реклама

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин": о некоторых вопросах, возникающих при работе с офшорными компаниями в морском бизнесе

0 638 3 мин
В 2013 году в Российской Федерации началась кампания по деофшоризации экономики. Проведение подобной политики вызвано, прежде всего, негативными последствиями распространения офшоров, выражающимися в оттоке капитала за границу и недополучении государством налоговых отчислений от деятельности, которая формально ведется за рубежом, фактически в России (Закон о деофшоризации изменит правила игры в морском бизнесе).
Однако, не смотря на подобные меры, тенденция распространения привлечения офшорных компаний к участию в экономической деятельности, в особенности в сфере международной морской индустрии, в настоящее время если не усиливается, то, по крайней мере, не ослабевает. Подобная практика ведет не только к негативным последствиям для государства,  но и влечет за собой увеличение числа безнадежных судебных споров, связанных с офшорными структурами, и возникновению необходимости преследовать такие компании, чтобы взыскать с них долги и возместить ущерб за счет принадлежащего им имущества. 

Традиционно под офшорными зонами или юрисдикциями понимаются государства, законодательство которых предоставляет юридическим лицам, учрежденным на их территории, льготный режим налогообложения и условия конфиденциальности информации об учредителях компании и ее бенефициарах.

Офшорных игроков в морском бизнесе великое множество – бункеровщики, операторы и, конечно же, судовладельцы. Между тем, работать с офшорами небезопасно с правовой точки зрения. Немаловажной отрицательной чертой сотрудничества с офшорными судовладельцами являются низкие требования к техническому состоянию судна, физической и правовой безопасности мореплавания.   Часто администрация морских реестров соответствующих стран лишь формально проводят инспекции судна и закрывают глаза на многие недостатки, порой вообще не проводят никаких инспекций судна, довольствуясь простым заполнением документов и получением денег. Нередки случаи, когда  администрация не предъявляет надлежащих требований к качеству судна, не присваивает ему радиопозывных, крайне упрощенно относится к классификации и техническому состоянию судна. Безусловно, это негативно влияет на безопасность мореплавания и увеличивает риск того, что контрагент не исполнит свои обязательства надлежащим образом.

Дополнительно, одна из главных проблем, которая встает перед контрагентами фирм, зарегистрированных в офшорных зонах – это отсутствие открытой информации о юридическом лице (прежде всего о принадлежащем ему имуществе и банковских счетах, часто – о владении флотом).  В целом объем публично доступных сведений об офшорной компании отличается в зависимости от юрисдикции, но в большинстве случаев подробный набор сведений недоступен. Во многих популярных офшорных зонах, таких как Британские Виргинские острова, Лихтенштейн, Люксембург, Белиз, Сейшельские острова, Панама, под флагами которых регистрировано большое количество судов, публичный реестр компаний содержит крайне ограниченный перечень сведений, в связи с чем получить из открытых источников информацию даже о директорах и номинальных акционерах компании зачастую оказывается невозможно.

Единственное, на что всегда можно рассчитывать, обратившись в компетентные органы офшорной юрисдикции, – на информацию о точном наименовании компании, дате ее учреждения, месте нахождения зарегистрированного офиса, а также об официальном статусе компании (то есть действующая, ликвидированная, исключенная из реестра за неуплату налогов и т.п.). Остальная информация о компании в таких офшорных юрисдикциях носит конфиденциальный характер, не публикуется в публичных реестрах компаний и иных общедоступных источниках, по запросам частных лиц не предоставляется.

Стоит отметить, что судебная практика демонстрирует высокую степень гибкости при предоставлении защиты обоснованных интересов кредиторов, столкнувшихся с офшорной структурой, и естественно, конфиденциальная информация должна раскрываться по требованию суда.

Между тем нельзя не отметить, что процесс с участием иностранного лица в России требует соблюдения процедуры его уведомления через уполномоченные органы юстиции, что, как правило, занимает до 1-2 месяцев, а документы, выпущенные за границей, должны быть легализованы, если они исходят от государственного органа или как минимум переведены на русский язык, если это коммерческие документы. Все эти действия, безусловно, занимают время, и часто к моменту начала процесса офшорная фирма выводит денежные средства со своих счетов и избавляется от имущества, в том числе, путем продажи судов третьим, добросовестным приобретателям. Что же касается судебных процессов против таких офшорных компаний по месту их нахождения, то такие процессы чреваты применением неизвестного правопорядка, а также значительными судебных расходами на иностранных представителей в суде государства, компетентного разрешить спор по существу.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ведение дел с оффшорными компаниями сопряжено с большими сложностями и с вероятностью того, что, в случае ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств, обеспечение иска будет практически невозможно, а политика деофшоризации пойдет на пользу морскому бизнесу, и без того сопряженному с множеством рисков. Если в своем бизнесе Вы сталкиваетесь с офшорной компанией, то при отсутствии возможности отказаться от совершения сделки, рекомендуется заручиться гарантиями состоятельности от основной компании или владельца, которые выступают фактическими учредителями компании. 
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости