25 февраля 2011 г. г. Москва
Заслушав и обсудив проблемные вопросы, связанные с проектированием гражданских судов российскими проектными организациями, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Российские проектно-конструкторские организации, независимо от организационно правовых форм и форм собственности, составляют неотъемлемую и важнейшую часть судостроительной промышленности Российской Федерации.
Развитие отечественного научно-технического и проектного потенциалов и, как следствие, создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники являются основной целью федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 103.
Однако сегодня обеспеченность российских судостроительных предприятий современными проектами гражданских судов, разработанными российскими проектными организациями, свидетельствует о наличии системных проблем, не позволяющих в полном объеме реализовать задачи развития современного конкурентоспособного отечественного судостроения. Истоки проблем лежат в начале 90-х годов прошлого столетия, когда началось разрушение системы взаимодействия проектных организаций с заказчиками и смежниками. В результате были прерваны многолетние производственные связи проектных организаций с верфями и заказчиками судов, утерян ряд приоритетных позиций отечественной судостроительной промышленности.
Основными проблемами российских проектных организаций являются:
-
Из-за сокращения бюджетного финансирования федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы поисковые исследования в области судостроения проводятся в недостаточной степени и не соответствуют уровню требований потенциальных заказчиков проектных работ, в течение двух десятилетий используется научно-технический задел, созданный в советский период.
-
Отсутствует координация работы по выработке единой политики в области информационных технологий. Системы проектирования, используемые в настоящее время на предприятиях российского судостроения (Katya, AVIVA-TRYBON, Unigrafics, Solid Works) в основном относятся к CAD-системам. Технологии CAE-систем, ERP-систем не нашли широкого применения и внедряются недостаточно. Используемые системы часто не соответствуют уровню сложности проектируемых и строящихся объектов. В результате отсутствия координации проектно-конструкторские бюро и верфи внедряют практически не совместимые системы разработки проектной и строительной документации. Эффективность инвестиций в информационные технологии на большинстве предприятий отстает от уровня, определяемого мировой практикой.
-
Структуры и наименования документов эскизного, технического и технорабочего проектов в отраслевых руководящих документах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (РД5.0064-84), Министерства транспорта Российской Федерации (РД31.0012-78) и Правилах классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства не совпадают.
-
Не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и требуют переработки ведомственные нормативные документы, отсылки к которым содержатся в техническом задании – неотъемлемой части договора (контракта) с заказчиком, составляющем нормативно-техническую основу проектирования.
-
Некоторые обязательные взаимоотношения разработчика конструкторской документации на строительство судна с судостроительным заводом, ранее регламентируемые отраслевыми нормативными документами, не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в силу чего перестали носить обязательный характер и осуществляются по усмотрению строителя судна. Например, положения руководящего документа Минсудпрома СССР «Авторский надзор за строительством и эксплуатацией гражданских судов. Методические указания» РД 5. 0166-88.
-
Отсутствуют нормативные документы (государственные стандарты или своды правил), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы проектной документации судов, утверждения проектов, организации наблюдения за строительством (включая порядок финансирования, отчетности и контроля), проведения испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.
-
При проведении конкурсов на проектирование судов, в том числе с участием в качестве заказчика проектных работ государственных органов и компаний, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предпочтение отдается иностранным проектным организациям, несмотря на консолидацию государственных активов основных проектно - конструкторских бюро в составе ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и наличия в России целого ряда полноценных, обновленных проектно-конструкторских организаций негосударственных форм собственности.
-
Сложившаяся в последнее время практика разработки эскизных и технических проектов силами одной проектной организации без взаимодействия с судостроительным предприятием, а рабочей конструкторской документации – иными проектантами негативно влияет на конечное качество проектных работ. Это неизбежно приводит к значительном увеличению общего цикла проектирования, отсутствию персональной ответственности проектантов за допущенные ошибки при создании сложных технических систем, неопределенности в решении вопросов наблюдения за постройкой судна, проблеме выпуска эксплуатационной документации, корректировке документации на серию по результатам постройки головного судна и конечному общему удорожанию стоимости судна и увеличению сроков строительства.
-
Сегодня в стране отсутствует единая обновляемая база данных основного судового оборудования и его поставщиков с информацией о технических характеристиках, требованиях по установке, размещению и подключению, стоимости, условиях поставки, гарантиях поставщика, соответствии требованиям классификационных обществ, международных конвенций и т.д., что существенно осложняет выбор и согласование судового оборудования и его поставщиков между проектантом и заказчиком при разработке проекта судна, не позволяет на этапе проектирования определиться с конечной стоимостью судна, его эксплуатационными характеристиками.
-
Не решенной остается проблема кадрового обеспечения проектной деятельности, подготовки и трудоустройства молодых специалистов кораблестроительных специальностей.
