реклама

Рекомендации «круглого стола» на тему «Проектирование гражданских судов российскими проектными организациями: состояние, проблемы нормативно-правового обеспечения и пути их решения»

2 1763 7 мин
Предлагаем Вашему вниманию рекомендации, сформированные на основе "круглого стола", на котором побывал и наш главный редактор. Его отзыв смотрите здесь.
25 февраля 2011 г. г. Москва

 
Заслушав и обсудив проблемные вопросы, связанные с проектированием гражданских судов российскими проектными организациями, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Российские проектно-конструкторские организации, независимо от организационно правовых форм и форм собственности, составляют неотъемлемую и важнейшую часть судостроительной промышленности Российской Федерации.
Развитие отечественного научно-технического и проектного потенциалов и, как следствие, создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники являются основной целью федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 103.
Однако сегодня обеспеченность российских судостроительных предприятий современными проектами гражданских судов, разработанными российскими проектными организациями, свидетельствует о наличии системных проблем, не позволяющих в полном объеме реализовать задачи развития современного конкурентоспособного отечественного судостроения. Истоки проблем лежат в начале 90-х годов прошлого столетия, когда началось разрушение системы взаимодействия проектных организаций с заказчиками и смежниками. В результате были прерваны многолетние производственные связи проектных организаций с верфями и заказчиками судов, утерян ряд приоритетных позиций отечественной судостроительной промышленности.
Основными проблемами российских проектных организаций являются:
  1. Из-за сокращения бюджетного финансирования федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы поисковые исследования в области судостроения проводятся в недостаточной степени и не соответствуют уровню требований потенциальных заказчиков проектных работ, в течение двух десятилетий используется научно-технический задел, созданный в советский период.
  2. Отсутствует координация работы по выработке единой политики в области информационных технологий. Системы проектирования, используемые в настоящее время на предприятиях российского судостроения (Katya, AVIVA-TRYBON, Unigrafics, Solid Works) в основном относятся к CAD-системам. Технологии CAE-систем, ERP-систем не нашли широкого применения и внедряются недостаточно. Используемые системы часто не соответствуют уровню сложности проектируемых и строящихся объектов. В результате отсутствия координации проектно-конструкторские бюро и верфи внедряют практически не совместимые системы разработки проектной и строительной документации. Эффективность инвестиций в информационные технологии на большинстве предприятий отстает от уровня, определяемого мировой практикой.
  3. Структуры и наименования документов эскизного, технического и технорабочего проектов в отраслевых руководящих документах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (РД5.0064-84), Министерства транспорта Российской Федерации (РД31.0012-78) и Правилах классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства не совпадают.
  4. Не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и требуют переработки ведомственные нормативные документы, отсылки к которым содержатся в техническом задании – неотъемлемой части договора (контракта) с заказчиком, составляющем нормативно-техническую основу проектирования.
  5. Некоторые обязательные взаимоотношения разработчика конструкторской документации на строительство судна с судостроительным заводом, ранее регламентируемые отраслевыми нормативными документами, не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в силу чего перестали носить обязательный характер и осуществляются по усмотрению строителя судна. Например, положения руководящего документа Минсудпрома СССР «Авторский надзор за строительством и эксплуатацией гражданских судов. Методические указания» РД 5. 0166-88.
  6. Отсутствуют нормативные документы (государственные стандарты или своды правил), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы проектной документации судов, утверждения проектов, организации наблюдения за строительством (включая порядок финансирования, отчетности и контроля), проведения испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.
  7. При проведении конкурсов на проектирование судов, в том числе с участием в качестве заказчика проектных работ государственных органов и компаний, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предпочтение отдается иностранным проектным организациям, несмотря на консолидацию государственных активов основных проектно - конструкторских бюро в составе ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и наличия в России целого ряда полноценных, обновленных проектно-конструкторских организаций негосударственных форм собственности.
  8. Сложившаяся в последнее время практика разработки эскизных и технических проектов силами одной проектной организации без взаимодействия с судостроительным предприятием, а рабочей конструкторской документации – иными проектантами негативно влияет на конечное качество проектных работ. Это неизбежно приводит к значительном увеличению общего цикла проектирования, отсутствию персональной ответственности проектантов за допущенные ошибки при создании сложных технических систем, неопределенности в решении вопросов наблюдения за постройкой судна, проблеме выпуска эксплуатационной документации, корректировке документации на серию по результатам постройки головного судна и конечному общему удорожанию стоимости судна и увеличению сроков строительства.
  9. Сегодня в стране отсутствует единая обновляемая база данных основного судового оборудования и его поставщиков с информацией о технических характеристиках, требованиях по установке, размещению и подключению, стоимости, условиях поставки, гарантиях поставщика, соответствии требованиям классификационных обществ, международных конвенций и т.д., что существенно осложняет выбор и согласование судового оборудования и его поставщиков между проектантом и заказчиком при разработке проекта судна, не позволяет на этапе проектирования определиться с конечной стоимостью судна, его эксплуатационными характеристиками.
  10. Не решенной остается проблема кадрового обеспечения проектной деятельности, подготовки и трудоустройства молодых специалистов кораблестроительных специальностей.
  11. Требуется дальнейшее развитие и консолидация проектного потенциала отечественного судостроения как государственной, так и негосударственной форм собственности.
Участники «круглого стола» отмечают, что деятельность проектных организаций отрасли и судостроительных предприятий в Российской Федерации требуют государственной поддержки, принятия мер законодательного характера и нормативно-правового регулирования, направленных на создание условий для ликвидации отставания технического уровня отечественного флота и создающей его судостроительной промышленности от мировых позиций.
На основании изложенного, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
  1. Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике:

 
  1. Организовать анализ установленных при проведении «круглого стола» проблемных вопросов с целью выработки законодательных инициатив и предложений Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, предприятиям и организациям по реализации предложений участников «круглого стола».
  2. Продолжать постоянной мониторинг ситуации, связанной с проектированием гражданских судов российскими проектными организациями.

 
  1. Правительству Российской Федерации

 
  1. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О мерах государственной поддержки российского судостроения и судоходства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Обеспечить финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы в соответствии с утвержденными программными показателями.
  3. Рассмотреть вопрос об уменьшении объемов привлечения внебюджетных средств по федеральным целевым программам, направленным на модернизацию отечественного судостроения и судоходства с возможностью замещения внебюджетной составляющей данных федеральных целевых программ средствами федерального бюджета.
  4. При подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотреть в соответствующих целевых статьях расходов детализацию (расшифровку) номенклатуры и количества судов гражданского назначения, финансирование строительства которых будет производиться за счет средств федерального бюджета.
  5. Рассмотреть вопрос включения в государственную программу комплексного развития судостроительной промышленности раздела, посвященного развитию кадрового потенциала специалистов судостроительной промышленности.

 
  1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству

 
  1. Ускорить переработку отраслевых нормативно-технических документов в области проектирования гражданских судов морского и речного транспорта, рыбопромыслового флота, нуждающихся в актуализации и приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации, требованиями действующих Международных конвенций, правилами Российского морского регистра судоходства, Российского Речного Регистра, других надзорных органов Российской Федерации.
  2. Разработать нормативные документы (государственные стандарты), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы, утверждения проектов, наблюдения за строительством, испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.

 
  1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации

 
  1. Рассмотреть вопрос о нормативном обеспечении признания интеллектуальной собственности проектно-конструкторских организаций в качестве внебюджетной составляющей работ, выполняемых по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.
  1. Подготовить и провести в III квартале 2011 года научно-практическую конференцию по результатам выполнения федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы за период 2009-2010 годов с привлечением организаций - потребителей разрабатываемой новой техники, средств навигации, связи и управления движением.

