
Аналитические выкладки СРО Ассоциации "НАКС" показали, что если в ближайшее время не заняться подготовкой дефектоскопистов, в долгосрочной перспективе развития судостроительной отрасли их может попросту не оказаться в наличии. В первом журнале этого года мы уже поднимали вопрос, и тогда же выяснили, что в 2023 г. в Санкт-Петербурге открыли набор по специальности "дефектоскопист" Автомеханический колледж, в 2024 году Охтинский колледж. Сегодня спешим сообщить, что с сентября к общему делу подключится Колледж судостроения, информационных и прикладных технологий. А что о своей профессии думают сами дефектоскописты?
К беседе на этот раз присоединятся специалисты с Балтийского завода, Кронштадтского морского завода, Выборгского судостроительного завода (входят в ОСК), а также с "Верфи братьев Нобель" (входит в концерн "Калашникова") и с Находкинского судоремонтного завода (Дальний Восток).
Каждому заводу нужен дефектоскопист?
"Именно дефектоскописты осуществляют диагностику и технологический контроль уровня надежности объектов для выявления уязвимых мест в конструкции, различных повреждений, явных и скрытых дефектов", – рассказывает начальник рентгеновской лаборатории Балтийского завода ОСК Александра Котова.
Как она отмечает, на предприятии в центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) трудятся дефектоскописты разных методов контроля: рентгено-гаммаграфирования, капиллярного и жидкостного, ультразвукового. Задача у всех одна: на любом этапе производства изделий различного назначения необходимо, чтобы в технологической цепочке применялись только качественные детали и узлы. Дефектоскописты ЦЗЛ работают на производственных площадках завода, в цехах, на стапеле, на строящихся заказах.
Специалист с Кронштадтского морского завода обращает внимание на то, что на предприятии не всегда хватает дефектоскопистов, тем самым подсвечивая проблему с нехваткой кадров. Обычно это происходит в пиковые сезоны судоремонта. Молодые ребята на завод не приходят.

"Получать профессию стало трудно. Еще несколько лет назад НОАП (независимый орган по аттестации персонала) давал большой массив базовых знаний. Дальше специалист перенимал опыт у старших коллег. Сейчас акценты сместились, и НОАП сосредоточилось в большей степени на передаче теоретической информации", – добавляет начальник отдела экспертиз Кронштадтского морского завода Сергей Богдан.
Начальник центральной лаборатории Выборгского судостроительного завода ОСК Сергей Федоров напоминает, что дефектоскописты предотвращают аварии и катастрофы. Необнаруженная трещина в корпусе может привести к разрушению судна, а дефект в трубопроводе – к взрыву. Работа дефектоскописта экономит миллиарды рублей, которые могли бы уйти на аварийный ремонт или судебные иски.
"Дефектоскописты – это, по сути, "доктора" металла, выявляющие скрытые дефекты в сварных соединениях конструкций и изделий. Мы не управляем кранами, не свариваем металл и не проектируем корабли, но без нашей работы ни одно судно не выйдет в море", – добавляет Сергей Федоров.
На взгляд собеседника сегодня значимость профессии дефектоскописта в судостроении занижена, особенно для тех, кто занимается ультразвуковым и рентгеновским контролем.
А вот, что о работе дефектоскописта рассказывает начальник ОТК "Верфь братьев Нобель" Елена Ульянова:
"Профессия очень интересная, но достаточно сложная, ведь деятельность напрямую связана с физическими нагрузками, так как в судостроении специалисты неразрушающего контроля выполняют работы непосредственно на строящемся судне в условиях производства, а не в лаборатории. Тем, кто хотел бы прийти к нам, скажу, что работа дефектоскописта очень важна, ведь своевременно выявленные и исправленные дефекты – это не только финансовая экономия, но и сохраненные жизни людей, которые будут эксплуатировать готовое судно".
Елена Александровна добавляет, что на данный момент востребованность профессии на судостроительных заводах не столь велика. Связано это с тем, что за последние десятилетия качество материалов значительно повысилось, и уровень внутренних дефектов снизился. Как следствие, объемы работ дефектоскопистов значительно сократились. Однако даже с учетом развития технологий, ни один завод не обойдется без специалиста неразрушающего контроля.
Также специалист с НСРЗ считает, что профессия дефектоскописта — одна из ключевых в цепочке судоремонта, судостроения и производства металлоконструкций, и что "плоды" их труда достойны высокой оплаты.
Секреты мастерства дефектоскопистов
Секрет мастерства по мнению начальника рентгеновской лаборатории Балтийского завода ОСК Александры Котовой в желании освоить свою профессию: перенимать навыки у более опытных товарищей, выполнять свою работу качественно и в срок.