-
Требуется дальнейшее развитие и консолидация проектного потенциала отечественного судостроения как государственной, так и негосударственной форм собственности.
Участники «круглого стола» отмечают, что деятельность проектных организаций отрасли и судостроительных предприятий в Российской Федерации требуют государственной поддержки, принятия мер законодательного характера и нормативно-правового регулирования, направленных на создание условий для ликвидации отставания технического уровня отечественного флота и создающей его судостроительной промышленности от мировых позиций.
На основании изложенного, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
-
Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике:
-
Организовать анализ установленных при проведении «круглого стола» проблемных вопросов с целью выработки законодательных инициатив и предложений Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, предприятиям и организациям по реализации предложений участников «круглого стола».
-
Продолжать постоянной мониторинг ситуации, связанной с проектированием гражданских судов российскими проектными организациями.
-
Правительству Российской Федерации
-
Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О мерах государственной поддержки российского судостроения и судоходства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
-
Обеспечить финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы в соответствии с утвержденными программными показателями.
-
Рассмотреть вопрос об уменьшении объемов привлечения внебюджетных средств по федеральным целевым программам, направленным на модернизацию отечественного судостроения и судоходства с возможностью замещения внебюджетной составляющей данных федеральных целевых программ средствами федерального бюджета.
-
При подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотреть в соответствующих целевых статьях расходов детализацию (расшифровку) номенклатуры и количества судов гражданского назначения, финансирование строительства которых будет производиться за счет средств федерального бюджета.
-
Рассмотреть вопрос включения в государственную программу комплексного развития судостроительной промышленности раздела, посвященного развитию кадрового потенциала специалистов судостроительной промышленности.
-
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству
-
Ускорить переработку отраслевых нормативно-технических документов в области проектирования гражданских судов морского и речного транспорта, рыбопромыслового флота, нуждающихся в актуализации и приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации, требованиями действующих Международных конвенций, правилами Российского морского регистра судоходства, Российского Речного Регистра, других надзорных органов Российской Федерации.
-
Разработать нормативные документы (государственные стандарты), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы, утверждения проектов, наблюдения за строительством, испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.
-
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
-
Рассмотреть вопрос о нормативном обеспечении признания интеллектуальной собственности проектно-конструкторских организаций в качестве внебюджетной составляющей работ, выполняемых по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.
-
Подготовить и провести в III квартале 2011 года научно-практическую конференцию по результатам выполнения федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы за период 2009-2010 годов с привлечением организаций - потребителей разрабатываемой новой техники, средств навигации, связи и управления движением.
-
Министерству образования и науки Российской Федерации:
-
Рассмотреть вопрос о подготовке специалистов кораблестроительных специальностей только в рамках специалитета.
-
Разработать «Положение о статусе молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение».
-
Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации поступления в аспирантуру молодых специалистов-кораблестроителей.
-
Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному агентству по рыболовству, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
-
При размещении заказов на проектирование судов отдавать предпочтение российским проектным организациям, обеспечивающим выполнение собственными силами всего цикла проектных работ (эскизного проекта, технического проекта, рабочей конструкторской документации).
-
В качестве генерального разработчика проектов судов выбирать российские проектные организации, обеспечивающие равные конкурентные условия (качество проекта – контрактная цена – сроки выполнения работ) в сравнении с другими участниками конкурсов.
-
Включать в состав конкурсных комиссий на проектирование судов независимых высококвалифицированных экспертов в области проектирования.
-
Разработать нормативный документ, определяющий состав документов для включения в конкурсную документацию на строительство гражданских судов для целей определения сроков и стоимости строительства судна.
-
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»:
-
Организовать создание обновляемой базы данных основного судового оборудования и его поставщиков, производимого на отечественных предприятиях, и программы продвижения этой продукции в заказы судов для российских и зарубежных заказчиков.
-
Реализовать принцип комплексного предоставления услуг – от разработки проекта до постройки, сдачи, гарантийного и сервисного обслуживания судна по единому контракту между ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и заказчиком.
-
Разработать стратегию единой политики в области информационных технологий для предприятий, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», с перспективой дальнейшего внедрения этой политики на всех предприятиях судостроительной промышленности Российской Федерации.
-
Разработать ряд типовых проектов перспективных судов для реализации на судостроительных предприятиях, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», с учетом производственных мощностей и возможной специализации конкретных предприятий.
-
Рассмотреть вопрос о создании ассоциации проектантов гражданских судов, объединяющей проектные ресурсы конструкторских бюро гражданского направления, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», а также, после соответствующей сертификации – негосударственных проектно-конструкторских бюро с последующей их специализацией на конкретных направлениях проектной деятельности.
Председатель Комиссии В.А. Попов