов внутреннего водного транспорта от Ространаснадзора передана в Росморречфлот, что позволит государственным транспортным инспекторам Ространснадзора сосредоточить свое внимание на организации и проведении контрольных мероприятий.
Мы ожидаем, что в ближайшее время будет внедрена система эффективного портового контроля в речных портах, с целью контроля судов в части обеспечения безопасности судоходства, при выходе в рейс, в пределах ответственности на данном речном бассейне. Пока эту функцию осуществляет Ространснадзор.
С началом навигации этого государственные транспортные инспекторы государственного морского и речного надзора при проведении проверок используют разработанную ФГУП «Морсвязьспутник» Автоматизированное работчее место государственного транспортного инспектора (АРМ), что существенно повышает эффективность контрольно-надзорной деятельности.

В рамках Федеральной целевой программы в для проведения контрольно-надзорной деятельности в территориальные управления Госморречнадзора поступают современные патрульные катера.

И самое главное. Только обновление пассажирского флота и повышение уровня его безопасности плавания не решит задачу безопасности судоходства пассажирских судов, т.к. зачастую виновником аварийных случаях с пассажирскими судами являются транспортные суда.
Так, например, 13.05.2010 г. в Ладожском озере столкнулся т/х Кронштадт (пассажиров – 272 чел) с транспортным судном «Ялта», Пострадавших нет. Вахтенный начальник т/х «Ялта» лишен диплома, а капитан оштрафован. Рейс пассажирского судна прерван, пассажиры доставлены до пункта назначения автотранспортом.



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#речников александр, 28.07.2012, 10:50Зачем же Петр Михайлович плачется в жилетку? Сам же развалил Госморречнадзор, сокращал теруправления на море и реке, разогнал самых опытных и старых инспекторов за 2 года реформы, а теперь получает плоды своих дел. Окружил себя прихлебателями и неучами по школе ВМФ, а теперь пишет статьи. Нужно профессионалов привлекать на службу, а не пенсионеров и укреплять ее статус, а не устраивать гонения неугодных и умнее себя. На море почти никого из моряков не осталось, на речке только пенсионеры за 60 лет.
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич, 01.08.2012, 14:48В Нижнем Новгороде два судна на воздушной подушке уже умудрились столкнуться. А где техрегламенты на их счет? По экранопланам безопасностью занимаются, а по ховеркрафтам -что-то никак!
Свежие новости
АО "Порт Коломна" объявило о завершении модернизации теплохода "Невский-18"
20:58 / судоремонт