"Я пришла работать на Балтийский завод по распределению после окончания Ленинградского электротехнического института. Хоть я и получила профильное образование, многие практические навыки осваивала уже на рабочем месте, перенимая опыт старожилов рентгеновской лаборатории. Хочу сказать, что дефектоскописты высокого профессионального уровня ценятся и имеют перспективы карьерного роста", – рассказывает она.
"Главное – не изучение как можно большего числа методов, а глубокое понимание принципов, на которых они основаны. В таком случае дефектоскопист, понимая возможности каждого из них и при этом комбинируя применение, с большой вероятностью сможет находить скрытые дефекты и неисправности. Главный секрет мастерства – техническая эрудиция, понимание технологического процесса, в котором участвует дефектоскопист", – делится опытом начальник отдела экспертиз Кронштадтского морского завода Сергей Богдан.
На взгляд начальника центральной лаборатории Выборгского судостроительного завода ОСК Сергея Федорова профессия дефектоскописта требует не только внимательности, но и глубоких знаний физики, материаловедения и методов контроля. Рынок, как отмечает наш собеседник, испытывает дефицит дефектоскопистов, особенно в судостроении. Влияет и конкуренция с нефтегазовой отраслью, где зарплаты выше, а опытные кадры часто уходят туда. Поэтому на ВСЗ нашли решение с помощью внутреннего обучения: отбирают мотивированных рабочих, которые под наставничеством опытных дефектоскопистов изучают теорию, проходят практику, а по завершении проходят аттестацию в независимых центрах. Карьерный рост возможен от рядового дефектоскописта до ведущего специалиста, а далее начальника лаборатории НК.
"Секрет мастерства дефектоскописта – профессионализм и опыт работы, так как нужно отработать много лет, чтобы узнать все нюансы, не допускать ошибок, наперед предвидеть все необходимое, а также изучить возможности для проведения контроля в разных пространственных положениях", – отмечает начальник ОТК "Верфь братьев Нобель" Елена Ульянова.
На "Верфи братьев Нобель" проблем с профессиональным ростом нет: дефектоскопистов регулярно направляют на курсы повышения квалификации, они систематически обучаются и проходят аттестацию.
"Ключевое – знание методов и технологий дефектоскопии, технологический склад ума. На предприятии весь коллектив ЦЗЛ состоит из молодых специалистов, которые добились больших достижений в области неразрушающего контроля и с большой радостью под наставничеством передают свой опыт своим преемникам. Первичное обучение и курсы повышения квалификации в области компетенции деятельности ЦЗЛ проходим в ООО "Институт промышленной безопасности", где каждый желающий может освоить профессию дефектоскописта со средне-специальным образованием. Но при этом нужно усердие", – обращает внимание на ситуацию дефектоскопист Находкинского судоремонтного завода.
Чтобы дело спорилось, а судно строилось...
Специалист должен обладать набором определенных личных и профессиональных качеств.
"Дефектоскописты работают с дорогостоящим и сложным оборудованием, и должны уметь уверенно им пользоваться, знать устройство аппаратуры, методику проведения контроля, стандарты и нормы допустимых дефектов, хорошо ориентироваться в регламентах и другой специальной документации. Профессия требует комбинации технических навыков, внимательности, ответственного подхода к работе", – отмечает начальник рентгеновской лаборатории Балтийского завода ОСК Александра Котова.