 
  1. Министерству образования и науки Российской Федерации:

 
  1. Рассмотреть вопрос о подготовке специалистов кораблестроительных специальностей только в рамках специалитета.
  2. Разработать «Положение о статусе молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение».
  3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации поступления в аспирантуру молодых специалистов-кораблестроителей.

 
  1. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному агентству по рыболовству, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»

 
  1. При размещении заказов на проектирование судов отдавать предпочтение российским проектным организациям, обеспечивающим выполнение собственными силами всего цикла проектных работ (эскизного проекта, технического проекта, рабочей конструкторской документации).
  2. В качестве генерального разработчика проектов судов выбирать российские проектные организации, обеспечивающие равные конкурентные условия (качество проекта – контрактная цена – сроки выполнения работ) в сравнении с другими участниками конкурсов.
  3. Включать в состав конкурсных комиссий на проектирование судов независимых высококвалифицированных экспертов в области проектирования.
  4. Разработать нормативный документ, определяющий состав документов для включения в конкурсную документацию на строительство гражданских судов для целей определения сроков и стоимости строительства судна.

 
  1. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»:

 
  1. Организовать создание обновляемой базы данных основного судового оборудования и его поставщиков, производимого на отечественных предприятиях, и программы продвижения этой продукции в заказы судов для российских и зарубежных заказчиков.
  2. Реализовать принцип комплексного предоставления услуг – от разработки проекта до постройки, сдачи, гарантийного и сервисного обслуживания судна по единому контракту между ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и заказчиком.
  3. Разработать стратегию единой политики в области информационных технологий для предприятий, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», с перспективой дальнейшего внедрения этой политики на всех предприятиях судостроительной промышленности Российской Федерации.
  4. Разработать ряд типовых проектов перспективных судов для реализации на судостроительных предприятиях, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», с учетом производственных мощностей и возможной специализации конкретных предприятий.
  5. Рассмотреть вопрос о создании ассоциации проектантов гражданских судов, объединяющей проектные ресурсы конструкторских бюро гражданского направления, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», а также, после соответствующей сертификации – негосударственных проектно-конструкторских бюро с последующей их специализацией на конкретных направлениях проектной деятельности.

 

 

 

 
Председатель Комиссии В.А. Попов



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич, 04.04.2011, 16:54Конечно всё это надо сделать. Определённое улучшение качества проектов произойдёт, что несколько снизит себестоимость постройки судов. Но эти мероприятия будут работать при наличии постоянных заказчиков. В стране нет системы государственной финансовой поддержки судостроения, что не привлекает заказчика.
-0+
#Le Arthur, 26.05.2011, 09:54Коллеги, статья интересная и все описанные проблемы очевидны. Но кроме требований к государству и ОСК, также следует указать требования к конструкторским бюро и заказчикам (судовладельцам). Наши зарубежные партнеры работаю на конкурентной основе, не надеясь на то, что какое-либо министерство направит к ним заказчика или деньги. И в нашем случае Качественное развитие проектных организаций возможен только тогда, когда владельцы этих КБ смогут принять зарубежный опыт и Эффективно его применить в наших условиях.
Тоже самое следует сказать и о заказчиках, которым следует выбирать КБ не по личным пристрастиям, а по показателям работы КБ - Цена/Качество/Сроки/Гарантии.
 
По некоторым пунктам у меня есть конкретные комментарии:
Пункт 2. Каждый из нас водит ту машину, которая ему нравится. Тоже самое с софтом для КБ, если вам нравится и удобно работать на каком-либо софте, то это ваше дело. Другое дело (см. пункт 8) что импорт/экспорт информации от одного КБ к Другому должен быть налажен в Эффективном ключе, а не в деструктивном. Но это работа на стадии еще когда Заказчик определяет кто делает Эскиз, кто делает Технорабочий проект и т.д.Эта координация должна быть оговорена заранее. далее...
Свежие новости
У берегов Парамушира в 2024 году поднимут и утилизируют 14 затонувших судов
12:45 , 28 Апреля 2024 / события