Также Александра Александровна добавляет, что ключевая способность любого дефектоскописта – аналитический ум, необходимый при контроле данных, составлении заключения о качестве объекта контроля или отсутствии дефектов. Представители профессии на ее взгляд должны быть физически выносливыми, поскольку часто приходится работать в труднодоступных местах, весь день быть на ногах. Важно иметь навыки работы в команде, развитые коммуникативные качества для взаимодействия с другими сотрудниками.
Начальник отдела экспертиз с Кронштадтского морского завода отмечает как значимые качества усидчивость, усердие, инициативность. На ВСЗ считают, что эта работа для ответственных и добросовестных людей, готовых работать в условиях стесненных трюмных пространств, где перемещение между участками контроля осуществляется по лесам, лестницам, вертикальным трапам через люки-лазы. На НСРЗ ключевым при выборе дефектоскописта является внимательность и точность, педантичность, тяга к техническим знаниям, выносливость, стрессоустойчивость потому как порой дефектоскопист работает не только в полевых условиях, но его профессия связана и с высотой.
"Специалист должен иметь технический склад ума, быть внимательным, аккуратным, выносливым, ответственным, стрессоустойчивым, уметь анализировать полученную информацию. И, как любому представителю отдела технического контроля, дефектоскописту важно быть принципиальным", – делится своим представлением о профессии начальник ОТК "Верфь братьев Нобель" Елена Ульянова.
Как важную часть развития сотрудников на Балтийском заводе ОСК отмечают профессиональные конкурсы и взаимодействие с коллегами с других предприятий, при этом дефектоскописты БЗ регулярно принимают участие в таких мероприятиях, побеждают в региональных и всероссийских конкурсах. Обмен опытом на заводе – нечто естественное. Поддерживают коллегу в этом начальник центральной лаборатории ВСЗ Сергей Федоров, начальник ОТК "Верфи братьев Нобель" Елена Ульянова, а также коллеги с Находкинского судоремонтного завода и Кронштадтского морского завода.
"В моей практике были случаи, когда в силу значительных объемов работ по контролю и невозможности справиться своими силами, к нам на помощь приходили дефектоскописты других судостроительных заводов", – рассказывает начальник рентгеновской лаборатории Балтийского завода ОСК Александра Котова.
Дефектоскопист это вам не машина, а человек
Новые технологии скорее всего спустя годы кардинально изменят труд дефектоскописта. Ряд рутинных и монотонных задач могут взять на себя роботы, особенно, когда речь идет о серийном производстве. Искусственный интеллект скорее всего усилит аналитическую составляющую работы дефектоскописта и будет помогать точнее выявлять дефекты. А еще есть, как отмечают на Балтийском заводе, беспроводные технологии: удаленное управление оборудованием упростит многие задачи, стоящие перед мастерами неразрушающего контроля.
Начальник отдела экспертиз Кронштадтского морского завода считает, что эффективность роботов в работе дефектоскописта зависит от того, в каких операциях их использовать, ведь порой такое внедрение оказывается значительно дороже самого процесса контроля.

"Автоматизация в любом случае неизбежна, роботы и искусственный интеллект уже используются для рутинных проверок (например, УЗ-сканирование труб), но в чем-то они, разумеется, слабее. Например, им тяжело даются сложные формы и материалы, такие как композиты. У человека есть интуиция, которая часто помогает разобраться в каких-то нестандартных дефектах и опыт дефектоскописта, безусловно, пока незаменим. На мой взгляд, в будущем, будет эффективный союз технологий и человека в том случае, если робот собирает данные, а человек анализирует их", – рассказывает начальник центральной лаборатории Выборгского судостроительного завода ОСК Сергей Федоров.
Также он добавляет, что человек в этой профессии останется востребованным, но суть работы сместится в сторону "умных" систем, а именно, в сторону внедрения программного обеспечения для 3D-анализа дефектов, дополненной реальности для подсказок. Возможны новые методы контроля – термография и лазерные технологии, а также удаленный мониторинг, когда специальные датчики будут передавать данные в реальном времени. Изменения в стандартах и забота об экологии также могут привести к изменениям в области ужесточения норм, что потребует более точных методов, например, контроля водородных трещин. Как следствие профессия станет более технологичной, что может привлечь молодежь.
На "Верфи братьев Нобель" считают, что роботы смогут заменить человека, но не в полном объеме, так как в судостроении это осложняется труднодоступностью мест для проведения рентгеноскопического или ультразвукового контроля. На НСРЗ считают это пока невозможным, хотя и предполагают появление инновационного оборудования.
Почему же полная замена дефектоскописта роботом на данном этапе развития технологий затруднительна? Ответ банален, но одновременно весьма значим: машина – не человек. И, действительно, дефектоскописту приходится пробираться в такие места, куда ни один робот пока что не заберется, кроме того, у человека на сегодняшний день больше возможностей для развития и роста и понимания сути профессии, чем у любого робота, которого в любом случае создает все тот же человек.

Выводы
После публикации ряда материалов в журнале и на портале "Корабел.ру", а также серии интервью с дефектоскопистами и представителями НАКС, можем уверенно говорить о том, что исследование, посвященное значимости профессии дефектоскописта, – очень своевременно. С одной стороны мы можем наблюдать, как учебные заведения начинают откликаться на нарастающую проблему нехватки кадров, с другой – заводы практически единогласно говорят о том, что молодые ребята и девчата действительно не так уж стремятся в профессию, что не всегда и везде хватает дефектоскопистов, а порой и о том, что непонятно, где бы их обученных взять. Но тут мы можем сказать, что по крайней мере в Санкт-Петербурге точно начали готовить дефектоскопистов.
Также весьма интересным остается вопрос применения цифровых методов дефектоскопии. Пока что на заводах их нет по причине высокой стоимости и необходимости разработки под них нормативной документации. Однако это точно ближайшее будущее и то, что будет безусловно внедряться в производство.
А на этом все, оставайтесь с нами, и мы продолжим и дальше рассказывать о значимых изменениях в работе дефектоскописта.